В субботу 29 августа в 17-00 в Богоявленском соборе г. Кургана состоится передача древнейшей в России чтимой иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» XVII века

16 апреля н. ст. совершается празднование иконе Божией Матери, именуемой «Неувядаемый цвет». На этой иконе Пресвятая Богородица на одной руке держит Своего Божественного Сына, а в другой руке у Нее цветы. Эти цветы символически знаменуют неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».

Иконографию «Богоматерь Неувядаемый Цвет» можно отнести к числу малоизвестных икон. Иконы Богоматери, имеющие название «Неувядаемый Цвет», отличаются друг от друга по иконографии, и те немногие, что прославились в России, имеют различную историю. Эти иконы связаны со службой Акафисту Пресвятой Богородице и появились не ранее конца XVII века. До этого времени, несмотря на развитость акафистного цикла, специальных икон для службы Акафисту, не было.

Местом возникновения и развития этого типа икон считается Константинополь, откуда они распространились по греческим землям и пользовались особой популярностью в Фессалониках. Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» разнообразны, порой совершенно несхожи между собой. Но в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах «Богоматерь Неувядаемый Цвет» облачены в царские одежды. Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок. Наиболее ранний образец такого рода — это икона святой Анны, матери Пресвятой Богородицы, с Марией-отроковицей, у Которой в руке белый цветок, символизирующий Христа. Еще одна важная деталь, которая характерна для иконографии «Неувядаемого Цвета», — на головах Богоматери и Христа изображены царские венцы.

Освятила употребление цветов православная гимнографическая традиция, в которой уподобляются «Неувядаемому Цвету» и Христос, и Богоматерь.
Важную роль в формировании «Неувядаемого Цвета» сыграла иконография «Похвалы Богоматери», появившаяся в конце XIV века, в которой пророки, воздавая хвалу восседающей на престоле Марии, протягивают Ей свитки с текстами своих пророчеств, при этом рядом с каждым из них изображены преобразовательные символы Марии: закрытые врата, скрижали Завета, лестница, цветущий жезл, руно, горящая купина, ковчег, клещи, звезда и гора.

В греческой иконописи XVIII века известны образы Богоматери с Младенцем на престоле, в которых Богоматерь держит в руке процветший жезл, на головах у Марии и Христа венцы, а вокруг — пророки с текстами пророчеств на свитках. Это «Похвала Богоматери» с отдельными чертами, характерными уже для «Неувядаемого Цвета».  Таким образом, темы «Акафист Богородице» и «Похвала» переплетаются в иконах и в результате создаются новые варианты традиционных иконографий.

Название «Неувядаемый Цвет« связано с песнопениями, посвященными Богоматери. Списки иконы «Неувядаемый цвет» прославились в Москве, Воронеже и других местах. Происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано со Святой Горой Афон: по склонам Святой Горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Древнейшая греческая икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» находится в Спасо-Преображенском монастыре, называемом  Большой Метеор (Греция). Появление иконы в России относят к XVII веку. Сюда икона, очевидно, попала через паломников.

Наиболее известный и почитаемый образ, относящийся к типу икон Божией Матери «Неувядаемый Цвет», упоминаемый в исторических документах, относится к XVIII столетию — к 1757 году. Он находился в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте позже построенного храма Христа Спасителя.

Другая икона «Богоматерь Неувядаемый Цвет» была принесена с Афона прихожанину церкви Успения Богородицы в Могильцах Малевскому-Малевичу в 1865 году и почиталась как чудотворная. С этой иконы был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни. Сам этот образ не сохранился, но остались его многочисленные копии – «списки».

В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем «Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон» монаха Мелетия. Это событие и послужило импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.

Перед иконой «Неувядаемый Цвет« верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Во всех этих случаях Божия Матерь «Неувядаемый Цвет» помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга.

Самая древняя в России икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» с XVII века находилась в селе Большое Ивановское, которое вместе с группой деревень составляло вотчину стольника Н. И. Боборыкина, а в начале XIX века – имение коллежского асессора А. А. Кикина. В 1763 году в селе была построена двухэтажная пятиглавая трехпрестольная каменная церковь Преображения Господня. В этом храме служил отец уроженца села священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского, священник Александр Никольский, который погребен на кладбище у церкви. Образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» пользовался у прихожан особым почитанием и считался чудотворным. Еще в глубокую старину он был украшен чеканной высеребряной ризой с серебряными венцами. Несомненно, что весь священнический род Никольских благоговейно почитал и усердно молился перед этим образом Божией Матери, и что прославленный особой твердостью в вере и принявший мученический венец святитель Андроник (Никольский) в детстве и впоследствии во время своих посещений родительского дома постоянно изливал пред образом Пречистой Богоматери «Неувядаемый Цвет» свои молитвы.

Среди лютых гонений на Церковь Христову и ее святыни, воздвигнутых безбожными богоборческими властями, древний образ Богоматери «Неувядаемый Цвет» не только дошел до нашего времени неповрежденным, но и сохранил свое убранство, в том числе и прекрасные серебряные венцы старинной ярославской работы.

Митрополит Курганский и Белозерский Иосиф передал древний образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» на постоянное хранение в Богоявленский кафедральный собор города Кургана. И теперь каждый желающий сможет молитвенно приникнуть к этой святыне.

Сегодня мы имеем возможность, как в старину, как это делали наши благочестивые предки, предстоя перед древней иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет», молиться Ей о помощи в обретении духовных сил для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга, сохранения себя в чистоте и праведности.