Разъяснение пресс-службы Курганской епархии в связи с решением Епархиального совета от 23 августа 2019 г.

Заштатный епископ Евтихий (Курочкин; г. Ишим) недопустимо грубо высказался о решении Епархиального совета Курганской епархии от 23 августа с. г., назвав его «свежайшим мракобесием». «В Курганской епархии запретили отпевание покойников в ритуальных залах, сославшись на не существующие «канонические правила» ???!!!», — написал он. Недружественные Церкви СМИ, как обычно, дружно подхватили эту «новость».

            Решение Епархиального совета Курганской епархии сформулировано так:

«В связи с вопиющими случаями нарушения канонических норм и церковных установлений при совершении православных таинств и чинопоследований (треб) вне храмов, напомнить всем священнослужителям Курганской епархии, что местом совершения православных таинств и чинопоследований (треб), кроме причащения и соборования больных и освящения домов и квартир, является храм Божий.

Запретить совершение отпеваний усопших в ритуальных залах.

В случае крайней необходимости совершение отпевания усопшего в ритуальном зале священник может совершить с разрешения благочинного. При этом отпевший в ритуальном зале усопшего священник обязан в самое ближайшее время представить в Епархиальное управление рапорт о совершении такого отпевания с объяснением причины. В сельской местности в случае значительного удаления места жительства усопшего от действующего храма, как исключение, отпевание усопшего священник может совершить на дому».

В данном решении нет ссылки на канонические нормы, запрещающие отпевание усопших в иных, кроме храма, местах, как утверждает епископ Евтихий.

«Вопиющие случаи нарушения канонических норм и церковных установлений при совершении православных таинств и чинопоследований (треб) вне храмов», к сожалению, случаются. Например, отпевание не просвещенных святым крещением, отпавших от Церкви (инославных, раскольников, сектантов), самоубийц. В условиях ритуального зала священнику весьма затруднительно выяснить все обстоятельства, связанные с жизнью и кончиной усопшего. Конкретные случаи таких нарушений канонических норм были рассмотрены Епархиальным советом.

Впрочем, в силу 50-го правила Карфагенского собора, память о скончавшихся должна совершаться литургией (а это может происходить только в храме), а по нужде и кроме литургии молитвами.

Церковные установления более прямо говорят о месте совершения отпевания.

Прот. С. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Санкт-Петербург, 2010. Переиздана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Относительно места отпевания в «Последовании погребения мирских человек» говорится, что для отпевания, «вземше мощи усопшего, отходим в храм» (стр. 1219)..

«По разъяснению «Церковных Ведомостей», отпевание умерших в домах, и особенно при близком расстоянии от кладбища (не более 5 верст), как противозаконное, следует выводить из употребления (Ц. Вед. 1898, 42), так как отпевание умерших должно быть совершаемо в церкви, кроме случаев от особо заразных болезней (Ц. Вед. 1898, 44; сн. 1895, 37).» (стр. 1220).

«Может быть совершаемо отпевание не в храме, но только это следует допускать по уважительным причинам, и такие исключения не должно возводить в общее правило. Там же, где для такого исключения существуют условия, требующие постоянной его повторяемости (как напр., отдаленность храма от кладбища, неудобство путей сообщения), следует так поступать с разрешения местного епархиального начальства» (стр. 1220, сн. 1).

Вызывает недоумение и то, что епископ, хотя и заштатный, называет молитву в храме «свежайшим мракобесием», и ратует за совершение молитвословий православными священнослужителями там, где проводят свои ритуалы прощания с умершими атеисты, язычники, мусульмане, иудеи, сектанты…

Хотите ли Вы для себя такой участи, Преосвященный епископ Евтихий?