Митрополит Даниил: Мир Христов приходит к нам, когда мы проявляем смирение

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 19 мая совершил Божественную литургию в храме преподобного Алексия Человека Божия в селе Белозерское.

Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов, наместник Свято-Казанского Чимеевского монастыря игумен Варнава (Ваулин), настоятель Алексеевского прихода иерей Давид Меньщиков, клирики епархии.

Пел мужской архиерейский хор под руководством регента Геннадия Горохова.

Сегодня наша Церковь вспоминает и Ветхозаветного святого – Иова многострадального (книга о нём является любимой книгой на Руси), и память преподобного Михея Радонежского (келейника преподобного Сергия), и ещё нескольких мучеников. В их числе воин Варвар  и разбойник Варвар. В своей проповеди владыка Даниил подробно рассказал житие святого мученика Варвара, бывшего разбойника.

«Почему же так происходит, что в славу святости сегодняшние святые пришли через страдания? Это некий духовный закон. Преподобный Марк Подвижник по этому поводу говорил, что добродетели рождаются от страданий и бесчестий, а пороки – от наслаждений и тщеславия. Бесчестие – это страдание, которое особо уязвляет сердце. Но только через них мы становимся праведными и сподобляемся небесных наград. Об этих духовных законах  Церковь говорит постоянно. Но Бог не даёт слабым людям претерпеть сильные страдания, а только таким, как этот разбойник Варвар, как мученик воин Варвар, как многострадальный Иов», — сказал владыка.

 По словам архипастыря,  Господь даёт нам  претерпевать маленькие, по нашим силам, страдания. «Но нам наш крест кажется неподъёмным, пока мы его несём одни. А когда соединяемся с Богом,  то согласно Евангелию  ”Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть”.  Я желаю каждому постоянного, мужества, чтобы мы не настраивались ежедневного на тишь, удовольствия и наслаждения – как Бог даст! Надо быть готовым к нападкам диавола, к искушениям.  И тогда ничто не сможет изменить нашего правильного внутреннего состояния – состояния мира. А мир Христов приходит к нам, когда мы проявляем смирение.  Тогда мы преодолеваем все испытания и даже  находим силы улыбаться и благодарить Бога. Это самое правильное состояние – состояние благодати».

Закончил проповедь владыка примером жизни ветхозаветного Иова, который всегда благодарил Бога, за что и стал примером и в Ветхом, и в Новом Завете и христианином до христианства.

Настоятель храма иерей Давид Меньщиков поблагодарил архипастыря за совместную Литургию и вручил ему букет белых роз.

ЖИ­ТИЕ ПРА­ВЕД­НО­ГО ИОВА МНО­ГО­СТРА­ДАЛЬ­НО­ГО

Свя­той пра­вед­ный Иов жил за 2000–1500 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Се­вер­ной Ара­вии, в стране Ав­си­ти­дий­ской, в зем­ле Уц. Жизнь и стра­да­ния его опи­са­ны в Биб­лии (Кни­га Иова). Иов был че­ло­ве­ком бо­го­бо­яз­нен­ным и бла­го­че­сти­вым. Всей ду­шой он был пре­дан Гос­по­ду Бо­гу и во всем по­сту­пал со­глас­но Его во­ле, уда­ля­ясь от все­го зло­го не толь­ко в де­лах, но и в мыс­лях. Гос­подь бла­го­сло­вил его зем­ное су­ще­ство­ва­ние и на­де­лил пра­вед­но­го Иова боль­шим бо­гат­ством: у него бы­ло мно­же­ство ско­та и вся­ко­го име­ния. Семь сы­но­вей пра­вед­но­го Иова и три до­че­ри бы­ли друж­ны меж­ду со­бой и со­би­ра­лись на об­щую тра­пе­зу все вме­сте по­оче­ред­но у каж­до­го из них. Через каж­дые семь дней пра­вед­ный Иов при­но­сил за сво­их де­тей жерт­вы Бо­гу, го­во­ря: «Мо­жет быть, кто из них со­гре­шил или по­ху­лил Бо­га в серд­це сво­ем». За свою спра­вед­ли­вость и чест­ность свя­той Иов был в ве­ли­ком по­че­те у со­граж­дан и имел боль­шое вли­я­ние на об­ще­ствен­ные де­ла.

