Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил совершил чин погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы
Служение главы митрополии
29 Августа, 2024
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил вечером 28 августа, в праздник Успения Преблагословенной Девы Марии, в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана совершил всенощное бдение с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы.
Владыке сослужили клирики собора. Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор (регент Кирилл Колотыгин).
Основой чина Погребения Богородицы, как и в службе Погребения Спасителя, является исполнение стихов 118 псалма (17-й кафизмы) Псалтири, которую называют по первому стиху «Блаженные непорочные в путь». Чтение перемежается особыми молитвенными обращениями к Матери Божией «Благослове́нная Влады́чице, просвети́ мя светомъ Сы́на Твоего́».
Владыка и священники читали фрагмент Евангелия от Луки, повествующий о встрече Марии и Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи.
После Великого славословия, завершающего Утреню, владыка со священниками, певчими и прихожанами, держа над головами Плащаницу с изображением Успения Пресвятой Богородицы, совершили крестный ход вокруг кафедрального собора с песнопением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!».
Плащаница Богородицы - это большой плат, чаще всего из бархата, который большую часть года хранится в алтаре, а выносится только во время всенощного бдения в канун Успения Богородицы.
На плащанице изображена Богородица, лежащая на смертном одре. Иногда на Плащанице можно увидеть также ангелов, апостолов, и даже Христа, принимающего душу Пречистой. В этом случае это, по сути, икона Успения.
Изображение, как правило, окружает шитая надпись на церковно-славянском языке. Чаще всего это текст одного из песнопений праздника, например: «В Рождестве Твоем девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси…» или «Благообразных ученик лик ныне божественный, о честная, нескверное тело твое слезами чистыми омочив, яко ароматы, во гробе честне погребая положи».
Чин погребения Плащаницы – богослужебная особенность праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это воспоминание о перенесении из Иерусалима Её Пречистого тела и погребения апостолами Его в Гефсимании.
После Вознесения Иисуса Христа Матерь Его прожила на земле ещё десять или, по другим источникам, двадцать два года. Она любила молиться на местах, связанных с земной жизнью Её Сына - плакала на Голгофе, вспоминая Крестные страдания Спасителя, радовалась на месте Его Славного Воскресения и на Елеонской горе, где Он вознёсся. Мария молилась о том, чтобы Христос поскорее взял Её к Себе на небо.
Однажды, когда Богородица молилась на Елеонской горе, Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Её окончится - Господь возьмёт Её к Себе. Мария очень обрадовалась этой вести и стала готовиться к Своему Успению. Из Апостолов только Иоанн Богослов, который заботился о Божией Матери, был в Иерусалиме - другие проповедовали в разных странах. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал к Ней всех Апостолов, кроме Фомы. Когда Апостолы узнали, для чего Господь собрал их, они очень огорчились, ведь Матерь Божия была для них общей Матерью и Госпожой. Но Мария утешала их, говоря, что никогда не оставит их и всех христиан и после смерти будет молиться за них. Потом Богородица благословила всех Апостолов.
В час кончины необыкновенный свет озарил комнату, где на смертном одре лежала Богоматерь. Сам Христос, окружённый Ангелами, явился и принял Её пречистую душу.
Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсиманском саду, как Она желала. Там покоились тела Её родителей — Иоакима и Анны — и праведного Иосифа, хранителя Её девства. При погребении совершилось много чудес. Множество народа следовало за пречистым телом Божией Матери. Иудейские священники и старейшины пытались разогнать это шествие. Иудейский священник Афоний подбежал и схватился за одр, чтобы опрокинуть тело Богородицы на землю. Но невидимый Ангел отрубил ему обе руки. Поражённый чудом, Афоний раскаялся, и Апостол Пётр исцелил его.
Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и Апостол Фома. Когда Бог переносил его в Иерусалим, Апостол Фома встретился с Божией Матерью. В утешение Мария отдала ему Свой пояс, который носила всю жизнь. Фома был очень опечален тем, что не смог попрощаться с Божией Матерью, и хотел поклониться Её телу. По просьбе Фомы другие Апостолы отвалили камень, закрывавший вход в гроб-пещеру. В нём нашли только погребальные пелены. Господь воскресил Пречистую Свою Матерь, взял к Себе не только душу Её, но и тело, и поставил Её выше всех Ангелов Небесных.
