Святыни Александро-Невского кафедрального собора г. Кургана

— Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (+1263).

Мощи переданы Александро-Невскому кафедральному собору г. Кургана по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием 7 сентября 2009 года.

— Ковчег с частями святых мощей великого святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, всея России чудотворца (+1709).

— Ковчег с частями святых мощей преподобного Авраамия Ростовского, всея России чудотворца (+1077).

— Ковчег с частицами мощей св. благ. вел. кн. Александра Невского (+1263); святителя Николая Чудотворца(+345); священномученика Харалампия, еп. Магнезийского (+202); мученика Трифона(+250); св. прав. Иоанна Русского, исповедника (+1730).

— Ковчеги-киоты с частицами древних вселенских и русских святых:

Святителей: Петра, Ионы, Филиппа Митрополитов Московских, Феодосия Черниговского, Питирима Тамбовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Иоасафа Белгородского.

Апостола Фортуната от 70-ти; священномучеников Дионисия Ареопагита и Климента Римского; великомученика Маврикия Фивейского; великомучениц Параскевы Пятницы, Варвары, Анастасии Узорешительницы, мученицы Афанасии.

Святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского; мученицы Софии Римской; преподобномучеников Евфимия Афонского и Адриана Пошехонского; преподобных Пелагии Палестинской, Никиты столпника Переславского, Германа Аляскинского; блаженного Симона Юрьевецкого.

Мученика Маманта Кесарийского; священномученика Леонтия, епископа Ростовского; святителей Луки исповедника, архиепископа Крымского (Войно-Ясенецкого) и Василия исповедника, епископа Кинешемского; преподобных Давида Солунского и Серафима Саровского; благоверного князя Александра Невского; преподобной Евфросинии Московской;

Мучеников Киприана и Иустинии, и многих других святых.

В алтаре собора хранятся и износятся для поклонения:

— Ковчег с десницей (правой рукой) святых мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (+1928).

С именем Святителя связано строительство Александро-Невского собора г. Кургана. Во время приезда в Курган епископа Тобольского и Сибирского Агафангела 21 января 1895 г. ему доложили, что два существующих храма в Кургане уже не вмещают прихожан, и желательно возведение третьего храма. Он, благословив строительство, пожертвовал от себя на сооружение нового храма 100 рублей. В итоге за полчаса поступило 18 тысяч рублей. 22 июня 1902 г. храм был освящен.

— Ковчег с частью мощей (ребро) святителя Игнатия (Брянчанинова; + 1867).

— Икона «Спас Нерукотворный».

Эта старинная икона (написана в XIX веке), почитающаяся в Кургане чудотворной, принадлежала митрофорному протоиерею Григорию Пономареву, пережившему гонения, репрессии, заключения в концлагере, много пострадавшему и отмеченному особой Божией благодатью.

Образ «Спас Нерукотворный» являлся его домашней иконой, семейной реликвией, доставшейся от отца, который тоже был священником (протоиерей Александр, впоследствии архимандрит Ардалион; скончался в лагере 29 июля 1938 г.; канонизован как преподобномученик в 2008 году). После смерти протоиерея Григория Пономарева его дочь Ольга передала икону в дар Александро-Невскому кафедральному собору.

История появления образа Спаса Нерукотворного восходит к I веку нашей эры. Эдесский царь Авгарь был болен проказой, и, узнав о чудесах, творимым Господом нашим Иисусом Христом, попросил своего художника запечатлеть Его образ. Художник всюду ходил за Христом, но воспроизвести Его лик никак не удавалось. Когда Христос увидел, что живописец пытается Его написать, то взял плат, отер им лицо, и на нем отобразился Его лик. Этот плат Он и отдал художнику. Художник привез царю этот чудесный образ, и царь сразу же исцелился, а в Господа Иисуса Христа уверовал весь город.

Согласно церковному преданию, святой Мандилион (плат, полотенце с отображенным на нем ликом Господа) стал первой в истории иконой.

— Икона Пресвятой Богородицы «Целительница».

Находящаяся в соборе икона Пресвятой Богородицы «Целительница» особо почитается верующими как чудотворная, так как она прославилась многими исцелениями страждущих. За помощью к ней прибегают во всяких скорбях и недугах, в том числе и при онкологических заболеваниях.

Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия, митроплита Ростовского «Руно Орошенное». Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской церкви, при каждом входе и выходе из храма преклонял колени перед образом Божией Матери и произносил молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!». Однажды он тяжело заболел: от сильной боли в языке он не мог говорить и даже терял сознание. Тяжко страдая, больной клирик мысленно читал свою обыкновенную молитву, и вдруг у изголовья увидел прекрасного юношу, взирающего на него с состраданием, — своего ангела-хранителя. Ангел стал молить Пресвятую Богородицу об исцелении несчастного страждущего. В ответ на горячую молитву явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.

В нижней части образа помещен рассказ о чуде, сходный с текстом, изложенным в сочинении святителя Димитрия Ростовского.

На оборотной стороне образа имеется печать: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира, и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1897 года».

Икона происходит из построенной в 1894 г. Никольской церкви с. Петуховское Шмаковской волости и была особо почитаемой в приходе. Образ, выписанный со Святой горы Афон, был торжественно принесен в приход 18 июня 1897 года. С тех пор в этот день в храме ежегодно совершалось торжественное богослужение с крестным ходом. После закрытия храма в 1930 г. сведений об иконе не обнаружено.

В Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана икона Пресвятой Богородицы «Целительница» появилась в начале 1990-х годов. Ранее она принадлежала частному лицу. Уезжая в длительную командировку, мужчина, опасаясь за её сохранность, передал на время икону в собор. Выглядела она тогда не лучшим образом: обветшалая доска, поблекшие от старости краски, изображение едва просматривалось. Но мужчина настаивал, чтобы икону ни в коем случае не реставрировали, возможно, намереваясь в дальнейшем её продать и усматривая ценность именно в ее более старом виде.

Перед иконой постоянно служились молебны, и на глазах у священнослужителей и прихожан произошло постепенное её обновление. Краски стали ярче, потемневшее от времени изображение просветлело, проступили надписи, раскрывающие историю чудесного исцеления Викентия. Когда вернувшийся из командировки мужчина увидел обновленную икону Божией Матери, он сначала негодовал, решив, что его не послушали и отреставрировали образ. Но, узнав, что человеческая рука к иконе не притронулась, и обновление произошло по воле Божией, крепко задумался и оставил икону храму.

По сей день икона Пресвятой Богородицы «Целительница» находится в Александро-Невском соборе и славится чудесными исцелениями. Излечившиеся болящие в знак благодарности Царице Небесной за множество милостей, которыми Она так щедро одаривает прихожан, оставляют на ней свои драгоценные украшения.

Ежедневно к образу Божией Матери «Целительница» притекает множество людей, — кто со скорбью, кто с радостью, и каждого Она слышит и принимает под Свой святой омофор. Каждую пятницу вечером, если нет бденного, либо полиелейного праздника, перед образом «Целительницы» прочитывается акафист.

— Икона Божией Матери «Скоропослушница».

На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на Св. Афонской горе в Скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею 1902 г.»

На оборотный стороне образа сохранилась надпись: «Сия св. икона Скоропослушницы выписана со св. Афонской Горы из Русскаго Ильинскаго Скита и пожертвована в Покровскую церковь села Шкодскаго Курганскаго уезда священником оной церкви Иоанном Ильиным Феодотьевым в 1902 году июля 20 дня».

Икона находилась в Покровской церкви с. Шкодское Мало-Чаусовской волости. После 1935 г. церковь была закрыта, а икона попала в Курганский областной художественный музей. После возвращения верующим Александро-Невского кафедрального собора икона передана в храм.

— Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона.

На обратной стороне иконы имеется печать: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честным его образом. 1903 года».

В икону вставлен ковчежец с частицей мощей святого.

— Августовская икона Божией Матери.

Явление иконы произошло 1 сентября (по ст. ст.) 1914 года, во время Первой мировой войны, в период борьбы за Восточную Пруссию, в районе Августова. В то время Августов был уездным городом Сувальской губернии Царства Польского. Накануне решающего боя Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полки двигались к месту боёв. Около 11-ти часов ночи воинам кирасирского полка в тёмном ночном звёздном небе явилась Божия Матерь. Видение длилось 30-40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились. Божия Матерь предстала в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Её левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, в сторону направления движения русских войск. Вскоре после боёв у Августова русская армия одержала крупную победу. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. Это явление Божией Матери получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление».

Написана икона была по благословению святителя Макария (Невского), митрополита Московского, в 1916 году и до 1917 года не успела распространиться в большом количестве списков. Кроме того, после революции списки этой иконы уничтожались с особой озлобленностью.

Один из списков Августовской иконы находится в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана. Этот храмовый образ написан в 1916 году. Внизу обрамления иконы имеется надпись: «Чудесное явление Пресвятой Богородицы. Августовская победа». Икона выполнена согласно иконографии: Богоматерь стоит с Богомладенцем на облаке, а справа снизу виднеется солдатский лагерь. Этот образ из коллекции ведущего хирурга КНИИЭКОТа (Институт им. акад. Илизарова) Мальцева Валерия Дмитриевича. При отъезде на работу в Италию он передал икону в кафедральный собор. В 2015 году по благословению митрополита Курганского и Белозерского Иосифа образ был реставрирован.

Поскольку Матерь Божия явилась под Августовом преимущественно казакам, икона особо почитается этими воинами. День празднования 14 сентября (1 сентября по старому стилю).

—  В кафедральном соборе находится также точная копия главной святыни Зауралья чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери.

— В храме хранится несколько икон с частицами святых мощей:

— Великомученика Георгия Победоносца;

— Святого мученика Трифона;

— Святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы;

— Великомученицы Екатерины;

— Великомученицы Варвары;

— Преподобного Далмата Исетского;

— Священномученика Аркадия (Горяева), пресвитера Боровского.

— В кресте, вставленном в большой иконе Всех Святых, от века Богу благоугодивших, находятся мощи многих древних мучеников, пострадавших в эпоху языческих гонений за Христа.