Святыни Богоявленского собора г. Кургана

— Чудотворная явленная «Утятская» икона святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского, чудотворца (1749 г.).

Николай Чудотворец особо любим и почитаем нашим народом. Живший 16 веков назад Святитель совершил не только многочисленные чудеса, но отличался необычайным милосердием, помогал всем нуждающимся и сам искал тех, кто нуждался в помощи. Не зря в народе его с любовью называют Угодником, Заступником, Чудотворцем. Многочисленные храмы стоят в России и возводятся новые в честь Святителя Николая, не счесть и икон с ликом Святого, которые есть в каждом храме и в каждой православной семье. Но особенно дороги нам те иконы великого Святителя, которые по его молитвам Господь прославил дарованием чудес и благодатной помощи людям. Такой бесценной святыней и является Чудотворный Утятский образ Святителя Николая.

Это одна из главных и почитаемых святынь не только Зауралья, но и всего Урала и Сибири. 7 (20 по новому стилю) мая 1749 года, за день до весеннего приходского праздника в честь Святителя Николая, неизвестно откуда он был принесен в Утятскую слободу водою речки Серебрянки, одного из рукавов Тобола. Во время весеннего половодья местная жительница со звучным именем Синклитикия, а в просторечье Секлетея, пришла на Серебрянку чистить рыбу. Почти у самого берега она увидела на воде широкую темную доску, потянулась за ней, но доска отплыла. Пытаясь взять её, женщина вошла в воду, но доска снова отплыла от нее на несколько сажен. Секлетея вышла из воды и, почувствовав на себе взгляд, оглянулась. Из воды, из-под речного песка и тины на нее смотрели… глаза! Тогда Секлетея бросилась в село и объявила об этом священникам и народу. Доску взяли из воды и, омыв, увидели образ Святителя Николая, который представляет собою житийную икону размером 109 Х 92 см., в центре расположено погрудное изображение Угодника Божия, а по краям помещено 18 сюжетов из его жития. С тех пор икона хранилась в местном храме. Огромное почитание этого образа связано с многочисленными исцелениями и получением благодатной помощи молящимися.

После революции Явленная Чудотворная икона Святителя Николая, как и многие святыни нашего Отечества, понесла немало страданий. В 1922 году храм  разорили  и  закрыли. Над чудотворной иконой надругались – прицельно стреляли в глаза Святителя из духового ружья. Искромсали на части великолепную серебряную ризу Святителя, от которой до наших дней сохранилось две части, свидетельствующие о той любви и почитании, которые питали к образу наши благочестивые предки. Сама икона чудом избегла уничтожения. Когда закрывали храм, председатель сельсовета тайно под покровом ночи передал Чудотворную икону, чтобы сохранить ее, верующим супругам. В сентябре 1960 года они попытались перенести образ в действующую Свято-Духовскую церковь поселка Рябково г. Кургана, но ее отобрали уполномоченные сельсовета. Спустя годы образ Святителя Николая был найден на полке в амбаре сельсовета и передан в краеведческий музей села Утятское. В 1989 году музей был ограблен. Небольшие иконы похитили, а большую и тяжелую Чудотворную икону не смогли вынести и снова кощунственно надругались над ней, — острым предметом повредили красочный слой образа Святителя. После этого случая икону передали в Свято-Духовскую церковь поселка Смолино, а 2007 году перенесли в Богоявленский храм села Утятское.

В 2015 году было принято решение о неотложной научной реставрации Утятского Чудотворного образа святителя Николая. Детальный осмотр древней иконы показал, что образ выполнен в XVII веке. Темперная живопись высокой художественной работы. Средник иконы был записан масляной довольно примитивной живописью в конце XIX века. Как показали рентгеновские исследования, под этой записью хорошо сохранился первоначальный великолепный лик Святителя древнего письма и более крупного размера. В целом образ находился в тяжелом состоянии, — на нем было много утрат и повреждений красочного слоя, имелись осыпи, стал рыхлым левкас, что со временем грозило полной утратой изображения. Образ перенес кощунственные издевательства. Многочисленные следы от пуль духового оружия говорят о том, что икону прицельно расстреливали, целясь в глаза Святителя. Интересно отметить, что в глаза Святителя на его древнем, находившемся под поздней записью изображении, не попала ни одна пуля!

