Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил вновь посетил старинный храм в селе Чернавском
30 Ноября, 2020
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 30 ноября второй раз побывал в храме во имя св. Прокопия Устюжского села Чернавское Притобольного района и совершил там Божественную литургию.
Владыке сослужили настоятель Устюжского прихода протоиерей Павел Балин, благочинный Южного благочиния иерей Константин Балин и клирики благочиния.
Первый, ознакомительный, визит владыки в Чернавское состоялся без малого год назад, 14 декабря 2019 года. По словам настоятеля, для небольшого сельского прихода год был непростым:
«На нас свалилась эта эпидемия, пандемия страха. Деревня и так уже полуживая, и жизнь совсем замерла. Пандемия показала, кто как к вере относится по-настоящему. На Пасху столько страху понагнали, но пришли самые верные. Этот год очень изменил людей, распределил на овец и на козлищ, по-библейски говоря», – рассказал отец Павел. А приезд архиерея настоятель назвал праздником: «Благодать Божия прибывает вместе с владыкой и здесь остаётся».
В конце богослужения митрополит Даниил поздравил прихожан с днём памяти преподобного Никона, игумена Радонежского и напомнил об особенной его привязанности и любви к святому Сергию Радонежскому, который был его учителем. «Преподобный Сергий ещё при жизни назначил Никона своим преемником по управлению братией, и этот крест Никон нёс 36 лет. Господь за несколько лет до кончины Никона дал ему утешение – когда копали ров под строительство каменного храма, то наткнулись на гроб преподобного Сергия, чья могила была утеряна из-за набегов на Лавру хана Илигея и опустошительных пожаров. С момента кончины Сергия Радонежского прошло 30 лет, но когда вскрыли гроб, братия увидела нетленное тело преподобного. Никон вновь обнял своего учителя и был счастлив, что Господь дал ему при жизни ещё раз насладиться встречей с преподобным Сергием», – рассказал архипастырь.
По словам владыки, в Лавре есть традиция на отпусте поминать не только преподобного Сергия, основателя обители, но и Никона, потому что они очень часто являлись вместе тем, кто просил помощи у игумена земли Русской. «Мы собрались сегодня здесь, чтобы прославить великого русского святого преподобного Никона Радонежского. А самое большое прославление Бога и его святых угодников – это благодарение. И служба наша называется евхаристия – благодарение. Молитва и благодарение – это то, что мы воздаём Богу за Его великие милости», – подчеркнул владыка.
«Наше предназначение заключается в том, чтобы жить на земле и благодарить Бога за его великие и богатые милости. Святитель Иоанн Златоуст на вопрос, какое самое большое благодарение Бога, отвечает – это исповедание своих грехов. Человек понимает, что заслуживает кары Божией, но Бог его милует, и человек, исповедуя свои грехи, ещё больше, от всего сердца преклоняется пред Богом и благодарит Его».
Владыка призвал прихожан в первые дни Рождественского поста именно к этому самому высшему благодарению – исповедованию своих грехов. «Я, Господи, грешен, я недостоин Твоего Царства, но Твоя любовь к нам безмерна. Помилуй, прости, очисти и дай нам сподобиться видеть Твой лик в той жизни и наслаждаться теми благами, которые Ты уготовал любящим Тебя. Будем всегда помнить это, благодарить Бога и почитать угодников Божиих».
После проповеди настоятель поблагодарил владыку за визит и вручил архипастырю букет цветов.
Среди тех, кто присутствовал на архиерейском богослужении, были не только местные жители, но и паломники из Кургана и других населённых пунктов. Что же сподвигло их приехать в этот будний морозный день в этот сельский храм?
Храм в селе Чернавском хорошо известен не только в Курганской епархии, но и по всему Зауралью и за его пределами. И в первую очередь своей святыней – кружевным крестильным покрывальцем, которое собственными руками сшила императрица Александра Феодоровна для своего крестника, новорожденного сына своей фрейлины, которая вышла замуж за офицера конного полка Василия Юрицына. Узнав, что молодая пара ждет первенца, великая императрица пожелала стать его восприемницей. Кстати, это отражалось в свидетельстве о крещении ребенка, давало право получить в будущем бесплатное образование и наделяло другими привилегиями. На крестины Александра Феодоровна сшила невероятной красоты покрывальце и украсила кружевами, сплетенными ею же на коклюшках. Шикарный подарок, знак великой милости, она преподнесла своему крестнику – сыну Василия и Дарьи – тоже Василию. При эмиграции в 1918 году реликвия семьи Юрицыных попала вместе с ними заграницу.
