СВЯТЫНИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА Г. КУРГАНА

— Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (+1263).

Мощи переданы в дар Александро-Невскому кафедральному собору г. Кургана по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием (Лавриненко) и благочинным монастыря игуменом Никитой (Марковым) 7 сентября 2009 года.
— Ковчег с частями святых мощей святителя Димитрия, Митрополита Ростовского, всея России чудотворца (+1709);
— Ковчег с частями святых мощей преподобного Авраамия Ростовского, всея России чудотворца (+1077);

Ковчег с частицами мощей св. благоверного великого князя Александра Невского (+1263); святителя Николая Чудотворца (+345); священномученика Харалампия, еп. Магнезийского (+202); мученика Трифона (+250); св. прав. Иоанна Русского, исповедника (+1730). Дар кафедральному собору митрополита Курганского и Белозерского Иосифа в 2015 году.

—  Ковчеги-киоты с частицами древних вселенских и русских святых: святителей: Петра, Ионы, Филиппа, Митрополитов Московских, Феодосия Черниговского, Питприма Тамбовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Иоасафа Белгородского; апостола Фортуната от 70-ти; священномучеников Дионисия Ареопагита и Климента Римского; великомученика Маврикия Фивейского; великомучениц Параскевы Пятницы, Варвары, Анастасии Узорешительницы, мученицы Афанасии, святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского; мученицы Софии Римской; преподобномучеников Евфимия Афонского и Адриана Пошехонского; преподобных Пелагии Палестинской, Никиты столпника Переславского, Германа Аляскинского; блаженного Симона Юрьевецкого; мученика Мамонта Кесарийского; священномученика Леонтия, епископа Ростовского;святителей Луки исповедника, архиепископа Крымского (Войно-Ясенецкого) и Василия исповедника, епископа Кинешемского; преподобных Давида Солунского и Серафима Саровского; благоверного князя Александра Невского; преподобной Ефрсинии Московской; мучеников Киприана и Иустинии, и многих других святых.

—  В алтаре соборного храма хранятся и износятся для поклонения паломникам и в дни памяти святых ковчег с частями мощей святых преподобномучеников Афонских Евфимия (+1814), Игнатия (+1814) и Акакия (+1816), и ковчег с десницей (правой руки) святых мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (+1928).

— Икона «Спас Нерукотворный».

Эта старинная (XIX века) икона принадлежала митрофорному протоиерею Григорию Пономареву (1914 — 1997 гг.), пережившему гонения, репрессии, заключения в концлагере, много пострадавшему и отмеченному особой Божией благодатью. Образ являлся его домашней иконой, семейной реликвией, доставшейся от отца, который тоже был священником. Протоиерей Александр Пономарёв, впоследствии архимандрит Ардалион, скончался в лагере 29 июля 1938 года, причислен к лику святых как преподобномученник. В момент становления Курганской и Шадринской епархии в 90-е годы отец Григорий служил почти во всех, открытых в Курганском благочинии на тот момент храмах. После смерти протоиерея Григория Пономарёва его дочь Ольга передала икону в дар Александро-Невскому кафедральному собору.

Образ «Спас Нерукотворный» являлся его домашней иконой, семейной реликвией, доставшейся от отца, который тоже был священником. После смерти протоиерея Григория Пономарева его дочь Ольга передала икону в дар Александро-Невскому кафедральному собору.

История появления образа Спаса Нерукотворного восходит к I веку нашей эры. Эдесский царь Авгарь был болен проказой, и, узнав о чудесах, творимым Господом нашим Иисусом Христом, попросил своего художника запечатлеть Его образ. Художник всюду ходил за Христом, но воспроизвести Его лик никак не удавалось. Когда Христос увидел, что живописец пытается Его написать, то взял плат, отер им лицо, и на нем отобразился Его лик. Этот плат Он и отдал художнику. Художник привез царю этот чудесный образ, и царь сразу же исцелился, а в Господа Иисуса Христа уверовал весь город.

Согласно церковному преданию, святой Мандилион (плат, полотенце с отображенным на нем ликом Господа) стал первой в истории иконой.

— Икона Пресвятой Богородицы «Целительница».

Икона Пресвятой Богородицы «Целительница» является особо почитаемой верующими, так как она прославилась многими исцелениями страждущих. За помощью к ней прибегают во всяких скорбях и недугах, в том числе и при онкологических заболеваниях.

Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия, митроплита Ростовского «Руно Орошенное». Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской церкви, при каждом входе и выходе из храма преклонял колени перед образом Божией Матери и произносил молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!». Однажды он тяжело заболел: от сильной боли в языке он не мог говорить и даже терял сознание. Тяжко страдая, больной клирик мысленно читал свою обыкновенную молитву, и вдруг у изголовья увидел прекрасного юношу, взирающего на него с состраданием, — своего ангела-хранителя. Ангел стал молить Пресвятую Богородицу об исцелении несчастного страждущего. В ответ на горячую молитву явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.

В нижней части образа помещен рассказ о чуде, сходный с текстом, изложенным в сочинении святителя Димитрия Ростовского.

Эта чудотворная икона была написана и освящена в русском скиту монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на святой горе Афон в первой половине XIX века, около 1830 года.

В Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана список иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» появился необыкновенным образом в начале 90-х годов. По свидетельствам очевидцев,  ранее она принадлежала частному лицу. Уезжая в длительную командировку, мужчина, опасаясь за её сохранность, передал на время икону в собор. Выглядела она тогда не лучшим образом: обветшалая доска, поблекшие от старости краски, изображение едва просматривалось. Но мужчина настаивал, чтобы икону ни в коем случае не реставрировали, возможно, намереваясь в дальнейшем её продать и усматривая ценность именно в ее более старом виде.

Перед иконой постоянно служились молебны, и на глазах у священнослужителей и прихожан произошло постепенное её обновление. Краски стали ярче, потемневшее от времени изображение просветлело, проступили надписи, раскрывающие историю чудесного исцеления Викентия. Когда вернувшийся из командировки мужчина увидел обновленную икону Божией Матери, он сначала негодовал, решив, что его не послушали и отреставрировали образ. Но, узнав, что человеческая рука к иконе не притронулась, и обновление произошло по воле Божией, крепко задумался и оставил икону храму.

По сей день икона Пресвятой Богородицы «Целительница» находится в Александро-Невском соборе нетронутой рукой реставраторов, в том виде, в котором сама обновилась, и славится чудесными исцелениями. Излечившиеся болящие в знак благодарности Царице Небесной за множество милостей, которыми Она так щедро одаривает прихожан, оставляют на ней свои драгоценные украшения.

Ежедневно образу Божией Матери «Целительница» поклоняется множество людей, — кто со скорбью, кто с радостью, и каждого Она слышит и принимает под Свой святой омофор.

— Икона Божией Матери «Скоропослушница».

На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на Св. Афонской горе в Скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею 1902 г.». На оборотной стороне образа сохранилась надпись: «Сия св. икона Скоропослушницы выписана со св. Афонской Горы из Русскаго Ильинскаго Скита и пожертвована в Покровскую церковь села Шкодскаго Курганскаго уезда священником оной церкви Иоанном Ильиным Феодотьевым в 1902 году июля 20 дня». Икона находилась в Покровской церкви с. Шкодское Мало-Чаусовской волости. После 1935 г. церковь была закрыта, а икона попала в Курганский областной художественный музей. После возвращения верующим Александро-Невского кафедрального собора икона передана в храм.

— Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона.

На обратной стороне иконы  великомученика и целителя Пантелеимона имеется печать:  «Икона сия писана и освящена на  Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя  Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в блгодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред чесным его образом. 1903 года.»

— Отреставрирована Августовская икона Божией Матери, Которой в 2016 году исполнилось 100 лет.
Явление Божией Матери, Запечатлённое на Августовской иконе, произошло 1 сентября (по ст. ст.) 1914 года, во время Первой мировой войны, в период борьбы за Восточную Пруссию, в районе Августова. В то время Августов был уездным городом Сувальской губернии Царства Польского. Накануне решающего боя Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полки двигались к месту боёв. Около 11 часов ночи войнам кирасирского полка в тёмном ночном звёздном небе явилась Божия Матерь. Видение длилось 30 — 40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились. Божия Матерь предстала в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Её левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, в сторону направления движения русских войск. Вскоре после боёв у Августова русская армия одержала крупную победу. В этом сражении не один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. Это явление Божией Матери получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление». Написана икона  была по благословению святителя Макария (Невского), митрополита Московского, в 1916 году и до 1917 года не успела распространиться в большом количестве списков. Кроме того, после революции списки этой иконы уничтожались с особой озлобленностью. Один из списков Августовской иконы находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Этот храмовый образ написан в 1916 году. Внизу обрамления иконы имеется надпись: «Чудесное явление Пресвятой Богородицы, Августовская победа» Икона выполнена согласно иконографии: Богоматерь стоит с Богомладенцем на облаке, а справа снизу виднеется солдатский лагерь. Этот образ из коллекции ведущего хирурга КНИИЭКОТа (Институт имени академика Илизарова) Мальцева Валерия Дмитриевича. При отъезде на работу в Италию он передал икону в кафедральный собор. В 2015 году сильно потрескавшийся и обветшавший образ был реставрирован.

— Появился в соборе и целый ряд новых икон. Три из них, — Божией Матери «Неупиваемая Чаша», покровителей семейной жизни святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, и святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — выполнены мастерицами иконописной мастерской Московского Свято-Данилова монастыря.

—  Другие шесть икон, — великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, мученика Трифона, святителя Спиридона Тримифунтского, великомучениц Варвары и Екатерины, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, — написаны на чеканном золочёном левкасе в иконописной мастерской «Ставрос» в древнем Ярославле.

—  В некоторых иконах, — великомученика Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца, мученика Трифона, великомучениц Варвары и Екатерины, — вставлены ковчежцы с частицами их святых мощей.

—  В храме появилась и большая икона Всех святых, от века Богу благоугодивших. Написана она местным художником протоиереем Андреем Ваньковым. В том месте, которое на иконе отмечено сияющими камнями восьмиконечным крестом, вставлено много частиц святых мощей древних мучеников, пострадавших за Христа в эпоху кровавых гонений на христиан со стороны языческих императоров.

—  Несколько икон с частями святых мощей расположено в храме на аналоях: святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, написаная в память празднования тысячилетия русского монашества на Афоне в 2016 году, преподобного Далмата Исетского, священомученика Аркадия (Горяева), пресвитера Боровского. Есть и образ святого, с именем которого связано строительство нашего храма — святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского, бывшего епископом Тобольским и Сибирским.