Од­на­жды, ко­гда пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им пред­ста­ли Свя­тые Ан­ге­лы, явил­ся меж­ду ни­ми и са­та­на. Гос­подь Бог спро­сил са­та­ну, не ви­дел ли он ра­ба Его Иова, му­жа пра­вед­но­го и чуж­до­го вся­ко­го по­ро­ка. Са­та­на дерз­ко от­ве­чал, что неда­ром бо­го­бо­яз­нен Иов – Бог бе­ре­жет его и умно­жа­ет его бо­гат­ства, но ес­ли на­слать на него несча­стья, то он пе­ре­станет бла­го­слов­лять Бо­га. То­гда Гос­подь, же­лая по­ка­зать тер­пе­ние Иова и ве­ру, ска­зал са­тане: «Все, что есть у Иова, Я пре­даю в твои ру­ки, толь­ко са­мо­го его не ка­сай­ся». По­сле это­го Иов вне­зап­но ли­шил­ся всех сво­их бо­гатств, а по­том и всех сво­их де­тей. Пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся к Бо­гу и ска­зал: «На­гим вы­шел я из чре­ва ма­те­ри мо­ей, на­гим воз­вра­щусь к ма­те­ри сво­ей зем­ле. Гос­подь дал, Гос­подь и взял. Да бу­дет Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!» И не со­гре­шил Иов пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, и не про­из­нес ни од­но­го нера­зум­но­го сло­ва.

Ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии вновь пред­ста­ли пе­ред Гос­по­дом, и сре­ди них са­та­на, то диа­вол ска­зал, что Иов пра­ве­ден, по­ка сам невре­дим. То­гда Гос­подь воз­ве­стил: «Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, что хо­чешь, толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги». По­сле это­го са­та­на по­ра­зил пра­вед­но­го Иова лю­той бо­лез­нью – про­ка­зой, ко­то­рая по­кры­ла его с ног до го­ло­вы. Стра­да­лец при­нуж­ден был вы­се­лить­ся из об­ще­ства лю­дей, сел вне го­ро­да на ку­че пеп­ла и гли­ня­ным че­ре­пом скоб­лил свои гной­ные ра­ны. Все дру­зья и зна­ко­мые оста­ви­ли его. Же­на его при­нуж­де­на бы­ла до­бы­вать се­бе про­пи­та­ние, тру­дясь и ски­та­ясь из до­ма в дом. Она не толь­ко не под­дер­жи­ва­ла сво­е­го му­жа в тер­пе­нии, но ду­ма­ла, что Бог на­ка­зы­ва­ет Иова за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, пла­ка­ла, роп­та­ла на Бо­га, уко­ря­ла и му­жа и на­ко­нец по­со­ве­то­ва­ла пра­вед­но­му Иову по­ху­лить Бо­га и уме­реть. Пра­вед­ный Иов тяж­ко скор­бел, но и в этих стра­да­ни­ях остал­ся ве­рен Бо­гу.

Услы­шав о несча­сти­ях Иова, три его дру­га при­шли из­да­ле­ка к нему раз­де­лить его скорбь. Они счи­та­ли, что Иов на­ка­зан Бо­гом за гре­хи, и убеж­да­ли непо­вин­но­го ни в чем пра­вед­ни­ка по­ка­ять­ся. Пра­вед­ник от­ве­чал, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что эти ис­пы­та­ния по­сла­ны ему от Гос­по­да по непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка Бо­же­ствен­ной во­ле. Дру­зья, од­на­ко, не ве­ри­ли и про­дол­жа­ли счи­тать, что Гос­подь по­сту­па­ет с Иовом по за­ко­ну че­ло­ве­че­ско­го воз­мез­дия, на­ка­зы­вая его за со­вер­шен­ные гре­хи. В тяж­кой ду­шев­ной скор­би пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его Са­мо­го за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред ни­ми его неви­нов­ность. То­гда Бог явил Се­бя в бур­ном вих­ре и уко­рил Иова за то, что он пы­тал­ся про­ник­нуть сво­им ра­зу­мом в тай­ны ми­ро­зда­ния и су­деб Бо­жи­их.

Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей, и Гос­подь при­нял его хо­да­тай­ство, а так­же воз­вра­тил пра­вед­но­му Иову здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Вме­сто умер­ших де­тей у Иова ро­ди­лось семь сы­но­вей и три до­че­ри, пре­крас­нее ко­то­рых не бы­ло на зем­ле. По­сле пе­ре­не­сен­ных стра­да­ний Иов про­жил еще 140 лет (все­го же он про­жил 248 лет) и ви­дел потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да.

Свя­той му­че­ник Вар­вар, быв­ший раз­бой­ник, жил в Гре­ции и дол­гое вре­мя со­вер­шал раз­бои, гра­бе­жи и убий­ства. Но Гос­подь, не хо­тя­щий смер­ти греш­ни­ка, об­ра­тил и его к по­ка­я­нию. Од­на­жды, ко­гда Вар­вар си­дел в пе­ще­ре и смот­рел на мно­же­ство на­граб­лен­но­го иму­ще­ства, бла­го­дать Бо­жия кос­ну­лась серд­ца его. Он поду­мал о неми­ну­е­мой смер­ти, о страш­ном бу­ду­щем су­де. Раз­мыш­ляя о мно­же­стве со­де­ян­ных им зло­де­я­ний, он со­кру­шил­ся серд­цем и ре­шил по­ло­жить на­ча­ло сво­е­му по­ка­я­нию, го­во­ря: «Гос­подь не пре­зрел мо­лит­вы ви­сев­ше­го ря­дом с Ним раз­бой­ни­ка и ме­ня да по­ща­дит по неиз­ре­чен­ной ми­ло­сти Сво­ей».

Вар­вар оста­вил в пе­ще­ре все свои со­кро­ви­ща и при­шел в бли­жай­шую цер­ковь. Он не скрыл от свя­щен­ни­ка свои злые де­ла и умо­лял при­нять от него по­ка­я­ние. Свя­щен­ник дал ему ме­сто в сво­ем до­ме, и свя­той Вар­вар по­сле­до­вал за ним, пе­ре­дви­га­ясь на ко­ле­нях и лок­тях, как чет­ве­ро­но­гое жи­вот­ное, ибо счи­тал се­бя недо­стой­ным зва­ния че­ло­ве­ка. В до­ме свя­щен­ни­ка он по­се­лил­ся вме­сте со ско­том, пи­тал­ся с жи­вот­ны­ми и по­чи­тал се­бя ху­же вся­кой тва­ри.

По­лу­чив от свя­щен­ни­ка раз­ре­ше­ние сво­их гре­хов, Вар­вар ушел в лес и про­жил там 12 лет без одеж­ды, на­гой, тер­пя хо­лод и зной, от­че­го все те­ло его по­чер­не­ло. На­ко­нец свя­той Вар­вар по­лу­чил из­ве­ще­ние свы­ше, что гре­хи его про­ще­ны и что он скон­ча­ет­ся му­че­ни­че­ской смер­тью.

Од­на­жды по ме­стам, где под­ви­зал­ся свя­той Вар­вар, про­хо­ди­ли куп­цы. В гу­стой тра­ве пе­ред ни­ми за­дви­га­лось что-то. Ду­мая, что это зверь, они пу­сти­ли ту­да несколь­ко стрел из лу­ков. По­дой­дя бли­же, они ужас­ну­лись, уви­дев, что смер­тель­но ра­ни­ли че­ло­ве­ка. Но свя­той Вар­вар про­сил их не скор­беть, рас­ска­зал им о се­бе и про­сил со­об­щить о слу­чив­шем­ся свя­щен­ни­ку, в до­ме ко­то­ро­го он ра­нее жил. По­сле это­го свя­той Вар­вар пре­дал дух свой Бо­гу.

Пре­сви­тер, при­няв­ший по­ка­я­ние быв­ше­го раз­бой­ни­ка, на­шел те­ло его, оза­рен­ное небес­ным све­том. Пре­сви­тер пре­дал по­гре­бе­нию те­ло свя­то­го Вар­ва­ра на том ме­сте, где он был убит. Впо­след­ствии от гро­ба свя­то­го на­ча­ло ис­те­кать це­леб­ное ми­ро, ко­то­рое ис­це­ля­ло раз­лич­ные бо­лез­ни. Мо­щи его на­хо­дят­ся в мо­на­сты­ре Кел­лий в Фес­са­лии, близ го­ро­да Ла­риссы.