Митрополит Даниил: Любовь жителей Русского Севера помогает мне и на Зауральской земле

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 9 февраля, в неделю о мытаре и фарисее и день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.

Владыке сослужили клирики Курганской епархии иерей Леонид Перчугов, иеромонах Капитон (Засыпкин), иеродиакон Эраст (Тугульбаев), а также духовенство Ильинского собора во главе с митрофорным протоиереем Владимиром Кузивом.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор под управлением Татьяны Горшковой.

Помолиться вместе с владыкой пришли сотни прихожан, в том числе глава администрации Архангельска Игорь Годзиш, замглавы администрации Новодвинска Сергей Быков, архитектор Михаило-Архангельского кафедральногого собора Дмитрий Яскорский и другие представители власти и общественных организаций.

Обращаясь с проповедью к прихожанам, владыка отметил, что новомученики и исповедники земли Русской – это те святые, которые в огромном количестве своими телами упокоились  нашей земле, а своими душами на небе молятся за нас и показывают нам пример мужества и стойкости.

«Почему часть нашего народа смогла победить машину атеизма и остаться верной Богу, а другая часть – не смогла? Ответ на этот вопрос в притче Господа, которую мы сегодня вспоминали. Мытарь и фарисей – молились, но по-разному. Люди делятся по этому признаку: одни – грешники, но чувствуют свою бездуховность,  просят у Бога прощения, и Он их прощает. Другие, вроде бы, грехов не имеют, но живут в состоянии фарисейства, то есть самодовольства, как пишет Игнатий (Брянчанинов), превозношения над ближними. И такой человек – хороший прихожанин по внешнему виду –  в момент испытания не способен быть со Христом, нести свой крест» – сказал архипастырь.

Также владыка привел слова преподобного Пимена Великого: «Более мне приятен грешник кающийся, чем тот человек, который мнит себя праведником. Потому что первый, кающийся,  имеет правильную мысль о своей греховности,  а у другого ложная мысль, и от неё идут ложные слова и действия».

«Новомученики и исповедники земли Русской – это те люди, которые не осуждали, не уничижали даже тех атеистов, которые лишали их жизни. А они молились за них, прощали их, подражали Господу на кресте, прося, чтобы Бог простил их гонителей, потому что не ведают, что творят. И мы с вами, если будем подражать новомученикам и исповедникам, будем подражать евангельскому мытарю, то тогда и наша с вами жизнь будет идти в правильном духовном русле, и Господь всегда нам будет помогать», – подчеркнул владыка.

Митрополит Даниил отметил, что сегодня в храме собралось очень много людей, а цель этой встречи – исполнение евангельской любви друг к другу.

«Вы всегда в моём сердце, и надеюсь, что я – в вашем. И эта любовь согревает нас, укрепляет и помогает мне и на Зауральской земле. Я всегда вынимаю частичку о жителях Архангельской области», – заключил архипастырь.

Также владыка поздравил с днем рождения благотворителя архангельских храмов Валерия Геннадьевича Митропольского, который нес послушание старшего иподиакона митрополита Даниила во время его служения в Архангельской епархии.

***

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 гг. В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно.

Тем временем, Русская Православная Церковь Заграницей, находившаяся тогда вне общения с Московским Патриархатом, на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года совершила прославление лика святых Новомучеников Российских. За рубежом была предпринята попытка поименовать некоторых новомучеников – в список утвержденный Собором в 1981 году вошло 525 имен. Писались иконы Собору новых русских святых. Днем памяти было определено последнее воскресение января. Однако, канонизация новомучеников Русской Зарубежной Церковью зачастую проводилась в отсутствие доказательств, которые подтверждали бы, что эти люди действительно пострадали за веру, – протоколов допросов, актов расстрелов. В итоге оказались возможными различного рода ошибки.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Отечестве весной 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января по старому стилю, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее последующее воскресенье. Дата была сопряжена с днём памяти священномученика Владимира (Богоявленского), во главе Собора было поставлено имя патриарха Московского и всея России Тихона.

Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

Члены Архиерейского Собора 2-5 февраля 2015 года, обсуждая вопрос о времени празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства.

В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.

Фото Светланы Мохнаткиной