Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил совершил Литургию в день памяти святителя Иоанна Златоуста
26 Ноября, 2022
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в субботу, 26 ноября, совершил Божественную литургию в курганском кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского. Владыке сослужили клирики собора.
«Всех вас, отцы, братья и сестры, поздравляю с сегодняшним днем памяти святителя Иоанна Златоуста, - обратился владыка к прихожанам в конце богослужения. - Каждую Литургию мы вспоминаем этого святого на отпусте. Помимо этого священнослужители по памяти знают тропарь святителю, так как его читают в алтаре. Святой Иоанн Златоуст так часто упоминается потому, что он является редактором и составителем последования Литургии».
Владыка напомнил житие святого, особенно отметив, что святитель Иоанн много пострадал от таких же христиан, как он сам: от христианского императора, от его жены, от Патриарха Александрийского, от таких же епископов и мирян.
«Подобные события могут происходить и в наше время, из-за чего многие соблазняются, когда видят, что у нас в Церкви что-то происходит не так. Ходят миряне в храм Божий, и вдруг у них между собой начинаются какие-то распри, ссоры, вражда. А если это происходит на более высоком уровне - у священников, епископов, патриархов? И тогда люди начинают думать, что в наших храмах благодати нет. Но святой Иоанн Златоуст нам говорит о том, что это всегда было в Церкви», – продолжил архипастырь.
«Подобные истории повторяются часто в жизни каждого из нас. Но это не значит, что Бог от нас отвернулся и что Он нас не слышит. И мы, люди, остаемся людьми в любой организации, даже в Церкви. Церковь наполняется такими же грешниками как мы. Но приходит время, и мы вновь осознаем свои поступки и просим: “Господи, прости”. И Бог нас прощает, – завершая проповедь, произнёс митрополит Даниил. - И поэтому, оглянувшись, прочитав его житие, будем иметь твердую мысль, что те испытания, которые приходят к нам, Господь посылает с одной целью - чтобы нас наградить, возвысить, сделать нас подобными Себе».
***
Великий учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшаяся в двадцать лет вдовой, отдала все силы на воспитание сына в христианском благочестии.
Юноша учился у лучших философов и риторов и получил хорошее светское образование. Изучая эллинскую мудрость, будущий Святитель избегал роскоши и соблазнов светской жизни. Он тщательно и глубоко изучал Священное Писание и устремлялся к молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, наставил его в вере и в 367 году крестил.
Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку, Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
По смерти матери он, раздав имение, принял монашество, которое называл «истинной философией», и вместе с другом Василием удалился в пустыню, избегая назначения на епископскую кафедру. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейства, тайно содействовал посвящению Василия. В то время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства. Однажды во время молитвы Иоанну явились святые апостолы Иоанн Богослов и Петр. Апостол Иоанн Богослов передал подвижнику свиток и сказал: «Возьми этот свиток. Я — Иоанн, возлежавший на Тайной Вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения. Господь дарует и тебе знание глубины Премудрости, чтобы ты напитал людей учением Христовым и своими устами заградил уста еретиков». Апостол Петр передал ключи святому Иоанну со словами: «Господь и тебе передает ключи Церквей, дабы, кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь — разрешен». Святые Апостолы предсказали будущему великому учителю Церкви, что он после великих трудов и скорбей наследует Царство Божие.
В 381 году святитель Антиохийский Мелетий рукоположил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
Будущий светильник не укрылся от опытного взгляда Антиохийского епископа Флавиана, и в 386 году он рукоположил святого Иоанна во пресвитера, с возложением обязанности проповедовать Слово Божие.
Двенадцать лет святой, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме.
Росла слава святого проповедника, и в 397 году по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был поставлен архиепископом Константинопольским. Вступив в управление Церковью, святой архипастырь исправил неустройства и с большим терпением водворил порядок.
Расходы, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников, сам довольствовался скудной пищей.
Ревность Святителя к утверждению христианской веры распространилась не только на жителей Византии, но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревностных миссионеров и писал послания.
Много трудов положил Святитель на устроение благолепия Богослужения: составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя, учредил крестные ходы, ввел антифонное пение за всенощным бдением. Его заботами построено много храмов, странноприимных домов и больниц.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Враги святителя Иоанна, поощряемые раздражительной и мстительной царицей Евдоксией, устроили неправедный собор и добились низложения святого архиепископа с кафедры и изгнания его сначала в Армению, а потом в Абхазию.
Истощенный болезнями, Святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением святого мученика, сказавшего: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский Святитель 14 сентября 407 года отошел ко Господу.