Иерей Павел Балин стал тем человеком, который в паломнической поездке в Иерусалим познакомился с внучатым племянником Василия Васильевича Юрицына – Владимиром Урбаном. Вот выдержка из православного журнала «Паломник»: «… Ни у Владимира, ни у Анны (его сестры) наследников так и не появилось, и передать святыню было больше некому. Из всех потомков Юрицыных Владимир, возможно, острее других чувствовал свою кровную связь с далекой родиной, личную причастность к ее истории. После долгих размышлений он, наконец, решает вернуться в Россию. Но кто его там ждет?
Как оказалось, ждет. Отправившись в экскурсионный тур в Тюмень, он познакомился с экскурсоводом Натальей Семеновной Кармановой и вскоре на ней женился. Когда Владимир переехал жить в Россию, его сестра Анна решилась на очень важный для себя шаг – отдала брату крестильное покрывальце. Она рассудила, что вещь, которой касались руки последней русской императрицы, должна вернуться на родину. Так покрывальце оказалось в Тюмени».
Владимир Урбан и Павел Балин много времени провели вместе, к тому же стали соседями по комнате в этом путешествии на Святую Землю. Узнав, что отец Павел восстанавливает в родном селе церковь, где раньше был зерносклад и загон для скота, Владимир Игоревич решил – в этом месте, так любимом людьми, обязательно должна быть своя святыня. Так покрывало святой царицы-мученицы Александры Феодровны попало в Чернавку.
Через три года в храме случился пожар. Пламя полыхало два часа. Полностью выгорела трапезная, частично сгорела крыша; центральная часть была сильно закопчена, пострадал и иконостас. Удалось тогда спасти покрывальце – почитаемую святыню церкви. По молитвам перед ней и заступничеству святой царственной страстотерпицы, Бог дарует бездетным супругам долгожданных чад.
Храм в селе Чернавском был возведен в честь святого Прокопия Устюжского и святителя Афанасия Александрийского, что достаточно редко не только для Зауралья, но и Сибири в целом. Московский Собор 1547 года причислил праведного Прокопия к лику святых. Первопроходцы, основавшие село Чернавское, были родом с русского Севера, где находится и город Великий Устюг. Конечно, они знали о своем святом Прокопии Устюжском, в честь которого и возвели храм, который был освящен в 1857 году.
На колокольне Чернавского храма в конце XIX века находилось 5 колоколов, самый большой из которых был весом 72 пуда. Теплый Афанасиевский престол, первоначально располагавшийся в трапезной части храма, в 1913 году был по каким-то неизвестным ныне причинам упразднен, в результате чего церковь стала однопрестольной – во имя Святых Блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев.
Службы в храме проходили до 1933 года, а официально он был закрыт Челябинским облисполкомом в январе 1937 года на основании требования общегражданского собрания сел Чернавского и Межборского. Некоторое время помещение было занято под зернохранилище, а после 1945 года из-за ветхости не использовалось и разрушалось. К началу 1960-х годов верхняя часть колокольни была разобрана, исчезли иконостас, крыша, кресты, уцелела только центральная крытая жестью глава, а в здании был размещен склад.
К началу 1990-х годов стены пустующей долгие годы церкви начали разрушаться.
В таком плачевном состоянии храм просуществовал до 2004 года, когда началось его восстановление силами прихожан, а настоятелем храма был назначен иерей Павел Балин.
4 декабря 2004 года в Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме была отслужена первая Божественная Литургия. К 2007 году была восстановлена главная часть храма, начались регулярные богослужения.
В 2009 году художники Ирина и Анатолий Русаковы из города Владимира начали писать для иконостаса живописные образа, а местный мастер Сергей Шубин – изготавливать деревянную резьбу. Работа эта была завершена, и 2 мая 2010 года в селе Чернавском состоялось освящение храма в честь Святого Праведного Прокопия.
В конце февраля 2013 года по причине неполадок в печном отоплении в храме случился пожар. На восстановление храма было потрачено два года. В ходе ремонта было изготовлено новое более прочное перекрытие трапезы, восстановлена кровля.
В 2014 году прихожане пригласили мастеров из города Владимира, которые начали расписывать стены храма в стиле XVII века библейскими сюжетами и сценами из жизни Святых Далмата Исетского, Прокопия Устюжского и Царской семьи. В церковной ограде прихожане решили поставить ангела, чтобы он оберегал их церковь. К началу зимы на радость людям скульптура была установлена.
Через 6 месяцев после начала работ владимирские мастера иконописи завершили роспись храма.