Реставрационные работы проводились в помещении при Курганском епархиальном управлении прибывшим из Москвы опытным специалистом-реставратором С. Н. Артемьевой. Была укреплена, промыта и покрыта специальным защитным составом доска иконы, укреплены красочный слой и левкас, удалены многочисленные гвоздики, образ расчищен от загрязнений, сняты поздние записи, удалена сильно потемневшая от времени олифа, подведен левкас в выбоинах, сделаны тонировки в местах многочисленных утрат красочного слоя, восстановлена утраченная позолота, воспроизведены утраченные надписи, образ покрыт специальными защитными слоями. В результате успешно проведенных реставрационных работ Чудотворная икона предстала взорам молящихся в том историческом виде, в котором она некогда явилась нашим благочестивым предкам более двух с половиной веков назад. 21 мая 2016 года образ помещен в Богоявленском соборе г. Кургана. Древний лик Святителя открыт взорам наших современников.

Для хранения Чудотворного образа изготовлены специальный резной киот и киот-ковчег, который призван защитить древнюю святыню от внешних воздействий.

— Чудотворная явленная икона Божией Матери «Одигитрия» Югская (1615 г.).

Явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) Югская произошло в Псково-Печерском монастыре в 1615 году схимонаху Дорофею. Святой образ прославился многочисленными чудесами и знамениями милости Божией к людям. Некогда Матерь Божия обещала преподобному Дорофею даровать спокойное, мирное и благоденственное житие. Об этих же дарованиях ныне молятся Божией Матери пред перед Ее чудотворной иконой, сохранившейся до наших дней.

Каждое воскресенье в 17:00 совершается молебен с акафистом со всем городским духовенством, возглавляет богослужение Митрополит Курганский и Белозерский Иосиф.

— Чтимая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (XVII век).

Это самая древняя в России икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Написана она в XVII веке и находилась в с. Большое Ивановское, вотчине стольника Н. И. Боборыкина. Образ пользовался у прихожан особым почитанием и считался чудотворным. Еще в глубокую старину он был украшен сохранившимися до нашего времени чеканной высеребряной ризой с серебряными венцами. В храме, где находился образ, служил священник Александр Никольский, отец священномученика Андроника, архиепископа Пермского. Несомненно, что святитель постоянно изливал пред образом свои молитвы. Перед иконой «Неувядаемый Цвет» верующие молятся о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, о вразумлении при выборе будущего супруга, о том, чтобы обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга.

— Курганская копия чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение».

Написана в Тобольске в 1860-х годах, освящена в Абалацком монастыре. Происходит из взорванного в 1957 году Троицкого собора г. Кургана. Реставрирована в 2015 г.

— В храме хранится несколько икон, написанных и освященных на Святой Горе Афон в середине XIX – начале XX века:

— два списка Иверской иконы Божией Матери;

— икона Божией Матери «Достойно есть»;

— икона Божией Матери «Отрада и Утешение»;

— образ Великомученика и Целителя Пантелеимона.

В соборе также хранится много замечательных икон:

— Список Боголюбского образа Пресвятой Богородицы XVII века;

Казанская икона Пресвятой Богородицы XIX века, которой в годы гонений на Церковь нанесли множество ножевых ранений;

— Икона великомученицы Параскевы Пятницы, написанная по заказу воинов, вернувшихся невредимыми с Первой мировой войны 1914-1916 годов. На обороте иконы помещены имена и фамилии этих воинов;

— Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова академического письма XIX века, храмовый образ Иоанно-Богословской домовой церкви Курганского духовного училища (ныне здание правительства области);

— Две иконы святителя Николая и праведного Симеона Верхотурского XIX века, написанные в иконописной мастерской Верхотурского монастыря; одна из них с частицей мощей праведного Симеона;

— Древняя икона святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, XVII века;

— Икона преподобного Павла Фивейского, принадлежавшая известному старцу архимандриту Павлу (Груздеву; +1996 г.)