«Всех вас, отцы, братья и сестры, поздравляю с сегодняшним днем памяти святителя Иоанна Златоуста, - обратился владыка к прихожанам в конце богослужения. - Каждую Литургию мы вспоминаем этого святого на отпусте. Помимо этого священнослужители по памяти знают тропарь святителю, так как его читают в алтаре. Святой Иоанн Златоуст так часто упоминается потому, что он является редактором и составителем последования Литургии».
Владыка напомнил житие святого, особенно отметив, что святитель Иоанн много пострадал от таких же христиан, как он сам: от христианского императора, от его жены, от Патриарха Александрийского, от таких же епископов и мирян.
«Подобные события могут происходить и в наше время, из-за чего многие соблазняются, когда видят, что у нас в Церкви что-то происходит не так. Ходят миряне в храм Божий, и вдруг у них между собой начинаются какие-то распри, ссоры, вражда. А если это происходит на более высоком уровне - у священников, епископов, патриархов? И тогда люди начинают думать, что в наших храмах благодати нет. Но святой Иоанн Златоуст нам говорит о том, что это всегда было в Церкви», – продолжил архипастырь.
«Подобные истории повторяются часто в жизни каждого из нас. Но это не значит, что Бог от нас отвернулся и что Он нас не слышит. И мы, люди, остаемся людьми в любой организации, даже в Церкви. Церковь наполняется такими же грешниками как мы. Но приходит время, и мы вновь осознаем свои поступки и просим: “Господи, прости”. И Бог нас прощает, – завершая проповедь, произнёс митрополит Даниил. - И поэтому, оглянувшись, прочитав его житие, будем иметь твердую мысль, что те испытания, которые приходят к нам, Господь посылает с одной целью - чтобы нас наградить, возвысить, сделать нас подобными Себе».
***
Великий учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшаяся в двадцать лет вдовой, отдала все силы на воспитание сына в христианском благочестии.
Юноша учился у лучших философов и риторов и получил хорошее светское образование. Изучая эллинскую мудрость, будущий Святитель избегал роскоши и соблазнов светской жизни. Он тщательно и глубоко изучал Священное Писание и устремлялся к молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, наставил его в вере и в 367 году крестил.
Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку, Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
По смерти матери он, раздав имение, принял монашество, которое называл «истинной философией», и вместе с другом Василием удалился в пустыню, избегая назначения на епископскую кафедру. Однако святой Иоанн, сам уклонившись по смирению от архиерейства, тайно содействовал посвящению Василия. В то время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства. Однажды во время молитвы Иоанну явились святые апостолы Иоанн Богослов и Петр. Апостол Иоанн Богослов передал подвижнику свиток и сказал: «Возьми этот свиток. Я — Иоанн, возлежавший на Тайной Вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения. Господь дарует и тебе знание глубины Премудрости, чтобы ты напитал людей учением Христовым и своими устами заградил уста еретиков». Апостол Петр передал ключи святому Иоанну со словами: «Господь и тебе передает ключи Церквей, дабы, кого ты свяжешь, тот был связан, а кого разрешишь — разрешен». Святые Апостолы предсказали будущему великому учителю Церкви, что он после великих трудов и скорбей наследует Царство Божие.
В 381 году святитель Антиохийский Мелетий рукоположил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
Будущий светильник не укрылся от опытного взгляда Антиохийского епископа Флавиана, и в 386 году он рукоположил святого Иоанна во пресвитера, с возложением обязанности проповедовать Слово Божие.
Двенадцать лет святой, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме.
Росла слава святого проповедника, и в 397 году по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был поставлен архиепископом Константинопольским. Вступив в управление Церковью, святой архипастырь исправил неустройства и с большим терпением водворил порядок.
Расходы, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников, сам довольствовался скудной пищей.
Ревность Святителя к утверждению христианской веры распространилась не только на жителей Византии, но и на другие страны, куда святитель Иоанн направлял ревностных миссионеров и писал послания.
Много трудов положил Святитель на устроение благолепия Богослужения: составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя, учредил крестные ходы, ввел антифонное пение за всенощным бдением. Его заботами построено много храмов, странноприимных домов и больниц.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Враги святителя Иоанна, поощряемые раздражительной и мстительной царицей Евдоксией, устроили неправедный собор и добились низложения святого архиепископа с кафедры и изгнания его сначала в Армению, а потом в Абхазию.
Истощенный болезнями, Святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением святого мученика, сказавшего: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», причастившись Святых Таин, вселенский Святитель 14 сентября 407 года отошел ко Господу.
Персоналии: