30 мая состоялся визит делегации депутатов Государственной Думы ФС РФ – членов Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений в г. Курган

30 мая состоялся визит делегации депутатов Государственной Думы ФС РФ – членов Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений в г. Курган.

Возглавил делегацию председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Анатольевич Гаврилов.

Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений совместно с Курганской областной Думой провел в малом зале Правительства Курганской области заседание круглого стола на тему «Благотворительная деятельность. Совершенствование правовых основ благотворительной деятельности религиозных организаций».

По благословению митрополита Курганского и Белозерского Иосифа в работе круглого стола приняли участие представители Курганской епархии – руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Михаил Кучеров, руководитель епархиального отдела по социальному служению и церковной благотворительности протоиерей Владимир Алексеев,  руководитель епархиального отдела по делам молодежи священник Михаил Сычков.

В ходе круглого стола был заслушан доклад «Социальное служение Русской Православной Церкви на территории Курганской области».

По итогам работы были приняты Рекомендации круглого стола на тему «Благотворительная деятельность. Совершенствование правовых основ благотворительной деятельности религиозных организаций».

Делегация депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации посетила Александро-Невский кафедральный собор г. Кургана и ознакомилась с его историей и святынями.

Затем в помещении Курганского епархиального управления состоялась продолжительная встреча с Главой Курганской Митрополии митрополитом Курганским и Белозерский Иосифом.

В завершении визита высокие гости посетили вновь построенный Богоявленский собор г. Кургана, ознакомились с историей, многочисленными святынями и жизнью прихода.

***

Рекомендации круглого стола на тему:

«Благотворительная деятельность. Совершенствование правовых основ благотворительной деятельности религиозных организаций».

В ходе круглого стола обсуждались вопросы совершенствования законодательства в сфере благотворительной и добровольческой деятельности, социального служения религиозных организаций, опыта реализации социальных проектов в сфере добровольчества (волонтерства), а также правовые аспекты участия некоммерческих и религиозных организаций в качестве исполнителей общественно-полезных услуг.

Участники круглого стола отмечают, что в Российской Федерации возрастает интерес к добровольчеству, как важнейшему ресурсу для решения социальных задач и эффективному инструменту развития гражданского общества. По данным Росстата, число волонтеров в 2017 году составило 1,4 млн. человек или около 10% населения. Это на 20% больше, чем в тот же период 2016 года.

Наши традиционные конфессии — в первую очередь Русская Православная Церковь, а также мусульманские религиозные организации — являются по существу крупнейшими общественными институтами в стране, которые постоянно — на протяжении не просто десятилетий, а веков — используют труд тысяч добровольцев, работающих именно по зову сердца и совести.

Религиозные организации традиционно оказывают благотворительную помощь, создают центры социального служения и взаимодействуют с добровольцами. Причем волонтеры помогают не только проведению религиозных служб, но и участвуют в социальном служении, работая в больницах, хосписах, приютах, местах лишения свободы, оказывая помощь нуждающимся категориям населения. Важным направлением является получение социально-ориентированными некоммерческими организациями статуса исполнителя общественно-полезных услуг.

Отношения, связанные с осуществлением благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе религиозных организаций, регулируются законодательством РФ, в том числе Федеральными законами «О благотворительной деятельности и добровольческой (волонтерстве)», «О свободе совести и религиозных объединениях», иными нормативно-правовыми актами РФ и законами субъектов РФ.

2018 год Указом Президента РФ объявлен Годом добровольца (волонтера). Особая значимость добровольческого (волонтерского) движения отмечена в Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года: «Вовлеченность людей в дела страны и гражданская активность, как и культурные, нравственные, духовные ценности, делают нас единым народом, способным к достижению больших целей».

1 мая 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 05.02.2018 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)». Религиозные организации определены в качестве организаторов добровольческой деятельности и получили право на государственную поддержку своей деятельности.

В ходе круглого стола обсуждены основные проблемные вопросы развития благотворительности и добровольчества (волонтерства) в РФ, применения действующего законодательства в сфере социального служения и благотворительности, совершенствование законодательства в сфере социального служения и благотворительности религиозных организаций, а также перспективы дальнейшего развития волонтерского движения.

По резултатам социологических опросов в России многие граждане готовы принять участие в волонтерской деятельности, но не участвуют из-за недостатка информации. В настоящее время не утвержден порядок взаимодействия благотворительных и добровольческих организаций, в том числе религиозных организаций, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, подведомственными им учреждениями и иными организациями. Отмечается отсутствие необходимой инфраструктуры в субъектах РФ, позволяющей оказывать поддержку организаторам добровольческой деятельности и добровольческим организациям.

Участники круглого стола определили перспективные направления по совершенствованию взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций:

  • организационное закрепление полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностных лиц в сфере поддержки добровольчества;
  • усиление межведомственной координации органов государственной власти в сфере поддержки добровольчества на федеральном и региональном уровнях;
  • развитие практики стимулирования, поощрения граждан, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности;
  • расширение сферы деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций в качестве исполнителей общественно-полезных услуг.

Участники отметили положительный эффект принятия Федерального закона от 05.02.2018 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества», который должен обеспечить чёткое взаимодействие между волонтерами, организаторами волонтерской деятельности, благополучателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также повысить правовую защищенность добровольцев.

По итогам заседания круглого стола рекомендовано:

Правительству Российской Федерации:

  1. ускорить принятие общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями;
  2. определить перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, утверждается порядок взаимодействия с организаторами государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями;

Федеральным органам исполнительной власти:

  • оказывать методическое обеспечение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также содействовать им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества в субъектах РФ и на территориях муниципальных образований;

Органам государственной власти субъектов РФ:

  1. внести изменения в законодательство субъектов РФ в части приведения его в соответствии с федеральным законодательством о добровольческой деятельности;
  2. ускорить утверждение порядков взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой деятельности и добровольческими организациями;
  3. оказывать поддержку организаторам добровольческой деятельности, добровольческим организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированными некоммерческими организациями, государственными и муниципальными учреждениями, обеспечивающими оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам, организаторам добровольческой деятельности и добровольческими организациями;
  4. оказывать содействие активизации добровольческой деятельности, в том числе путем её популяризации, создания ресурсных центров, поддержки добровольчества в субъектах РФ, обеспечивающих взаимодействие с органами власти, бизнес-сообществом, социально-ориентированными некоммерческими организациями и СМИ;
  5. предоставлять меры государственной поддержки (в частности, финансовой, имущественной, информационной, в части подготовки кадров), социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе, добровольческим и религиозным организациям, привлекающим добровольцев для участия в проектах в социальной сфере;

Общественным палатам субъектов РФ:

  1. рассмотреть возможность организации информационно-методической помощи некоммерческим и религиозным организациям в части получения статуса исполнителей общественно-полезных услуг;
  2. содействовать популяризации добровольческой деятельности;

Общественным и религиозным организациям:

  1. активизировать практику привлечения государственной поддержки реализуемых социальных проектов, в том числе в рамках деятельности организаций — исполнителей общественно-полезных услуг;
  2. использовать возможности единого федерального интернет-ресурса сопровождения добровольческой деятельности «Добровольцы России» в качестве информационной площадки взаимодействия с органами власти федерального, регионального и местного уровней.