В Богоявленском соборе города Кургана завершена отделка левого придела, в его интерьере установлено еще три старинных иконы

Прототипом Богоявленского собора является церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» в Угличе, построенная в 1689—1690 гг. на личные средства богатого купца Никифора Григорьевича Чеполосова в память о его шестилетнем сыне Иване, убитом приказчиком Рудаком. Согласно первому варианту проекта Угличской ГЭС, здание церкви предполагалось снести, но её художественная ценность была такова, что ради сохранения этого памятника даже в сталинское время пришлось перерабатывать проект и строить электростанцию выше по течению Волги. Особое изящество ему придает нарядная шатровая колокольня и крыльцо.

В настоящее время в Богоявленском соборе совершаются регулярные богослужения и параллельно силами Курганского епархиального управления ведутся внутренние отделочные работы. Несколько дней назад завершена отделка левого, северного придела храма. В его интерьере в резных киотах установлено еще три старинные иконы.

Первая из них – копия XVIII века чудотворного Нерукотворного образа Спасителя из Спасо-Пробоинской церкви г. Ярославля. Основание этой церкви связано с явлением чудотворной иконы 25 мая 1612 г. В конце марта этого года в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с кн. Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Для избавления от мора решено было молиться чудотворной Толгской иконе Божией Матери, но протоиерею Илье из Успенского собора во сне дважды было указание взять в Крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ храма Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Во время Крестного хода произошло первое чудо — исцеление слепого, который просил милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда Крестный ход поравнялся с часовней, где находился образ: никак не смогли двинуться с места несшие икону. На этом месте решено было построить обыденный (построенный за один световой день) храм в честь образа Спаса Нерукотворного. Деревянную церковь построили и уже вечером служили в ней, после чего мор прекратился. Крестные ходы стали проводить каждый год 24 мая. Известно, что в 1654 г. во время эпидемии чумы после крест­ных хождений с иконой болезнь пошла на убыль. Образ Нерукотворного Спаса оставался невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасо-Пробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем. Ярославский чудотворный образ Спаса Нерукотворного является одной из почитаемых святынь России.

Вторая икона – Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. По преданию, эта икона явилась в Костроме в 1239 году и была походным образом святого князя Александра Невского. В 1613 году в Свято-Троицком Ипатьевском Костромском монастыре этим образом был благословлен на царство первый государь из династии Романовых Михаил Федорович. Икона Богоявленского собора представляет собой список чудотворного образа середины XIX века. На ней хорошо сохранились великолепные старинные оклад и венцы, вышитые бисером. Перед Феодоровской иконой особенно молятся о благополучном рождении детей. Знаменательно, что икона установлена в соборе в канун дня ее празднования – 14/27 марта.

Третья икона — образ Всех Святых XIX века. На ней помещены миниатюрные изображения святых в порядке их празднования по месяцам на весь год.

Эти иконы являются даром митрополита Курганского и Белозерского Иосифа Богоявленскому собору. Резные киоты для икон изготовлены по заказу митрополита Иосифа мастерскими Свято-Троицкого Братства г. Щигры Курской области.

Работы по отделке и внутреннему убранству храма по мере возможности и материальных средств будут продолжаться. В настоящее время силами Курганского епархиального управления ведутся отделочные работы в правом, южном приделе Богоявленского храма.