Митрополит Даниил поздравил верующих  с праздником Святой Троицы

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 7 июня, в праздник Святой Троицы — Пятидесятницы, совершил Литургию. Торжественное богослужение прошло в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

За богослужением молились и причастились председатель совета директоров НПО «Курганприбор» Сергей Муратов и  глава Курганского отделения ОНФ Фёдор Теребенин со своими семьями. А старший внук Муратова – Владимир, одетый в новенький стихарь,   впервые помогал в алтаре во время службы

Празднование дня Пресвятой Троицы заметно отличается от празднования других двунадесятых праздников. Еще накануне праздника храм украшается березовыми веточками, вечернюю службу накануне праздника священник проводит уже в зеленом облачении — цвете праздника. Да и сам ход утреннего богослужения изменяется значительно. За Божественной литургией следует вечерня, в ходе которой совершаются особые коленопреклоненные молитвы о всех живых и усопших.

После Херувимской песни владыка рукоположил клирика Богоявленского собора Кургана диакона Димитрия Леготина во иереи.

После окончания литургии митрополит Даниил обратился к прихожанам с проповедью, которую начал с поздравления с праздником Святой Троицы Пятидесятницы. «Любое дело  мы начинаем словами “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.  Это самая краткая и сильная молитва, которую нам даровал Бог. Сегодня –  день рождения Церкви, это наш общий  праздник, потому что каждый из нас является членом Церкви», — сказал владыка.

Архипастырь напомнил, что наша Церковь состоит из двух частей: торжественной, замечательной, беспредельной – это торжествующая Церковь, Небесная, которую возглавляет Сам Господь. И второй части  – маленькой, погрязшей в грехах, той, куда относятся люди. «Удивляешься милосердию Божию, Его терпению по отношении к нам. И что же нам делать? Ползти к Богу, каяться как можно чаще, жить и стараться исполнять по мере наших сил заповеди Христовы».

«Для того, чтобы искорка разгорелась в пламя, нужен воздух. Таким воздухом для искорки, вложенной в наше сердце при крещении, является церковность, “рвение к Господу”, как пишет святитель Феофан Затворник. А праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что силы черпает из нашего богослужения. Сегодня мы собрались, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, почувствовать тихую радость соединения с Духом Святым. Как увеличительное стекло собирает лучи в один пучок, способный согреть и зажечь, так и молитва с покаянием способна возжечь сердце, чтобы оно стало горящим о спасении своём и своих ближних. Пострадать, поскорбеть за окружающих нас людей.  Это и есть общность церковная, единый организм».

«Сейчас мы будем совершать великую вечерню, во время которой мы впервые после Пасхи станем на колени и будем молиться. Эти три молитвы очень глубокие. Я прошу всех сосредоточиться, как это увеличительное стекло, собрать вместе свои мысли и чувства и от всего сердца попросить Бога. И тогда благодать Духа Святого будет обильно прибывать и радовать наши сердца!», — завершил владыка проповедь.

После этого сразу началась вечерня. В день Святой Троицы на вечерне читаются три коленопреклоненных молитвы. Владыка, а за ним священники, стоя на коленях и держа в руке букеты из цветов и берёзовых веток, прочитали молитвы. Прихожане также молились на коленях. Во время коленопреклоненных молитв хор пел ликующее песнопение: «Кто Бог Великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Творяй, творяй, творяй чудеса!».

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день (в восьмое воскресенье) после Пасхи, отсюда второе название праздника – Пятидесятница. В этот день Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, собранных в Сионской горнице в Иерусалиме.

Воскресший Господь в течение сорока дней являлся апостолам, беседуя с ними и наставляя их, а затем вознесся на небо к Отцу. Через десять дней после этого исполнилось обетование, данное Спасителем Своим ученикам: Святой Дух сошел на них в виде «огненных языков». Так Церкви была дана полнота откровения о Боге-Троице. Ветхий Завет свидетельствовал о Боге-Отце. Новый Завет начинается с воплощения Бога-Сына. После Его крестной смерти в мир приходит Третье Лицо Пресвятой Троицы – Бог – Святой Дух.

Исполненные благодатью Святого Духа ученики Христовы становятся подлинными апостолами («посланниками»), получают силы и разум для устроения Церкви Христовой на земле, с этого момента их проповедь оглашает весь обитаемый мир. Поэтому этот день также принято называть «Днем рождения Церкви».

Троице предшествует Троицкая родительская суббота – день сугубого поминовения усопших, когда принято посещать кладбища, а в храмах служатся панихиды. Следующий за Троицей понедельник почитается как День Святого Духа. Суеверное представление о том, что в Духов день нельзя работать, не имеет основания в учении Церкви и является порождением народных языческих верований.

По традиции на праздничном богослужении используются облачения зеленого цвета. Также на Троицу принято освящать ветви деревьев (обычно берез), украшать храм травой и цветами – это символизирует обновление верующих благодатью Святого Духа.

В советское время смысл праздника многими был забыт, вследствие чего традиции, связанные с Троицей, в отрыве от церковного сознания часто наделяются языческим, суеверным смыслом. Так, можно услышать, что березовые ветви имеют магическую силу, а веники для бани нужно вязать до Троицы. Последнее можно объяснить лишь тем, что молодая листва лучше держится на ветвях.