В Курганской епархии рассмотрели вопрос о совершении приходских треб

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил возглавил первое заседание Епархиального совета.

Участие в нем приняли члены действующего совета: настоятель Богоявленского собора города Кургана священник Леонид Перчугов, настоятель Порт-Артурского храма города Кургана протоиерей Владимир Алексеев, настоятель Петропавловского храма микрорайона Черемухово города Кургана иерей Виктор Сурин и клирик Рождественского храма города Кургана иерей Георгий Чирков.

Также к участию в заседании были приглашены благочинные и руководители епархиальных отделов.

Одной из главных тем обсуждения стал вопрос упорядочивания практики совершения треб на приходах Курганской епархии. Митрополит Даниил обратился к духовенству с просьбой высказать отношение к сложившейся ситуации. Священнослужители единодушно отметили, что практика отпевания покойников в ритуальных залах и моргах не соответствует христианским традициям. Из-за условий, создаваемых похоронными организациями, такие отпевания часто совершались в спешке, с недопустимым сокращением чинопоследования. Священник не имел возможности обратиться к родным и ближним усопшего с проповедью и словами утешения. Смысл отпевания как части погребального христианского обряда таким образом утрачивался.

В то же время, по словам священнослужителей, людям, особенно в сельской местности, бывает затруднительно привезти тело усопшего в храм, и им удобнее было бы пригласить священника в дом или на кладбище.

Выслушав пастырей, митрополит Даниил отметил: «Я согласен с мнением священнослужителей. Отпевание в ритуальном зале это как венчание в дворце бракосочетаний. Сама атмосфера храма располагает к особой сердечной молитве. Пришедшие родственники могут спокойно помолиться, проститься с усопшим, получить утешение в беседе со священником. Но, конечно, исключения возможны. И в случае необходимости по согласованию с секретарем епархии священник может совершить отпевание на дому или на кладбище. Чтобы не обременять людей дополнительными расходами, я предлагаю убрать всякие “ценники” на очные отпевания в храмах. Пожертвование должно быть добровольным. По своему опыту я знаю, что люди, которые решили отпеть усопшего сродника в церкви, потом бывают очень благодарны. Никакой ритуальный зал не может сравниться с храмом».

Члены Епархиального совета утвердили предложение владыки.

Также на заседании было отмечено, что заочное отпевание может совершаться, только если родственники не могут участвовать в погребении тела (например, если человек утонул или погиб в результате авиакатастрофы и останки не найдены). Заочное отпевание также возможно, если родственники вообще не желают совершать чинопоследование. Тогда на отпевании должны присутствовать те, кто обратился с просьбой о его проведении. Никакой «выдачи земельки» в отрыве от чина отпевания быть не должно. Это противоречит смыслу христианского погребения усопших.

Члены Епархиального совета также подчеркнули, что противоречит учению Церкви и практика кремации, а канонической нормой является захоронение почивших в земле. Если родственники настаивают на кремации по объективным причинам (например, если нужна транспортировка на дальние расстояния), то они должны обратиться с прошением на имя епархиального архиерея, с подробным изложением ситуации. Без благословения архиерея отпевать подлежащих кремации усопших нельзя.

Кроме того, на Епархиальном совете был рассмотрен вопрос о церковных разводах. Члены совета отметили, что понятия «развенчание» в Православной Церкви не существует. При жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5:32; 19:9). Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов. Эти обстоятельства перечислены в общецерковном документе «О канонических аспектах церковного брака».

При наличии указанных оснований одна из сторон может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о признании ее церковного брака утратившим каноническую силу. Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака не является препятствием для вынесения церковной властью самостоятельного суждения и собственного решения по долгу пастырского попечения, в соответствии с церковными канонами, а также нормами, содержащимися в настоящем документе.

После исследования вопроса епархиальный архиерей может выдать свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии.

Члены Епархиального совета также отметили, что прошения о признании брака утратившим каноническую силу и разрешении на повторное венчание не будут приниматься от нецерковных и неверующих людей, которые не понимают смысла церковных Таинств и не стремятся изменить свою жизнь.

Епархиальный совет – постоянно действующий коллегиальный орган епархиального управления, выполняющий в соответствии с действующим Уставом Русской Православной Церкви исполнительные и распорядительные функции.