Митрополит Даниил: Люди, проходя через несправедливость, приобретают самую лучшую награду – венец нетленный

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 15 мая  в сослужении клириков епархии совершил Божественную литургию  в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

Онлайн-трансляция богослужения велась на епархиальной странице «ВКонтакте» для тех прихожан, которые продолжают находиться дома в режиме самоизоляции.

Свою проповедь владыка Даниил начал с поздравления  прихожан с днём памяти святых благоверных российских князей Бориса и Глеба, которые  были первыми на Руси канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев.  Они являются сродниками по крови благоверному князю Александру Невскому и сыновьями киевского князя Владимира Святославовича. В 1015 году после смерти их отца вспыхнула междоусобная война. В ней Борис и Глеб были убиты старшим братом Святополком.

«Их подвиг можно понять только верующему человеку. Князья отказались биться с родным братом, проливать его кровь, а предпочли мужественно принять смерть. С точки зрения неверующего человека они проявили слабость и нерешительность. Но верующим понятно, что князья так глубоко восприняли Евангелие, что не захотели отступать от евангельских истин, — сказал владыка. — Братья не пошли по пути ветхозаветного человека, не стали мстить “око за око, зуб за зуб”, а предпочли принять смерть от руки своего брата Святополка, прозванного в народе окаянным. Он повторил предательство Каина, а святые страстотерпцы – подвиг Авеля».

Далее архипастырь напомнил об ещё одном святом, чья память сегодня празднуется, об Афанасии Великом, скончавшемся в 373 году. Он боролся за чистоту христианства против ереси Ария, и в своей жизни претерпел множество несправедливостей.

«Несправедливость была  всегда, она есть и будет. Но люди, проходя через неё, приобретают самую лучшую награду – венец нетленный. Псалмопевец Давид написал “Избави меня, Господи, от клеветы человеческия,  и сохраню заповеди Твоя”. Отцы Церкви пишут, что клевета настолько возмущает наши ум и сердце, что мы перестаём чисто молиться и выполнять заповеди, и тем самым, проигрываем. Но любые поношения мы должны принять и благодарить за них Бог», — сказал владыка.

«Сам Христос был неправедно осужден и претерпел страшные страдания за нас. Вот путь Богом избранного христианина – не только болезни и страдания, но ещё клевета и поношения. Не будем этого бояться, а будем вспоминать замечательные страницы истории, и они будут  помогать нам сохранять мирное устроение духа, чтобы мы смогли исполнять заповеди Христовы», — завершил проповедь митрополит Даниил.

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания.

 С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.

С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

После смерти святого Патриарха Александра святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах.

 Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана.

Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361–363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

По материалам сайта pravmir.ru