Югская икона Божией Матери с 16 клеймами чудес, созданная ярославскими мастерами в память 400-летия явления чудотворного образа в 2015 г.;

— Уникальный образ преподобного Сергия Радонежского с миниатюрными сценами жития, написанный в 2014 г. ярославскими мастерами в память 700-летия со дня рождения Преподобного;

— В соборе находится точная копия главной святыни Зауралья чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери;

— Список чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», подающей благодать исцелений от пьянства и наркомании.

В алтаре Богоявленского собора хранятся и износятся для поклонения:

— Ковчег-реликварий с Шипом Тернового Венца Спасителя.

— Ковчег-реликварий с частью Животворящего Древа Креста Господня.

— Ковчег-реликварий с частицей Ризы Живоносной Христовой.

— Ковчег с частями мощей святых преподобномучеников Афонских Евфимия (+1814), Игнатия (+1814) и Акакия (+1816).

— Ковчег с частицами мощей: мучеников Трифона, Вонифатия, Иустина, Иннокентия, Виталия, Феликса, Германа, Хрисанфа, Зиновия; мученицы Неониллы; преподобномученика Евстратия Киево-Печерского; благоверной великой княгини Евдокии Московской.

— Святой мученицы Валентины.

— Священноисповедника Леонтия, архимандрита Михайловского.

— Ковчег с частью главы священномученика Николая (Любомудрова; +1918);

— Реликварий с частицей мощей святой мученицы царицы Александры (+303 г.);

— Ковчежец с частью честной главы мученика младенца Иоанна (Чеполосова), Угличского (+1663).

В витринах-мощевиках, расположенных в интерьере собора, хранятся ковчеги с мощами:

1. (рядом с чудотворным Утятским образом свт. Николая, на левой стороне притвора):

— Святителя Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского;

— Святителя Спиридона, еп. Тримифунтского;

— Св. великомученика и целителя Пантелеимона;

— Св. великомученика Георгия Победоносца.

2. (рядом с Казанской-Чимеевской иконой Божией Матери, на правой стороне притвора):

— Святых мучеников Адриана и Наталии;

— Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских;

— Св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских;

— Св. мучеников Трифона и Флора и Лавра.

3. (справа перед главным иконостасом):

— Ковчег с частями честных глав мучеников Келестина, Магна Кизичесского, Иустина, мучениц Афанасии Канопской (+31 янв. 311 г.) и Христины (+24 ил. ок. 300 г.), преподобной Доды игумении (+24 апр., VII век).

— Ковчег с большой частью святых мощей мученика Викентия диакона, Сарагосского (+304 год).

— Ковчег с частями мощей мучениц Елены Испанской (+13 авг. 304 г.), Виктории (Ники, +258 г.) Карфагенской, Феофилы девы, Никомидийской, +28 дек. 302 г.), Регины девы, Галльской, +7 сент. 286 г.).

— Ковчег с большой частью мощей преподобного Илариона Троекуровского.

— Ковчег с большой частью мощей преподобного Саввы Стромынского.

— Ковчег с большой частью мощей святого праведного Василия Павловопосадского.

4. (слева перед главным иконостасом):

— Ковчег с большой частью мощей десницы (кистью правой руки) святителя Феодосия исповедника, епископа Коломенского.

— Ковчег с кистью руки святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского.

— Ковчег с 12 частицами святых мощей преподобных отцов и старцев Оптинских: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Амвросия, Анатолия I, Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия II, Нектария.

— Ковчег с частицами мощей: Виленских мучеников; мучеников Грузинских; святителей Мелетия Рязанского и Иоанна Шанхайского; священномученика Романа (Медведя); преподобноисповедника Леонтия, архимандрита Михайловского; преподобной и благоверной княгини Анны Кашинской; преподобных Иосифа Волоцкого и Феодора Санаксарского; праведного воина Феодора Ушакова; праведного Феодора Томского; блаженного Алексия Елнатского.