Владыке сослужили клирики собора. Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор (регент Кирилл Колотыгин).
Основой чина Погребения Богородицы, как и в службе Погребения Спасителя, является исполнение стихов 118 псалма (17-й кафизмы) Псалтири, которую называют по первому стиху «Блаженные непорочные в путь». Чтение перемежается особыми молитвенными обращениями к Матери Божией «Благослове́нная Влады́чице, просвети́ мя светомъ Сы́на Твоего́».
Владыка и священники читали фрагмент Евангелия от Луки, повествующий о встрече Марии и Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи.
После Великого славословия, завершающего Утреню, владыка со священниками, певчими и прихожанами, держа над головами Плащаницу с изображением Успения Пресвятой Богородицы, совершили крестный ход вокруг кафедрального собора с песнопением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!».
Плащаница Богородицы - это большой плат, чаще всего из бархата, который большую часть года хранится в алтаре, а выносится только во время всенощного бдения в канун Успения Богородицы.
На плащанице изображена Богородица, лежащая на смертном одре. Иногда на Плащанице можно увидеть также ангелов, апостолов, и даже Христа, принимающего душу Пречистой. В этом случае это, по сути, икона Успения.
Изображение, как правило, окружает шитая надпись на церковно-славянском языке. Чаще всего это текст одного из песнопений праздника, например: «В Рождестве Твоем девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси…» или «Благообразных ученик лик ныне божественный, о честная, нескверное тело твое слезами чистыми омочив, яко ароматы, во гробе честне погребая положи».
Чин погребения Плащаницы – богослужебная особенность праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это воспоминание о перенесении из Иерусалима Её Пречистого тела и погребения апостолами Его в Гефсимании.
После Вознесения Иисуса Христа Матерь Его прожила на земле ещё десять или, по другим источникам, двадцать два года. Она любила молиться на местах, связанных с земной жизнью Её Сына - плакала на Голгофе, вспоминая Крестные страдания Спасителя, радовалась на месте Его Славного Воскресения и на Елеонской горе, где Он вознёсся. Мария молилась о том, чтобы Христос поскорее взял Её к Себе на небо.
Однажды, когда Богородица молилась на Елеонской горе, Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Её окончится - Господь возьмёт Её к Себе. Мария очень обрадовалась этой вести и стала готовиться к Своему Успению. Из Апостолов только Иоанн Богослов, который заботился о Божией Матери, был в Иерусалиме - другие проповедовали в разных странах. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал к Ней всех Апостолов, кроме Фомы. Когда Апостолы узнали, для чего Господь собрал их, они очень огорчились, ведь Матерь Божия была для них общей Матерью и Госпожой. Но Мария утешала их, говоря, что никогда не оставит их и всех христиан и после смерти будет молиться за них. Потом Богородица благословила всех Апостолов.
В час кончины необыкновенный свет озарил комнату, где на смертном одре лежала Богоматерь. Сам Христос, окружённый Ангелами, явился и принял Её пречистую душу.
Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсиманском саду, как Она желала. Там покоились тела Её родителей — Иоакима и Анны — и праведного Иосифа, хранителя Её девства. При погребении совершилось много чудес. Множество народа следовало за пречистым телом Божией Матери. Иудейские священники и старейшины пытались разогнать это шествие. Иудейский священник Афоний подбежал и схватился за одр, чтобы опрокинуть тело Богородицы на землю. Но невидимый Ангел отрубил ему обе руки. Поражённый чудом, Афоний раскаялся, и Апостол Пётр исцелил его.
Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и Апостол Фома. Когда Бог переносил его в Иерусалим, Апостол Фома встретился с Божией Матерью. В утешение Мария отдала ему Свой пояс, который носила всю жизнь. Фома был очень опечален тем, что не смог попрощаться с Божией Матерью, и хотел поклониться Её телу. По просьбе Фомы другие Апостолы отвалили камень, закрывавший вход в гроб-пещеру. В нём нашли только погребальные пелены. Господь воскресил Пречистую Свою Матерь, взял к Себе не только душу Её, но и тело, и поставил Её выше всех Ангелов Небесных.
Персоналии: