Митрополит Даниил: Мы каемся и боремся – в этом и заключается духовная жизнь

В пятницу четвертой седмицы Великого поста, 27 марта,  митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком храме города Кургана.

Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов,  настоятель храма протоиерей Михаил Кучеров, священники Центрального благочиния.

По традиции перед началом вечерни был совершён чин поклонения Кресту, который всю Крестопоклонную седмицу  находился на аналое в центре храма. Затем согласно уставу владыка торжественно занёс Честной и Животворящий Крест в алтарь.

По завершению службы архипастырь своё обращение к прихожанам начал словами: «Уже прошла Крестопоклонная неделя Великого поста. Мы с вами медленно приближаемся к Страстной седмице, к празднику Пасхи.  И каждый раз, совершая Литургию Преждеосвященных Даров, мы совершаем и память святых угодников Божиих. Один из них – преподобный  Венедикт  Нурсийский, игумен, основатель монашества на западе, живший в VI веке».

О жизни и подвигах преподобного Венедикта владыка рассказал подробно, сделав особенный упор на его способность  различать грех человеческий.

«Грех был всегда. Как писал  Достоевский, идёт борьба между Богом и диаволом, а поле битвы – это сердце каждого из нас. Если мы расслабимся, не будем исповедовать свои грехи малые, не будем с ними бороться, то грехи вырастут».

Митрополит Даниил подчеркнул, что пост – особенное время, когда мы углубляемся в своё сердце. «Если до поста покаяние поверхностное, то в посту оно глубинное. Нужно увидеть зачатки малого греха, чтобы он не вырос во что-то страшное. Люди не борются с собой, пускают диавола в своё сердце, не исповедуют грехи или исповедуют поверхностно. Так – пробурчал что-то, но не оплакал его, не сокрушался, не укорял себя».

Владыка пожелал прихожанам, чтобы в оставшиеся дни поста они особенно углубились в себя, увидели в себе зачатки неприязни, злобы, которая основывается на гордости и тщеславии. «Мы каемся и боремся – в этом и заключается духовная жизнь. Желаю, чтобы каждый из нас ушел из этой жизни в покаянии, в глубоком осознании своего греха, в примирении со всеми людьми».

Настоятель храма протоиерей Михаил Кучеров назвал сегодняшнюю службу историческим событием – впервые в Свято-Троицком храме владыка отслужил архиерейским чином  Литургию Преждеосвященных Даров. «Но  самое главное, что в это непростое время владыка нас объединяет на совместную молитву, и мы прибегаем  к главному лекарству – Телу и Крови Христовых. Мы на литургиях возносим молитвы за всех болящих и просим, чтобы Господь укрепил врачей, которые мужественно сражаются с недугом, поразившим мир, и за всех нас, чтобы мы не заболели», – сказал отец Михаил.

Житие преподобного Венедикта Нурсийского

Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в итальянском городе Нурсии в 480 году. В 14 лет святой был отправлен родителями на ученье в Рим, однако, угнетенный окружавшей его безнравственностью, он решил посвятить себя другой жизни. Вначале святой Венедикт поселился при церкви святого апостола Петра в селении Еффеди, но молва о его подвижнической жизни заставила его уйти дальше в горы. Там он повстречал отшельника Романа, который постриг его в монашество и указал ему для жительства отдаленную пещеру. Время от времени отшельник приносил святому пищу. Три года в полном уединении святой вел суровую борьбу с искушениями и превозмог их. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждавшие жить под его руководством. Число учеников настолько выросло, что святой разделил их на двенадцать общин. Каждая община состояла из двенадцати иноков и составила отдельный скит. Каждому скиту преподобный дал игумена из своих опытных учеников. У преподобного остались ради назидания только новоначальные иноки.

Строгие правила, установленные для монахов святым Венедиктом, не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований.

Наконец он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал Монте-Кассинский монастырь, который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников. Устав был принят впоследствии многими западными монастырями (до 1595 года он выдержал более 100 изданий).

Устав предписывает инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вменяется в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей. Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства. Каждый новопоступающий должен пробыть послушником в течение года, чтобы изучить устав и привыкнуть к монастырской жизни. На всякое дело испрашивается благословение. Главою общежительного монастыря является игумен, имеющий всю полноту власти. Он судит, учит и вразумляет. Игумен выслушивает советы старших и опытных братьев, однако решение выносит единолично. Исполнение устава строго обязательно для всех и рассматривается как важная ступень, приближающая к совершенству.

Святой Венедикт удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения. Многих он исцелял молитвами. Свою кончину преподобный предсказал заранее.