4 мая, в субботу Светлой седмицы, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф возглавил служение Божественной Литургии в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана

4 мая, в субботу Светлой седмицы, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф возглавил служение Божественной Литургии в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана.

В конце Божественной Литургии, по заамвонной молитве, Архипастырь прочитал особую молитву «на раздробление артоса» и этот освященный в пасхальную ночь в воспоминание многократных явлений верующим Воскресшего Господа хлеб был разделен на части и роздан прихожанам.

Вокруг храма был совершен пасхальный крестный ход.

Архипастырь обратился к молящимся со словом, в котором объяснил значение традиции освящения, раздробления и раздачи артоса. В первый день Пасхи освящается артос с чтением особой молитвы и окроплением  его святой водой. Всю светлую седмицу после Литургии он с крестным ходом обносится во­круг храма. В субботу светлой седмицы читается специальная молитва перед его разделением.

Откуда ведет начало этот обычай поставлять святой артос, а затем после особой молитвы раздроблять и раздавать его верующим? Что означает, и за­чем мы должны его потреблять? Обычай этот весьма древний, он ведет свое начало со времен Апо­стольских. После крестной смерти Господа Иисуса Христа Апостолы име­ли обыкновение за своей трапезой среднее место за столом оставлять пу­стым, и перед ним клали хлеб с уверенностью, что Господь Иисус Христос, их возлюбленный Учитель, невидимо присутствует и благословляет их тра­пезу, а затем, окончивши, они поднимали руки и взоры кверху и возглашали следующие слова: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во века веков! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помогай нам. Велико имя Пресвятой Троицы! Христос Воскресе!», и затем, после этого, они раздробляли этот хлеб, вкушали, веруя, что Сам Господь Иисус Христос невидимо раздает его для вкушения, и вот этот то обычай и совершается до сего времени. Что же означает артос? Он означает Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, подобно тому, как ветхозаветный агнец преобразо­вал Агнца Божия, взявшего грехи всего мира. Так и этот хлеб свидетельству­ет, что Агнец Божий, Иисус Христос, уже, в самом деле, совершил наше ис­купление, что Он сошел на землю, заклался на кресте и дался в снедь верным. Что показывает этот артос? Он показывает, что Господь Иисус Христос вос­крес действительно плотью, а не духом, как утверждали некоторые. А что Он воскрес плотью, об этом Он Сам свидетельствует, вкушая хлеб с Апостола­ми, свидетельствует Сам и тем, что разрешил апостолу Фоме вложить перст в ра­ны Его, а затем ученикам, шедшим в Эммаус, повелел преломить хлеб и бла­гословил его. Таким образом, мы видим, что Он воскрес плотью. Понятно теперь, с какими чувствами мы должны приступить к вкуше­нию сего хлеба: лобзая его, мы должны представлять, что мы лобзаем Пре­чистое Тело Господа нашего Иисуса Христа, а вкушая, духовно мы должны представлять, что мы как будто вкушаем Его плоть, и тем, которые вкушают с верой, Он подает исцеление и духовное, и телесное: по вере нашей да будет нам. И уже перед самым началом воскресного всенощного бдения в храме были затворены отверстые всю Светлую седмицу Царские врата.

Однако на этом празднование Светлого Христова Воскресения не завершилось, — до 23 мая, отдания праздника Пасхи, еще будут звучать пасхальные песнопения, и все мы будем продолжать делиться своей радостью о Воскресшем Спасителе.