13 июня в Курганском областном художественном музее состоялось официальное открытие выставки «Силуэты Елизаветы Бём»

13 июня в Курганском областном художественном музее состоялось официальное открытие выставки «Силуэты Елизаветы Бём».

Выставку посетили и представители Курганской епархии Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Курганским и Белозерским Иосифом.

В экспозицию выставки вошло 70 подлинных силуэтных иллюстраций автора к русским народным сказкам, басням, пословицам и поговоркам, детским рассказам. Раритетные произведения предоставлены Курганской епархией Русской Православной Церкви. Украшением экспозиции является авторская книга Елизаветы Бём «Пирог», опубликованная в 1880 году и представлявшая собой один из первых российских комиксов. Издание было очень популярно, его с удовольствием разглядывали и дети, и взрослые. Произведения мастера силуэта дополняет ажурное каслинское литьё из фондов Курганского областного художественного музея.

XIX век подарил России целую плеяду художников, прославивших русское искусство далеко за её пределами. Во второй половине девятнадцатого столетия стали получать художественное образование и женщины, благодаря чему появились художницы, создавшие новый образ русского изобразительного искусства.

Первой начала свой длинный творческий путь, охватив самые разные техники изобразительного искусства, — силуэт, акварель, стекло, — Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), яркая представительница русского стиля. Многие ее произведения получали призы на международных выставках, она одна из немногих художников того времени, чье творчество было признано не только в России, но и в Европе и Америке.

Е. М. Бём происходила из старинного дворянского рода Эндауровых, Отец, Меркурий Николаевич, родился в Вологде, служил в лейб-гвардии Московском полку, затем в Санкт-Петербурге в департаменте Военного министерства, уволился со службы в чине коллежского асессора и переехал с семьей в имение — сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Мать, Юлия Ивановна, дочь чиновника. Оба родителя были большими любителями искусства.

Родилась Елизавета Меркурьевна 12 февраля 1843 года в Петербурге. В семье было шестеро детей. Александр стал директором Мальцевского хрустального завода, на котором Елизавета Бём создавала позже свои произведения из стекла. Детство Елизавета провела в родовом имении Щепцово, где делала свои первые шаги в рисовании. «Я себя иначе не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письма к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала рисуночки куколок и животных, и вот это-то и обратило внимание людей понимающих, что мне серьезно следовало заняться рисованием», – вспоминала Е. М. Бём.

Когда ей исполнилось 14 лет, она возвращается в Петербург для обучения в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Елизавета Меркурьевна была одной из первых женщин, получивших профессиональное художественное образование. Одним из руководителей школы был Крамской. «Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому», — писала Е. М. Бём.

В 1864 году, закончив обучение, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных. В 1865 году, приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки серебряную медаль Общества поощрения художеств. В Петербурге молодая художница познакомилась с И. Гончаровым И. Тургеневым, Л. Толстым.

В 1867 году молодая художница вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, талантливого скрипача и преподавателя, позднее профессора Петербургской консерватории. «Любя рисование всей душой, я и по выходе замуж и после того, что имела ребенка, все так же, если еще не более, занималась любимым делом», — вспоминала Елизавета Меркурьевна.

Становление Е. М. Бём как художника приходится на 1870-е годы.

Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель.

Искусству силуэта она посвятила более двадцати лет своей жизни. Это искусство зародилось в России при Петре, распространение получило только при Екатерине II. В начале XIX века любовь к силуэту распространилась среди дворянства. Елизавета Меркурьевна была единственным художником последней четверти XIX века, серьезно работающим в технике силуэта.

Она находила в нем собственную, неожиданную для силуэта тему, — свои композиции она посвящала детям, создавала иллюстрации к произведениям русских писателей.

Елизавета Меркурьевна начала работу в силуэте с традиционного портрета. Впоследствии художница выработала свой собственный тип портрета: портретируемых она помещала в интерьер, изображала в полный рост, за работой. До нее такой тип был неизвестен. Своим творчеством  она заново возродила искусство силуэта.

Известность и любовь принесли художнице силуэты из жизни детей. С 1875 г. она начала издание своих первых силуэтов, литографируя их сама и на камне. В продолжение многих лет она ежегодно выпускала в свет по тетради новых силуэтов. В своих силуэтах художница изображала мир русской деревни, в акварелях – детей в народных костюмах разных губерний, часто сопровождая их поговорками и присказками. «Детский мир и деревенская жизнь, близкие мне и самые симпатичные, служили мне сюжетами для силуэтов», – позднее вспоминала Е. М. Бём. Она обладала неистощимым запасом народных мудростей – пословиц, поговорок, присказок. Большинство силуэтов исполнено в сочетании с карандашными или перьевыми рисунками, всем композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры.

Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Она оформила полтора десятка книг, среди них — произведения И. Тургенева, Л. Толстого, И. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русские народные сказки. Ели­завета Меркурьевна оформляла и книги для издательств И. Горбунова-Посадова и И. Сыти­на, до конца своей жизни регулярно работала в различных журналах — «Нива», «Игрушечка», «Малют­ка», «Маяк».

В 1900-х годах Е. М. Бём практически пе­рестала работать в технике силуэта. «Силу­этом не рисую, т. к. это требует большой тонкости, не по глазам моим», — писала она в письме к И. Горбунову — Посадову.

Одновременно с силуэтами Елизавета Меркурьевна работала в технике акварели.

Скончалась Елизавета Меркурьевна Бём 25 июля 1914 года в своей квартире в Петербурге. До конца своих дней она не переставала работать, делала эскизы к новым акварелям. О смерти Е. М. Бём ведущая русская газета «Новое Время» писала: «На 71-м году жизни скончалась одна из привлекательнейших русских художниц. Можно с уверенностью сказать, что столь широкой известностью в самых разнообразных слоях общества, какой пользовалась Е. М. Бём, не была отмечена ничья иная женская художественная деятельность».

В русском искусстве девятнадцатого столетия есть лишь два крупных мастера силуэта – это Федор Петрович Толстой и Елизавета Меркурьевна Бём. Современники считали, что «специальность, в которой Е. М. Бём не имеет соперников – силуэты», это «единственный у нас в своем роде аристократический талант, рисовальщица маленьких картинок – силуэтов, в которых прекрасный рисунок, ум и тонкая наблюдательность этой художницы выражаются удивительнейшим умением передавать правдивые, чисто русские типы детей разных сословий и составить из их черных фигурок сцены, полные жизни и грации».

В последние годы вышло в свет несколько изданий, посвященных творчеству Е. М. Бем.  Последними на сегодняшний день изданиями являются иллюстрированный каталог почтовых открыток «Художница Елизавета Меркурьевна Бём», его составители постарались включить в него все известные открытки, в том числе репродукционные и художественные, с разными вариантами типографских надписей, и великолепный альбом «Русский стиль Елизаветы Бём», составитель С. Чапкина-Руга.

Выставка продлится с 3 июня по 6 августа.

Видео