Сегодня церковь в селе Чернавском – это светлейшее сооружение с куполами цвета изумруда и дореволюционным крестом.
Владыке сослужили настоятель Устюжского прихода протоиерей Павел Балин, благочинный Южного благочиния иерей Константин Балин и клирики благочиния.
Первый, ознакомительный, визит владыки в Чернавское состоялся без малого год назад, 14 декабря 2019 года. По словам настоятеля, для небольшого сельского прихода год был непростым:
«На нас свалилась эта эпидемия, пандемия страха. Деревня и так уже полуживая, и жизнь совсем замерла. Пандемия показала, кто как к вере относится по-настоящему. На Пасху столько страху понагнали, но пришли самые верные. Этот год очень изменил людей, распределил на овец и на козлищ, по-библейски говоря», – рассказал отец Павел. А приезд архиерея настоятель назвал праздником: «Благодать Божия прибывает вместе с владыкой и здесь остаётся».
В конце богослужения митрополит Даниил поздравил прихожан с днём памяти преподобного Никона, игумена Радонежского и напомнил об особенной его привязанности и любви к святому Сергию Радонежскому, который был его учителем. «Преподобный Сергий ещё при жизни назначил Никона своим преемником по управлению братией, и этот крест Никон нёс 36 лет. Господь за несколько лет до кончины Никона дал ему утешение – когда копали ров под строительство каменного храма, то наткнулись на гроб преподобного Сергия, чья могила была утеряна из-за набегов на Лавру хана Илигея и опустошительных пожаров. С момента кончины Сергия Радонежского прошло 30 лет, но когда вскрыли гроб, братия увидела нетленное тело преподобного. Никон вновь обнял своего учителя и был счастлив, что Господь дал ему при жизни ещё раз насладиться встречей с преподобным Сергием», – рассказал архипастырь.
По словам владыки, в Лавре есть традиция на отпусте поминать не только преподобного Сергия, основателя обители, но и Никона, потому что они очень часто являлись вместе тем, кто просил помощи у игумена земли Русской. «Мы собрались сегодня здесь, чтобы прославить великого русского святого преподобного Никона Радонежского. А самое большое прославление Бога и его святых угодников – это благодарение. И служба наша называется евхаристия – благодарение. Молитва и благодарение – это то, что мы воздаём Богу за Его великие милости», – подчеркнул владыка.
«Наше предназначение заключается в том, чтобы жить на земле и благодарить Бога за его великие и богатые милости. Святитель Иоанн Златоуст на вопрос, какое самое большое благодарение Бога, отвечает – это исповедание своих грехов. Человек понимает, что заслуживает кары Божией, но Бог его милует, и человек, исповедуя свои грехи, ещё больше, от всего сердца преклоняется пред Богом и благодарит Его».
Владыка призвал прихожан в первые дни Рождественского поста именно к этому самому высшему благодарению – исповедованию своих грехов. «Я, Господи, грешен, я недостоин Твоего Царства, но Твоя любовь к нам безмерна. Помилуй, прости, очисти и дай нам сподобиться видеть Твой лик в той жизни и наслаждаться теми благами, которые Ты уготовал любящим Тебя. Будем всегда помнить это, благодарить Бога и почитать угодников Божиих».
После проповеди настоятель поблагодарил владыку за визит и вручил архипастырю букет цветов.
Среди тех, кто присутствовал на архиерейском богослужении, были не только местные жители, но и паломники из Кургана и других населённых пунктов. Что же сподвигло их приехать в этот будний морозный день в этот сельский храм?
Храм в селе Чернавском хорошо известен не только в Курганской епархии, но и по всему Зауралью и за его пределами. И в первую очередь своей святыней – кружевным крестильным покрывальцем, которое собственными руками сшила императрица Александра Феодоровна для своего крестника, новорожденного сына своей фрейлины, которая вышла замуж за офицера конного полка Василия Юрицына. Узнав, что молодая пара ждет первенца, великая императрица пожелала стать его восприемницей. Кстати, это отражалось в свидетельстве о крещении ребенка, давало право получить в будущем бесплатное образование и наделяло другими привилегиями. На крестины Александра Феодоровна сшила невероятной красоты покрывальце и украсила кружевами, сплетенными ею же на коклюшках. Шикарный подарок, знак великой милости, она преподнесла своему крестнику – сыну Василия и Дарьи – тоже Василию. При эмиграции в 1918 году реликвия семьи Юрицыных попала вместе с ними заграницу.
Иерей Павел Балин стал тем человеком, который в паломнической поездке в Иерусалим познакомился с внучатым племянником Василия Васильевича Юрицына – Владимиром Урбаном. Вот выдержка из православного журнала «Паломник»: «… Ни у Владимира, ни у Анны (его сестры) наследников так и не появилось, и передать святыню было больше некому. Из всех потомков Юрицыных Владимир, возможно, острее других чувствовал свою кровную связь с далекой родиной, личную причастность к ее истории. После долгих размышлений он, наконец, решает вернуться в Россию. Но кто его там ждет?
Как оказалось, ждет. Отправившись в экскурсионный тур в Тюмень, он познакомился с экскурсоводом Натальей Семеновной Кармановой и вскоре на ней женился. Когда Владимир переехал жить в Россию, его сестра Анна решилась на очень важный для себя шаг – отдала брату крестильное покрывальце. Она рассудила, что вещь, которой касались руки последней русской императрицы, должна вернуться на родину. Так покрывальце оказалось в Тюмени».
Владимир Урбан и Павел Балин много времени провели вместе, к тому же стали соседями по комнате в этом путешествии на Святую Землю. Узнав, что отец Павел восстанавливает в родном селе церковь, где раньше был зерносклад и загон для скота, Владимир Игоревич решил – в этом месте, так любимом людьми, обязательно должна быть своя святыня. Так покрывало святой царицы-мученицы Александры Феодровны попало в Чернавку.
Через три года в храме случился пожар. Пламя полыхало два часа. Полностью выгорела трапезная, частично сгорела крыша; центральная часть была сильно закопчена, пострадал и иконостас. Удалось тогда спасти покрывальце – почитаемую святыню церкви. По молитвам перед ней и заступничеству святой царственной страстотерпицы, Бог дарует бездетным супругам долгожданных чад.
Храм в селе Чернавском был возведен в честь святого Прокопия Устюжского и святителя Афанасия Александрийского, что достаточно редко не только для Зауралья, но и Сибири в целом. Московский Собор 1547 года причислил праведного Прокопия к лику святых. Первопроходцы, основавшие село Чернавское, были родом с русского Севера, где находится и город Великий Устюг. Конечно, они знали о своем святом Прокопии Устюжском, в честь которого и возвели храм, который был освящен в 1857 году.
На колокольне Чернавского храма в конце XIX века находилось 5 колоколов, самый большой из которых был весом 72 пуда. Теплый Афанасиевский престол, первоначально располагавшийся в трапезной части храма, в 1913 году был по каким-то неизвестным ныне причинам упразднен, в результате чего церковь стала однопрестольной – во имя Святых Блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев.
Службы в храме проходили до 1933 года, а официально он был закрыт Челябинским облисполкомом в январе 1937 года на основании требования общегражданского собрания сел Чернавского и Межборского. Некоторое время помещение было занято под зернохранилище, а после 1945 года из-за ветхости не использовалось и разрушалось. К началу 1960-х годов верхняя часть колокольни была разобрана, исчезли иконостас, крыша, кресты, уцелела только центральная крытая жестью глава, а в здании был размещен склад.
К началу 1990-х годов стены пустующей долгие годы церкви начали разрушаться.
В таком плачевном состоянии храм просуществовал до 2004 года, когда началось его восстановление силами прихожан, а настоятелем храма был назначен иерей Павел Балин.
4 декабря 2004 года в Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме была отслужена первая Божественная Литургия. К 2007 году была восстановлена главная часть храма, начались регулярные богослужения.
В 2009 году художники Ирина и Анатолий Русаковы из города Владимира начали писать для иконостаса живописные образа, а местный мастер Сергей Шубин – изготавливать деревянную резьбу. Работа эта была завершена, и 2 мая 2010 года в селе Чернавском состоялось освящение храма в честь Святого Праведного Прокопия.
В конце февраля 2013 года по причине неполадок в печном отоплении в храме случился пожар. На восстановление храма было потрачено два года. В ходе ремонта было изготовлено новое более прочное перекрытие трапезы, восстановлена кровля.
В 2014 году прихожане пригласили мастеров из города Владимира, которые начали расписывать стены храма в стиле XVII века библейскими сюжетами и сценами из жизни Святых Далмата Исетского, Прокопия Устюжского и Царской семьи. В церковной ограде прихожане решили поставить ангела, чтобы он оберегал их церковь. К началу зимы на радость людям скульптура была установлена.
Через 6 месяцев после начала работ владимирские мастера иконописи завершили роспись храма.
Сегодня церковь в селе Чернавском – это светлейшее сооружение с куполами цвета изумруда и дореволюционным крестом.