Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: «Каждый из нас на Страстной неделе ведёт особенную брань с врагами рода человеческого»
11 Апреля, 2023
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 11 апреля, в Великий вторник Страстной седмицы, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Владыке сослужили клирики собора.
Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор (регент Наталья Боботкова).
Митрополит Даниил в начале своей проповеди напомнил, что завтра, в среду, пройдёт последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров, а также о том, что сегодня на богослужении читалось длинное Евангельское зачало о мудрых девах, о талантах и о втором пришествии Господа.
«Каждый из нас на этой неделе ведёт особенную брань с врагами рода человеческого, которые пытаются мысленно всячески нас искушать. В ежедневной утренней молитве мы обращаемся к Ангелу-хранителю “Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертного сего телесе”. Это обладание происходит, когда мы предаёмся в руки диаволу – через слова, мысли, греховные дела», - сказал архипастырь.
По словам владыки, в человеке живёт диавол, он исчезает после исповеди и причастия, а потом снова входит в человека. И чем меньше человек борется со своими грехами, тем больше диавол толкает их совершать.
«На Страстной седмице мы особенно боремся с диаволом внутри себя. Мы его изгоняем, чтобы Господь пришёл к нам, вселился в нас и очистил от всякой скверны. В этом и заключается наш подвиг в Страстную седмицу», - заключил митрополит Даниил.
Богословие Великого вторника:
Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском храме: о дани кесарю (Мф. 22:15–22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23–33), о Страшном суде (Мф. 25:31–46) и кончине мира (Мф. 24:3–42), о десяти девах и талантах.
В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня, начинается пением тропаря «Се Жених грядет». В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных… Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).
Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).
Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом, и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду?
«От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: “Господи, слава Тебе!”
Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: “Войди, раб, в радость Господа Твоего!” Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.
Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец».
Использованы материалы сайтов «Азбука.ru» и «Фома.ru»
Владыке сослужили клирики собора.
Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор (регент Наталья Боботкова).
Митрополит Даниил в начале своей проповеди напомнил, что завтра, в среду, пройдёт последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров, а также о том, что сегодня на богослужении читалось длинное Евангельское зачало о мудрых девах, о талантах и о втором пришествии Господа.
«Каждый из нас на этой неделе ведёт особенную брань с врагами рода человеческого, которые пытаются мысленно всячески нас искушать. В ежедневной утренней молитве мы обращаемся к Ангелу-хранителю “Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертного сего телесе”. Это обладание происходит, когда мы предаёмся в руки диаволу – через слова, мысли, греховные дела», - сказал архипастырь.
По словам владыки, в человеке живёт диавол, он исчезает после исповеди и причастия, а потом снова входит в человека. И чем меньше человек борется со своими грехами, тем больше диавол толкает их совершать.
«На Страстной седмице мы особенно боремся с диаволом внутри себя. Мы его изгоняем, чтобы Господь пришёл к нам, вселился в нас и очистил от всякой скверны. В этом и заключается наш подвиг в Страстную седмицу», - заключил митрополит Даниил.
Богословие Великого вторника:
Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском храме: о дани кесарю (Мф. 22:15–22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23–33), о Страшном суде (Мф. 25:31–46) и кончине мира (Мф. 24:3–42), о десяти девах и талантах.
В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня, начинается пением тропаря «Се Жених грядет». В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных… Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).
Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).
Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом, и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду?
«От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: “Господи, слава Тебе!”
Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: “Войди, раб, в радость Господа Твоего!” Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.
Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец».
Использованы материалы сайтов «Азбука.ru» и «Фома.ru»
Персоналии: