Преподобный Сергий Радонежский (1314 — +1392): эпоха, труды, наследие

  1. Эпоха.

2014 год протекает под знаком знаменательного юбилея – 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского. Чтобы осознать значение личности преподобного Сергия в истории нашего Отечества, думаю, нам, в первую очередь, необходимо говорить о формировании русской национальной идеи. А для этого следует сделать небольшой исторический экскурс. Что представляла из себя предшествовавшая жизни и деятельности преподобного Сергия эпоха?

Международная обстановка была чрезвычайно сложной.

Светским и духовным центром вселенной мыслилась Византийская империя. Она  ассоциировалась с христианской цивилизацией. Здесь был василевс, — император, сакральное сосредоточие полноты светской власти, государь, верховный покровитель и защитник православной, единственно истинной веры. Здесь был Патриарх – верховный пастырь и Отец верующих. Византия была духовным, — богословским и аскетическим, —  и культурным центром вселенной.

В 1054 г. уже произошло  окончательное отпадение церкви западной от единения с Церковью Вселенской. С этого времени католический запад справедливо воспринимался Православным Востоком как откровенно враждебная Истине Христовой сила. В 1204 г. в результате Четвертого крестового похода происходит покорение крестоносцами Константинополя и основание латинской империи.

В 1261 г. Михаил Палеолог восстанавливает Византийскую империю, но под натиском турок ее границы постоянно сужаются. В 1389 г. турки покоряют южно-славянские государства. Слабая, но пока еще остающаяся хранительницей Православия, а значит, в сознании людей того времени, центром Вселенной, Византия, тяготеет к унии с враждебным Православию Римом. Ее падение предрешено, и в 1453 г. уже наступит конец Византийской империи. В сознании современников на их глазах надвигалась катастрофа вселенского масштаба — рушилась традиционная модель восприятия мира, — экумена, т. е. вовлеченные в жизненную орбиту Империи территории, стремительно сокращались и грозили исчезновением под натиском ойкумены, — чуждого ей заселенного пространства.

Исчезнет христианская цивилизация, или у Византии будет преемник? И кто? Русь, Россия?

Но ее положение было не лучше. Русь представляла из себя разрозненные мелкие княжества, враждовавшие между собой, беспрестанно по любому поводу воюющие друг с другом, из-за ничтожной сиюминутной выгоды предававшие интересы родной Земли. Непрекращающиеся борьба и распри за великое княжение вконец дискредитировали власть.

С запада русские княжества постоянно терпели набеги шведов, немцев, Польши, Литвы, а с юга нашествия татар. В 1224 г. произошла битва при р. Калке, а в 1237 г. Батый опустошил Рязанское и Суздальское княжества. В 1238 г. произошла битва при р. Сити, ознаменовавшая начало монголо-татарского ига. В 1240 г. Батый разрушил Киев и вплоть до XVII века «матерь городов Русских» оставался уже лишь незначительным селением. Север и восток Руси представляли из себя огромные неосвоенные и необжитые пространства.

Это был период тяжелейшего разорения русских земель. Татаро-монгольское нашествие оказало губительное влияние на всю жизнь нашего Отечества, в том числе на образование: на протяжении нескольких десятков лет церковные училища, городские публичные школы и монастыри – оплоты просветительской деятельности – подвергались постоянным разорениям. Такое положение дел не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты: современники отмечали не только нищету и разорение, но и нравственную деградацию людей.

С другой стороны, именно это тяжелое испытание позволило консолидировать внутреннюю силу народа, прекратить изнурительные, братоубийственные междоусобные войны князей и объединить русские земли. Монголо-татарское иго стало жестокой школой эволюции русской государственности и национального самосознания.

Сама эпоха подсказывала русскую национальную идею. И величие и непреходящая значимость преподобного Сергия в том, что он безошибочно понял эту идею, определил пути ее осуществления и неустанно трудился над их воплощением.

  1. Труды преподобного Сергия.

Само словесное выражение этой русской национальной идеи будет сформулировано значительно позже, уже тогда, когда сама эта идея будет в значительной мере воплощена в жизнь. В 1524 году в послании великому князю Московскому Василию III Иоанновичу старец псковского Елеазарова монастыря Филофей изложил эту концепцию так: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Воззвание преподобного Сергия: «Любовью и единением спасемся!», призыв «воззрением на Святую Троицу преодолевать ненавистную рознь мира сего» служили действенными инструментами предпосылки сделать Русь преемницей исчезающей Византии. А для этого требовалось решить целый ряд непростых, а может быть даже в то время казавшихся неосуществимыми, задач:

Первая, и самая главная из них, это усиление светской власти через возвышение Москвы, объединение вокруг нее всех русских княжеств, расширение российских границ.

Затем – независимость духовной власти на Руси от Константинополя, постепенное становление полноценной Поместной Русской Православной Церкви, — от простой митрополии в составе Вселенского Константинопольского Патриархата, до автономии, автокефалии и патриаршества.

