В Курганской епархии ввели обязательное оглашение перед таинством Крещения

Епархиальный совет Курганской епархии под председательством митрополита Курганского и Белозерского Даниила принял решение о введении на всех приходах огласительных бесед перед таинством Крещения.

Пока обязательной будет одна продолжительная беседа, отделенная по времени от самого Таинства. В дальнейшем планируется увеличение бесед до двух-трёх и более. В случае Крещения ребенка оглашение должны будут проходить как крестные, так и сами родители.

Епархиальному отделу религиозного образования поручено в течение месяца утвердить список приходских катехизаторов и снабдить их всеми необходимыми методическими материалами. По итогам оглашения планируется выдавать специальное свидетельство. Также до конца 2019 года в Курганской епархии будет проведен семинар для катехизаторов.

«Прошу священнослужителей окружать готовящихся к Крещению людей особым вниманием и заботой. От нашего отношения будет зависеть, останутся ли эти люди в Церкви или сразу уйдут из нее. Если человек покрестился у вас, возьмите у него телефон, наберите его потом, пригласите в храм попить чаю и побеседовать, подарите духовную литературу. Так вы покажете вновь крещенному человеку, что он действительно дорог Церкви Христовой», — отметил митрополит Даниил.

Также  Епархиальный совет принял решение ввести на всех крупных приходах Кургана должности помощников настоятелей по социальному и молодежному служению, миссии и катехизации, которые будут организовывать внебогослужебную приходскую деятельность.

* Оглашение — первоначальное ознакомление с христианским вероучением людей, желающих вступить в Церковь, предшествующее таинству Крещения.

На вопросы о подготовке к таинству Крещения отвечает пресс-секретарь главы Курганской митрополии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, бакалавр богословия Михаил Насонов:

Огласительные беседы, проводимые перед таинством Крещения, — зачем они нужна и есть ли в них смысл? Не дополнительная ли это препона?

Сперва отмечу, что оглашение — традиция Церкви, существующая со времени ее основания. Христос говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28;19). С апостольских времен Таинству Крещения предшествовало покаяние, покаянию — научение. В последние годы практика оглашений начала возрождаться. Надо сказать, что она необходима Русской Церкви как воздух — слишком велик разрыв между количеством крещеных людей и тех, кто ведет сознательную церковную жизнь. В 80-е и 90-е годы прошлого века прошло «второе крещение Руси», но из десяти крещеных «без научения» остался в Церкви лишь один.

Оглашение нужно, в первую очередь, для того, чтобы человек понимал, куда и зачем он пришел. Чтобы свой главный выбор в жизни он сделал осознанно. Как правило, мотивы Крещения связаны либо с магическими представлениями («Надо ребеночка покрестить, чтобы не болел, чтобы защита была»), либо с народными традициями, модой («Бабушка упросила», «Все крестятся, и я пойду»). Впоследствии, даже став полноценными членами Церкви, люди часто не знают основ своей веры. И, к сожалению, «крестильные потоки» приводят к тому, что человек не видит никакого различия между тем, чтобы обращаться к экстрасенсам, заниматься магией, читать гороскопы и посещать храм.

Когда к священникам обращаются с вопросами: «Можно ли пройти процедуру крещения без использования крестных?», — или: «Почему мне нужно ходить на огласительные беседы перед Крещением ребенка, если я и так православная — и в храме свечки регулярно ставлю?», — то становится ясно, что люди совершенно не понимают смысла Таинства.

Знать тонкости богословия перед Крещением не обязательно, но понимать, ради чего ты пришел в храм (принес своего ребенка; берешь за кого-то ответственность как восприемник), необходимо.

Могут ли отказать в Таинстве Крещения?

Да, и это отражено в канонах Церкви и современных церковных документах, посвященных Крещению и оглашению. Есть абсолютные препятствия, например, нельзя крестить повторно, если достоверно известно, что человек был крещен; нельзя крестить усопшего. Есть условные препятствия. Допустим, человек принес крестить ребенка «для того, чтобы не болел». Священник объясняет, что смысл Таинства совсем в другом, что и самим родителям нужно изменить свою жизнь, прийти в храм. Если человек отвечает, что ему ничего этого не нужно, то священник имеет полное право отказать, так как неверие родителей, сознательный отказ от духовной жизни — все это препятствия для Таинства. Другое дело, что не надо ставить все новые и новые барьеры. Понятно, что человек, приходя первый раз в храм, теряется, ему проще спрятаться в привычную скорлупу товарно-денежных отношений: «я вам — вы мне». В этот период ему нужно помочь и все объяснить.

Есть другая беда. Когда человек приходит и спрашивает: «Что у вас положено делать для Крещения?». Ему отвечают: «Положено пройти две беседы, выучить Символ Веры и внести пожертвование». Человек все добросовестно выполняет, крестится и пропадает из Церкви. Здесь также надо объяснить, что с Крещением духовная жизнь только начинается. Что побывать в храме всего два раза: на крещении и отпевании — это в корне неправильно. Важно во время первых встреч донести, что вся радость от соединения со Христом впереди. И даже отказ в Таинстве — это не пожизненный запрет, а призыв лучше подготовиться к событию, которое важнее всего остального.

Что входит в обязанности восприемника?

Восприемничество — это своего рода клятва перед лицом церковной общины, перед Богом в том, что человек берет ответственность за крещаемого ребенка, обязуется сделать все, чтобы он рос в лоне православной традиции. Те, кто забывают о своем обещании, становятся клятвопреступниками.

Часто люди воспринимают кумовство, как возможность породниться. Надо отметить, что родство здесь только духовное. Важно, чтобы восприемник был человеком воцерковленным. А если к вам обратились с предложением стать крестным, то нужно хорошо подумать. Когда священников спрашивают, стоит ли соглашаться стать восприемником ребенка из нецерковной семьи, то батюшки говорят, что это может быть крест не по силам. Поэтому так важно, чтобы оглашение проходили и восприемники — они должны понимать, какую ответственность на себя берут.

Существуют ли особые условия оглашения, когда речь идет о Крещении детей?

В древней Церкви была традиция оглашения, начиная с семилетнего возраста. Сейчас обычно перед Крещением проводится беседа, во время которой священник может понять, осознает ли ребенок, что за событие произойдет в его жизни, укрепить и наставить его. Знаю несколько случаев, когда простые, добрые слова, сказанные батюшкой перед Крещением, дети долгие годы сохраняли в своем сердце.

Важный момент — должно быть согласие родителей на Таинство. Если родители относятся к Церкви враждебно или равнодушно, то ни о какой духовной жизни крещеного ребенка говорить не приходится. Тогда ради чего крестить — чтобы поставить галочку?