Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: «Если мы свой крест соединяем с крестом Христовым, значит, у нас спасительный крест»
4 Мая, 2024
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил вечером 3 мая, в канун Великой Субботы, совершил утреню с чином погребения Плащаницы Христа Спасителя в Александро-Невском кафедральном соборе.
Утреня начинается, как заупокойная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.
На этой службе совершается крестный ход, во время которого поют «Святый Боже», и Плащаницу обносят вокруг храма. Затем Плащаницу подносят к Царским вратам и возвращают на середину храма, где она пробудет до вечера Великой Субботы - для того, чтобы ей могли поклониться все православные верующие.
В начале проповеди митрополит Даниил подчеркнул, что эта утреня знаменует собой погребение Христа Спасителя. «Мы с вами сегодня ходили крестным ходом, мы читали перед этим умилительные стихи, в которых содержится глубокая богословская мысль», - сказал владыка и пересказал их содержание, в котором говорится, почему Господь сошёл в ад, чтобы вывести оттуда первых людей.
«Как пишет святитель Иннокентий Херсонский, когда-нибудь и у нас с вами наступит “личная пятница”, день нашей кончины. Каждый оставит на земле всё, его руки будут пустыми, чем бы он ни обладал при жизни. Но в руки православного христианина вложат крест Христов, как напоминание, что каждый из нас здесь, на земле, нёс свой крест, хотел он этого или нет. Но, как говорилось на сегодняшней службе, у одних крест, как у разбойника справа от Христа, был спасительным, для других, как у разбойника слева, – губительным. Если мы свой крест соединяем с крестом Христовым, значит, у нас спасительный крест, значит, с нами Господь, и мы идём по Его следам», - продолжил владыка.
«Мы сегодня будем прикладываться к Плащанице и просить Господа, чтобы он укоренил в нашем сердце твёрдое покаяние, уверенность, желание идти по его стопам, нести свои маленькие кресты. Он на фоне креста Христова маленький и лёгкий, когда мы соединяемся с Богом!», – завершил митрополит Даниил своё архипастырское слово.
В начале этого богослужения читалась семнадцатая кафизма – часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах, затем канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», – так начинался этот канон. Это плач о погребенном Иисусе Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся», – пел хор.
В воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью священнослужители поднимали Плащаницу над головами и совершали тихий крестный ход вокруг храма, во время которого пелось «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...». Затем Плащаницу поднесли к открытым Царским вратам и положили посредине храма в ознаменование того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По завершении крестного хода перед Плащаницей читалось пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), отрывок из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего – евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
Утреня начинается, как заупокойная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.
На этой службе совершается крестный ход, во время которого поют «Святый Боже», и Плащаницу обносят вокруг храма. Затем Плащаницу подносят к Царским вратам и возвращают на середину храма, где она пробудет до вечера Великой Субботы - для того, чтобы ей могли поклониться все православные верующие.
В начале проповеди митрополит Даниил подчеркнул, что эта утреня знаменует собой погребение Христа Спасителя. «Мы с вами сегодня ходили крестным ходом, мы читали перед этим умилительные стихи, в которых содержится глубокая богословская мысль», - сказал владыка и пересказал их содержание, в котором говорится, почему Господь сошёл в ад, чтобы вывести оттуда первых людей.
«Как пишет святитель Иннокентий Херсонский, когда-нибудь и у нас с вами наступит “личная пятница”, день нашей кончины. Каждый оставит на земле всё, его руки будут пустыми, чем бы он ни обладал при жизни. Но в руки православного христианина вложат крест Христов, как напоминание, что каждый из нас здесь, на земле, нёс свой крест, хотел он этого или нет. Но, как говорилось на сегодняшней службе, у одних крест, как у разбойника справа от Христа, был спасительным, для других, как у разбойника слева, – губительным. Если мы свой крест соединяем с крестом Христовым, значит, у нас спасительный крест, значит, с нами Господь, и мы идём по Его следам», - продолжил владыка.
«Мы сегодня будем прикладываться к Плащанице и просить Господа, чтобы он укоренил в нашем сердце твёрдое покаяние, уверенность, желание идти по его стопам, нести свои маленькие кресты. Он на фоне креста Христова маленький и лёгкий, когда мы соединяемся с Богом!», – завершил митрополит Даниил своё архипастырское слово.
В начале этого богослужения читалась семнадцатая кафизма – часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах, затем канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», – так начинался этот канон. Это плач о погребенном Иисусе Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся», – пел хор.
В воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью священнослужители поднимали Плащаницу над головами и совершали тихий крестный ход вокруг храма, во время которого пелось «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...». Затем Плащаницу поднесли к открытым Царским вратам и положили посредине храма в ознаменование того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По завершении крестного хода перед Плащаницей читалось пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), отрывок из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего – евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
Персоналии:
Митрополит Даниил сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Троице-Сергиевой лавре
8 октября 2024 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Его Святейшеству вместе с сонмом архиереев сослужил митрополит Курганский и Белозерский Даниил. 8 Октября, 2024Митрополит Даниил в Крестовоздвижение Господне совершил Литургию в Успенском соборе города Владимира
Визит главы Курганской митрополии во Владимирскую епархию проходит по приглашению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 27 Сентября, 2024Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024