В Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана завершилось формирование икон убранства внутреннего интерьера

После своего вступления на Курганскую кафедру новый епархиальный архиерей митрополит Иосиф обратил внимание на внутреннее убранство главного храма Зауралья – Александро-Невского кафедрального собора. Состав икон в храме во многом формировался случайно – в интерьер собора помещалось то, что можно было достать, что приносили прихожане. Среди икон были и высокохудожественные произведения, и образа прекрасного афонского письма, но также и такие, которые не отличались качеством изображений. Довольно примитивными были и киоты. Все старые иконы требовали серьезной реставрации. Не было таких храмовых икон, которые традиционно бывают особенно почитаемы прихожанами – Казанской и святителя Николая. И Владыка, который является настоятелем собора, приступил к обновлению его интерьера.

На Художественно-производственном предприятии «Софрино» было заказано несколько новых икон в позолоченных и серебреных ризах – точная копия главной святыни Зауралья, чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери, святителя и Чудотворца Николая, «Всех скорбящих Радосте».

Старая потертая риза иконы преподобного Серафима Саровского была отремонтирована и вызолочена.

Владыка передал с собор большие храмовые иконы в великолепных ризах Тихвинскую, Борскую «Взыскание погибших», «Распятие Христово с апостольскими страданиями», «Архистратиг Михаил и избранные святые», а также старинные иконы Богоматери Одигитрии Смоленской, Воскресения Христова с двунадесятными праздниками, святителя Димитрия Ростовского.

В соборе хранится три больших особо почитаемых прихожанами храмовых иконы старого афонского письма, — Божией Матери «Целительница», «Скоропослушница» и великомученика и целителя Пантелеимона.

На оборотной стороне образа «Целительницы» имеется печать: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира, и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1897 года». Икона происходит из построенной в 1894 г. Никольской церкви с. Петуховское Шмаковской волости и была особо почитаемой в приходе. Образ, выписанный со Святой горы Афон, был торжественно принесен в приход 18 июня 1897 года. После закрытия храма в 1930 г. она находилась у частного лица, а в начале 1990-х годов была передана в собор и славится чудесными исцелениями. Излечившиеся болящие в знак благодарности Царице Небесной за множество милостей, которыми Она так щедро одаривает прихожан, оставляют на ней свои драгоценные украшения. Каждую пятницу вечером, если нет бденного, либо полиелейного праздника, перед образом «Целительницы» прочитывается акафист.

На передней стороне иконы Божией Матери «Скоропослушница» имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на Св. Афонской горе в Скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею 1902 г.». На оборотный стороне образа сохранилась надпись: «Сия св. икона Скоропослушницы выписана со св. Афонской Горы из Русскаго Ильинскаго Скита и пожертвована в Покровскую церковь села Шкодскаго Курганскаго уезда священником оной церкви Иоанном Ильиным Феодотьевым в 1902 году июля 20 дня». Икона находилась в Покровской церкви с. Шкодское Мало-Чаусовской волости. После 1935 г. церковь была закрыта, а икона попала в Курганский областной художественный музей. После возвращения верующим Александро-Невского кафедрального собора икона передана в храм.

На обратной стороне иконы великомученика и целителя Пантелеимона имеется печать: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону  и умильно молящимся пред честным его образом. 1903 года».

Эти почитаемые иконы были отреставрированы на месте прибывшими из Москвы мастерами-реставраторами.

А Августовскую икону Божией Матери, которой в этом году исполнилось 100 лет, для этой цели пришлось отправлять в Тверь.

Явление Божией Матери, запечатленное на Августвоский иконе, произошло 1 сентября (по ст. ст.) 1914 года, во время Первой мировой войны, в период борьбы за Восточную Пруссию, в районе Августова. В то время Августов был уездным городом Сувальской губернии Царства Польского. Накануне решающего боя Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полки двигались к месту боёв. Около 11-ти часов ночи воинам кирасирского полка в тёмном ночном звёздном небе явилась Божия Матерь. Видение длилось 30-40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились. Божия Матерь предстала в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Её левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, в сторону направления движения русских войск. Вскоре после боёв у Августова русская армия одержала крупную победу. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. Это явление Божией Матери получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление». Написана икона была по благословению святителя Макария (Невского), митрополита Московского, в 1916 году и до 1917 года не успела распространиться в большом количестве списков. Кроме того, после революции списки этой иконы уничтожались с особой озлобленностью. Один из списков Августовской иконы находится в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана. Этот храмовый образ написан в 1916 году. Внизу обрамления иконы имеется надпись: «Чудесное явление Пресвятой Богородицы. Августовская победа». Икона выполнена согласно иконографии: Богоматерь стоит с Богомладенцем на облаке, а справа снизу виднеется солдатский лагерь. Этот образ из коллекции ведущего хирурга КНИИЭКОТа (Институт им. акад. Илизарова) Мальцева Валерия Дмитриевича. При отъезде на работу в Италию он передал икону в кафедральный собор. В 2015 году сильно потрескавшийся и обветшавший образ был реставрирован.

Сохранена в интерьере соборного храма и старинная икона XIX века «Спас Нерукотворный», почитающаяся в Кургане чудотворной, принадлежавшая митрофорному протоиерею Григорию Пономареву (1914 – 1997 гг.), пережившему гонения, репрессии, заключения в концлагере, много пострадавшему и отмеченному особой Божией благодатью. Образ являлся его домашней иконой, семейной реликвией, доставшейся от отца, который тоже был священником. Протоиерей Александр Пономарев, впоследствии архимандрит Ардалион, скончался в лагере 29 июля 1938 г., причислен к лику святых как преподобномученик. После смерти протоиерея Григория Пономарева его дочь Ольга передала икону в дар Александро-Невскому кафедральному собору.

Из старых икон остался также образ святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Появился в соборе и целый ряд новых икон. Три из них, — Божией Матери «Неупиваемая Чаша», покровителей семейной жизни святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — выполнены мастерицами иконописной мастерской Московского Свято-Данилова монастыря.

Другие шесть икон, — великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, мученика Трифона, святителя Спиридона Тримифунтского, великомучениц Варвары и Екатерины, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, — написаны на чеканном золоченом левкасе в иконописной мастерской «Ставрос» в древнем Ярославле.

В некоторых иконах, — великомученика Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца, мученика Трифона, великомучениц Варвары и Екатерины, — вставлены ковчежцы с частицами их святых мощей.

В храме появилась и большая икона Всех святых, от века Богу благоугодивших. Написана она местным художником протоиереем Андреем Ваньковым. В том месте, которое на иконе отмечено сияющим камнями восьмиконечным крестом, вставлено много частиц святых мощей древних мучеников, пострадавших за Христа в эпоху кровавых гонений на христиан со стороны языческих императоров.

Несколько икон с частицами святых мощей расположено в храме на аналоях: святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, написанная в память празднования тысячелетия русского монашества на Афоне в 2016 году, преподобного Далмата Исетского, священномученика Аркадия (Горяева), пресвитера Боровского. Есть и образ святого, с именем которого связано строительство нашего храма – святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского, бывшего епископом Тобольским и Сибирским.

            Для всех икон Художественно-производственное предприятие «Софрино» изготовило одинаковые киоты с золочеными подрамниками. Некоторые киоты украшены резными золочеными навершиями, что позволило им органично вписаться в храмовое пространство.

            Кроме икон с частицами мощей в храме для поклонения верующих постоянно доступны следующие святыни:

Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (+1263); мощи переданы Александро-Невскому кафедральному собору г. Кургана по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием 7 сентября 2009 года;

Ковчег с частями святых мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского, всея России чудотворца (+1709);

Ковчег с частями святых мощей преподобного Авраамия Ростовского, всея России чудотворца (+1077);

Ковчег с частицами мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (+1263); святителя Николая Чудотворца (+345); священномученика Харалампия, еп. Магнезийского (+202); мученика Трифона (+250); св. прав. Иоанна Русского, исповедника (+1730);

Ковчеги-киоты с частицами древних вселенских и русских святых: святителей: Петра, Ионы, Филиппа Митрополитов Московских, Феодосия Черниговского, Питирима Тамбовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Иоасафа Белгородского; апостола Фортуната от 70-ти; священномучеников Дионисия Ареопагита и Климента Римского; великомученика Маврикия Фивейского; великомучениц Параскевы Пятницы, Варвары, Анастасии Узорешительницы, мученицы Афанасии; святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского; мученицы Софии Римской; преподобномучеников Евфимия Афонского и Адриана Пошехонского; преподобных Пелагии Палестинской, Никиты столпника Переславского, Германа Аляскинского; блаженного Симона Юрьевецкого; мученика Маманта Кесарийского; священномученика Леонтия, епископа Ростовского; святителей Луки исповедника, архиепископа Крымского (Войно-Ясенецкого) и Василия исповедника, епископа Кинешемского; преподобных Давида Солунского и Серафима Саровского; благоверного князя Александра Невского; преподобной Евфросинии Московской; мучеников Киприана и Иустинии, и многих других святых.

В алтаре соборного храма хранятся и износятся для поклонения паломникам и в дни памяти святых ковчег с частями мощей святых преподобномучеников Афонских Евфимия (+1814), Игнатия (+1814) и Акакия (+1816), и ковчег с десницей (правой рукой) святых мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (+1928).

С именем святителя Агафангела связано строительство Александро-Невского собора г. Кургана. Во время приезда в Курган епископа Тобольского и Сибирского Агафангела  21 января 1895 г. ему доложили, что два существующих храма в Кургане уже не вмещают прихожан, и желательно возведение третьего храма. Он, благословив строительство, пожертвовал от себя на сооружение нового храма 100 рублей. В итоге за полчаса поступило 18 тысяч рублей. 22 июня 1902 г. храм был освящен.

В результате проделанной работы интерьер соборного храма Кургана стал благолепней, а его святыни привлекают не только прихожан, но и паломников из соседних регионов.