Митрополит Даниил: Рождественские богослужения наполнены необычайной радостью

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил утром 6 января, в навечерие Рождества Христова, молился в алтаре Александро-Невского кафедрального собора города Кургана за совершением последования службы Царских часов. Служба состояла из первого, третьего, шестого, девятого часов и изобразительных. Затем владыка совершил Божественную литургию.

В проповеди архипастырь напомнил, что этот день называют Рождественским сочельником.

«В этот день наши предки приходили в храм Божий, чтобы поучаствовать в специальных праздничных богослужениях. Они наполнены необычайной радостью – песнопениями, священными текстами, пророчествами. Всё это поднимает нашу душу, заставляет оторваться от земли и устремиться туда, где совершается самая большая и радостная, вечная служба Богу», – сказал митрополит Даниил.

По словам владыки, в сочельник мы должны особенно переживать то событие, которое будем праздновать ночью. И в этом праведном переживании нам помогают Отцы Церкви.

«Святой Ефрем Сирин говорил, что Господь родился, проявляя глубочайшую любовь к нам. Значит, и мы должны в это время проявить такую любовь друг к другу. Господь показал нам истинное смирение, и мы тоже должны проявить смирение перед окружающими нас людьми. Господь сотворил величайшую милость – помиловал род христианский Своим рождением, и мы должны миловать ближних. Господь не ждал, когда люди попросят его – Он Сам помог и исцелил нас от греха. И поэтому мы, продолжает Ефим Сирин, не должны ждать, когда нас попросят о помощи, а постараться увидеть нуждающихся людей и помочь им. И тогда в этот день праздника мы будем похожи на Христа Спасителя», – заключил владыка.

Рождественский сочельник — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и духовенство поет перед ней тропарь Рождеству Христову.

Часы – это специальные довольно короткие богослужения, посвященные определенному часу дня, в который произошло важное событие из земной жизни Спасителя. В богослужебной практике Православной Церкви это четыре часа: девятый, первый, третий и шестой. Главная тема девятого часа – Крестная смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа; первого – изгнание Адама и Евы из рая, а также суд над Богочеловеком у Каиафы, Его предсмертные страдания; третьего – сошествие Святого Духа на апостолов; шестого – распятие Господа на Кресте. Названия часов, их цифирная разбивка взяты из еврейской традиции. Древние иудеи разделяли день на четыре стражи. Отсюда и названия часов. Становиться в это время суток на молитву – традиция еще ветхозаветная, которая в христианстве приобрела уже новый смысл. Сегодня девятому часу соответствует 15.00, первому – 7.00, третьему – 9.00, шестому – 12.00. Сейчас для удобства богослужения часов присоединяются к более длинным суточным службам. Девятый – к началу вечерни, первый – к окончанию утрени, третий и шестой служатся перед началом Литургии.

Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого – притча) – специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки – почти все молитвословия великих часов – посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).

Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение.

Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.

В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке – 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол.

По Уставу богослужение царских часов начинается в 8.00. Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.