Митрополит Даниил: Церковь в дни поста открывает нам высоту жизни святителя Григория Паламы

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 15 марта совершил Литургию Василия Великого в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

Этот день в Православной Церкви посвящен памяти  святителя Григория Паламы, который раскрыл учение о Божественных нетварных энергиях и защитил Православную веру. В своей проповеди владыка рассказал пастве о жизни и трудах этого святого, жившего в  XIV веке.

«Высоту христианской жизни святителя Григория Паламы нам Церковь открывает в дни поста, показывая тем самым, что Отцы Церкви достигали такой высоты через пост, молитву и покаяние. Показывает, чтобы мы стремились к этому чудесному свету, который сопровождал всегда Божественные явления и угодников Божиих. А даст ли нам Господь возможность увидеть этот нетварный свет,  зависит не от нас, а от Бога: если Он увидит наше смирение, то чуть-чуть приоткроет нам эту радость. И эта радость наполнит наши сердца в вечной жизни!», — сказал архипастырь.

«Сегодня читалось Евангелие, как четверо друзей принесли к Иисусу Христу расслабленного и Господь его исцелил. Это своеобразная инструкция, как нам приблизиться к Богу – через творение добрых дел, через постоянство, долготерпение и целеустремлённость», — обратился митрополит Даниил к верующим и пожелал им быть стойкими.

Святитель Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок — в конце XIII-начале XIV века.

Лично о святителе Григории известно сравнительно немного. Он был сыном знатных родителей, проживавших в Константинополе. Благодаря родителям получил очень хорошее и разностороннее образование, но государственной службой или ученой карьерой не увлекся, а удалился на св. Гору Афон, где жил долгое время в уединении и безмолвии.

Когда свт. Григорий жил на Афоне, в Церкви появились люди, которые обвиняли афонских иноков в ничегонеделании и в ложном учении о молитве. Предводитель этих хулителей, извергавших потоки брани в адрес насельников Афона, Варлаам Калабрийский всячески издевался над учением афонских монахов об «умной молитве» (молитве, совершаемой в самых глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой умом) и об исихии — внутреннем безмолвии, которое является условием подлинного общения с Богом. С издевкой Варлаам и его единомышленники называли Григория Паламу и братию афонских монастырей «исихастами». Именно это наименование, но уже не издевательское, а благоговейное и почтительное, и закрепилось за сторонниками афонского учения о молитве и духовной жизни христианина. Сам свт.Григорий без устали обличал неправоту Варлаама и полное согласие афонского учения со Священным Писанием и Преданием Церкви. В поддержку афонитам свт.Григорий Палама написал свой главный труд — «Триады в защиту священно-безмолвствующих».

Известен свт. Григорий Палама также апологией еще одного исконного учения Церкви — о нетварных энергиях Божиих. Свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергии Бога — это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению.

Закончил свою жизнь св.Григорий Палама в сане архиепископа города Салоники, причем прославился даром исцелений и разнообразными чудесами, совершенными им в этом греческом городе. Скончался св.Григорий Палама около 1360 года.

Уже в XX веке в богословских и исторических исследованиях расцветает своеобразный «паламитский ренессанс». Жизни и трудам свт. Григория Паламы начинают посвящать множество научных монографий. Такие известные русские богословы эмигрантской школы, как архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий (Кривошеин), заново изучив все дошедшие до нас рукописи свт. Григория и свидетельства о нем, вернули святому славу величайшего из Отцов Церкви, яркого богослова и учителя, остающегося исключительно современным по сей день.