Важная составляющая этого процесса — обеспечение духовного и культурного преемства Византии. Духовное преемство могло достигаться развитием богословской мысли и книжности, — переводческими трудами, переписыванием книг, книгопечатанием, — и аскетической (подвижнической) практики. Культурное – развитием архитектуры, живописи, музыки, прикладного искусства. Все это могло осуществиться только при создании большого количества качественно новых монастырей.

Когда Вы будете знакомиться с деяниями и трудами преподобного Сергия, Вы поймете, что все они так или иначе были направлены на решение указанных выше задач.

Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию – качества, присущие преподобному Сергию, – подобно магниту, притягивали в его обитель тех, кто, вдохновившись его примером, возгорался желанием следовать за Христом. Усилиями преподобного и его сподвижников в стенах Троицкой обители была создана иноческая школа благочестия, ставшая началом духовно-нравственного возрождения русского народа. Здесь обучались монахи-книжники и иконописцы, развивалось ремесленное дело. Отсюда расходились по Руси ученики преподобного, распространявшие иночество и христианское просвещение по всем русским землям.

Время жизни преподобного Сергия стало началом «золотого века» русского монашества. Если в XIII веке возникло около 30 новых монастырей, то с 1340 по 1440 годы из поколения людей, участвовавших в Куликовской битве, а также их ближайших потомков, вышли основатели около 150 новых обителей.

Иноки уходили в необжитые и труднопроходимые земли, становясь основным двигателем освоения северных и восточных территорий. Места, где поселялись подвижники, заселялись людьми – крестьянами и ремесленниками, строились новые дороги, обрабатывались земли, возникали центры торговли. Именно так вокруг одинокой кельи преподобного Сергия, построенной им в дремучем лесу, возникла сначала монашеская обитель, а затем и крупный городской центр; так нередко возникали и другие города, в том числе в местах удаленных и труднодоступных.

При монастырях создавались библиотеки, книгописные и иконописные школы, различные мастерские. Таким образом, монастыри играли важную роль в народном просвещении и духовном единении людей.

Авторитет преподобного Сергия всегда был велик в глазах власть имущих. Он осознавал, что судьба русского народа всецело зависят от сохранения единства Руси, и неоднократно выступал с дипломатической миссией, призывая русских князей прекратить междоусобные войны и обратиться к решению задач, направленных на укрепление государства. Благодаря вмешательству подвижника многие междоусобные конфликты были предотвращены.

В 1380 году хан Мамай двинул на Русь свои войска. В его планы входило не только обложить Русь еще более тяжелой данью, но и уничтожить христианскую веру как духовную опору народа. Московский князь Димитрий Иванович Донской обратился с призывом собрать все русские военные силы, и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. На зов князя откликнулись дружины и народные ополчения всех русских княжеств. Но князь понимал, что ему и его соратникам необходима и духовная поддержка и перед битвой он поехал к преподобному Сергию, чтобы получить от него благословение. Преподобный Сергий предсказал ему победу и послал вместе с ним на бой двух бывших в миру искусными воинами иноков, Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества – святое дело, имеющее всенародную значимость. Защитив на Куликовом поле свое Отечество и Православную веру, наши предки осознали себя единым народом, но путь к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъема. Этому великому делу духовного становления русской нации и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский.

  1. Наследие.

О плодах его трудов весьма красноречиво свидетельствует обозрение эпохи уже после его земной жизни.

Начало Московскому государству было положено Иваном Калитой, 1-ым великим  князем Московским в 1328 году.  А в 1462 г. на Московский престол вступил первый единодержавный в России государь Иоанн III, собиратель земли Русской. В 1472 г. состоялся его  брак с Софьей Палеолог, представительницей византийской императорской династии. Ее внук, великий князь Иоанн IV Грозный в 1547 г. принимает царский титул и торжественно венчается на царство.

В 1478 г. к Московскому государству присоединяется Великий Новгород, в 1485 г. – Тверь, в 1487 – Казань, 1489 – Вятка, 1510 – Псков, 1514 – Смоленск, 1521 – Рязань и северные земли.

Первым Митрополитом всея Руси, избранным и утвержденным Собором Русских епископов без ведома и одобрения Константинопольского Патриарха (в то время униата)  в 1448 г. стал епископ Рязанский Иона. Это дата фактического установления автокефалии Русской Церкви. В 1589 г. произошло установление Патриаршества на Руси.

А созданное нашими предками огромное духовное и культурное богатство, которое доныне вызывает неподдельное восхищение во всем мире, является нашим общим достоянием.

            Так что те задачи, над решением которых, устремляя свой провидческий взгляд в будущее, трудился преподобный Сергий Радонежский, оказались не такими уж неосуществимыми…

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский ИОСИФ