Митрополит Даниил: Великий пост – это особое бдение над своим сердцем и сознанием

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в среду, 25 марта совершил Литургию Преждеосвященных даров в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Архипастырю сослужили клирики храма.

Обращаясь с проповедью к пастве, владыка сказал: «Очень приятно, что в этот будничный день люди тянутся к храму, к причастию Святых Христовых Тайн. Для того и строятся храмы, чтобы здесь совершалась Божественная литургия. А остальные таинства могут совершаться и на дому. И только Литургия совершается в отдельно стоящем здании, где есть престол, на котором всегда хранятся Святые Дары».

Архипастырь напомнил, что сегодня Православная Церковь вспоминает святителя Григория Двоеслова, который ввел в богослужебный оборот  Литургию Преждеосвященных Даров, утвердил этот чин. А Двоесловом его называли потому, что он свои творения  писал в виде диалогов, разговора двоих человек.

Также сегодня чтится память Симеона Нового Богослова, который написал множество трактатов о самых возвышенных добродетелях. Он основал монастырь, в котором братия усиленно занималась Иисусовой молитвой. Его ещё называют «делателем сокращенной Иисусовой молитвы – «Господи, помилуй!».

Владыка рассказал, как по наущению диавола люди, которые не сопротивляются злым помыслам, часто становятся орудием врага рода человеческого и приносят другим зло.

«Великий пост – это особое бдение над своим сердцем и сознанием.  Мы боремся и говорим себе: я должен принести людям дела любви,  милосердие.  Сделать доброе дело, сказать доброе слово или просто подумать хорошо о человеке, который мне делает зло. Увидеть стоящего за ним диавола и прогневаться – не на человека, а на диавола, который искушает образ Божий.  Хотел бы, чтобы с этой мыслью вы покинули сегодня храм Господень», — завершил митрополит Даниил свою проповедь.

Святитель Григорий Двоеслов родился в Риме около 540 года. Святой получил блестящее светское образование, достиг высоких государственных постов, однако душой он искренне стремился к монашеству.

После кончины своего отца, Григорий Двоеслов потратил все состояние на устройство шести монастырей. В частности, в Риме он основал монастырь в честь святого апостола Андрея Первозванного, в котором и принял монашеский постриг, поселившись в тесной келии вместо своих палат.

В дальнейшем он долго жил в Византии по поручению Папы Пелагия II, где написал «Толкование на Книгу Иова». После смерти Папы Пелагия на Римскую кафедру избрали именно святого Григория. Однако сам себя он считал недостойным столь высокого назначения, а потому семь месяцев уклонялся от служения на кафедре, уступив в итоге лишь просьбам духовенства и паствы.

В роли главы Римской кафедры святитель Григорий Двоеслов потрудился очень значимо. Так, он составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь устно. Чин этой Литургии был утвержден Шестым Вселенским Собором.

Однако самый известный подвиг святителя – это его многочисленные творения, за одно из которых – «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» его стали называть Двоесловом, т.е. «ведущим диалог, собеседником». На русский язык сегодня переведены многие творения святого.

В течение 13 лет святитель Григорий Двоеслов управлял Римской кафедрой, отличившись сильной любовью к нищим, за что он сподобился увидеть Самого Христа.

В 604 году святой отошел ко Господу. Мощи его ныне пребывают в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. В 25 лет он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.

Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва; для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на Литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он совершал Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привёл в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство своему ученику Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5й том «Добротолюбия». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожании плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Ещё при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.