— Ковчег, в который вставлены три старинных ковчежца, с частицами Покрова (Мафория), Ризы (Хитона) и Пояса Пресвятой Богородицы;

— Ковчег с частицами мощей угодников Божиих, имеющих благодатную силу от Бога в исцелении наших телесных болезней и духовных немощей: Великомученика Димитрия Солунского; апостола Варфоломея; мучеников бессребреников Космы и Дамиана; мученика Вонифатия; святителей Василия Великого и Модеста Иерусалимского; священномученика Киприана и мученицы Иустины.

5. (в левом приделе во имя святителя Николая):

— Ковчег с мощами честной главы святой Великомученицы Варвары (+ ок. 306 г.).

— Ковчег с главой святого мученика Валерия Свессионского, Гальского (+287 г.).

— Ковчег с частью главы святого мученика Виктора-воина (+ ок. 290 г.).

— Ковчег с частями мощей: свщмуч. Иринея, еп Лионского; свщмуч. архидиакона Лаврентия; муч. Кирина Римского; муч. Вонифатия Тарсийского; муч. Христофора Ликийского; препмуч. Сирения Сермийского (+307); преп. Иоанна Лествичника; преп. Пелагии Палестинской; преп. Филофея пресвитера, Вифинского; преп. Аристоклия Афонского, старца Московского.

— Ковчег с мощами новомучеников Российских: священномучеников: Владимира, митрополита Киевского (+1918); Фаддея, архиепископа Тверского (+1937); Илариона, архиепископа Верейского (+1929); пресвитеров Александра Смирнова и Феодора Ремизова (+1918); священноисповедников: Афанасия (Сахарова;+1962), епископа Ковровского; Сергия архимандрита (Серебрянского; +1948); Александра архимандрита Санаксарского (+1961).

— Ковчег с мощами исповедников Российских: преподобноисповедника Георгия (Лаврова; +1932), архимандрита Даниловского; Георгия Седова (+1960), Романово-Борисоглебского; преподобноисповедницы Параскевы Дмитровской (Матиешиной; +1953).

Ковчег с частицами мощей: апостола Варнавы; равноапостольной Марии Магдалины; преподобных Отцов в лавре св. Саввы в 614 г. убиенных; преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского; святителя Филарета, митрополита Московского; святителя Иннокентия, митрополита Московского; преподобного Варнавы Гефсиманского; блаженной Любови Рязанской.

— Ковчег с частями мощей праведного Симеона Верхотурского; преподобного Далмата Исетского; священномученика Аркадия, пресвитера Боровского.

Ковчег с частицами мощей: апостола Андрея Первозванного; великомученика и целителя Пантелеимона; мученика Иоанна Воина; преподобных Евфимия Суздальского, Макария Калязинского, Арсения Коневского, Саввы Сторожевского, Геннадия Любимоградского.

— Гробница с мощами святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (+1090 г.).

— Ковчег с частями мучеников первых веков христианства: Симфориана Римского (память 18 декабря; +ок. 287 г.); Прова Аназарвского (память 12 октября; +304 г.); Дисидерия чтеца, Путеольского (память 21 апреля; +ок. 305 г.); Кандида Трапезундского (память 21 января; III–IV вв.); Иуста Римского (память 14 июля; I век); Короната Кесарийского, Вифинского (память 17 августа; +249 г.).

6. (в правом приделе в честь Иверской иконы Божией Матери):

— Ковчег (в виде храма) с частями мощей святых благоверных князей Феодора Смоленского (+1299 г.) и чад его, Давида (+1321 г.) и Константина, Ярославских чудотворцев.

— Ковчег с частями мощей священномученика Константина, пресвитера Богородского, и иже с ним пострадавших (+1918г).

Иконы с частицами мощей: святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца; св. равноапостольной княгини Ольги; св. княгини Людмилы Чешской; преподобного  Саввы Освященного; преподобного  Никиты Столпника Переславского.