Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил вручил епархиальные медали активистам Свято-Троицкого прихода
12 Февраля, 2021
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 12 февраля совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме города Кургана.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов, настоятель Свято-Троицкого прихода, благочинный Центрального церковного округа протоиерей Михаил Кучеров, клирики епархии.
В этот день Православная Церковь молитвенно вспоминает собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
«Этот праздник отличается от других дней памяти святых. Он возник в XI веке, хотя святые жили в IV - начале V столетиях. А причина его простая – люди разделились в почитании этих святых. Но одному епископу трое этих святых явились все сразу и велели передать народу, что они перед Богом едины и не нужно их разделять», – начал владыка свою проповедь.
По словам архипастыря, самым молодым, в 49 лет, скончался Василий Великий, его кончина была мирной. А самая трагическая кончина была святителя Иоанна Златоуста, которого оклеветали, осудили и изгнали.
«Святые угодники Божии претерпевали нападки и гонения не только от еретиков и бесов, но и от своих братьев-христиан. Но время всё расставляет на свои места», – подчеркнул архипастырь.
«Любой человек, не зависимо от сана, время от времени впадает в грех, спотыкается. Наша задача – поддержать споткнувшегося, зная, что и нас Господь поддержит. Сегодняшнее Евангелие заканчивалось словами: “Тот же, кто исполняет заповеди и учит тому же других, будет считаться великим в Царстве Небесном” (Мф. 5:19). То есть, мало научиться самому и исполнять, нужно ещё и учить. Исполнение заповедей Божиих заключается в добрых делах, в милосердии к другим людям, особенно к тем, кто нас гонят. Иоанн Златоуст стал святым, потому что в этих страшных гонениях простил всех своих гонителей и, как Христос, молился за них, и Господь дал ему огромную благодать Духа Святого. Будем же и мы равняться на тех, кто являются примерами для нас, и молиться за них», - сказал архипастырь.
После проповеди митрополит Даниил вручил награды особо отличившимся представителям общины Свято-Троицкого прихода.
За благие дела во славу Святой Церкви медалью Курганской епархии «За усердные труды» награждены восемь человек – прихожане, труженики и педагоги воскресной школы Свято-Троицкого прихода города Кургана: Людмила Павловна Барбошина, Людмила Семёновна Шлычкова, Наталья Михайловна Остапчук, Нина Михайловна Черняева, Екатерина Николаевна Дурнева, Алла Андреевна Просекова, Светлана Владимировна Тарасов, Галина Леонидовна Трофимова.
Настоятель храма протоиерей Михаил Кучеров поблагодарил владыку Даниила за совместную молитву и за награды активным прихожанам. «Актив любого настоятеля – это прихожане, без них мы никуда», – сказал отец Михаил, вручив архипастырю букет цветов.
А владыка в поздравительном слове сравнил людей с паровозами и вагонами. «Задача паровозов – тащить за собой многочисленные вагоны, которые сами никогда не поедут, пока их не прицепят и не потащат. И ваш приход – как паровозное депо, с главным паровозом – отцом Михаилом – и маленькими паровозиками – всеми вами. Не унывайте, что вам приходится много тащить – Бог взамен даст вам гораздо больше!» – сказал митрополит, обращаясь к награжденным прихожанам.
История праздника собора святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе, разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов, настоятель Свято-Троицкого прихода, благочинный Центрального церковного округа протоиерей Михаил Кучеров, клирики епархии.
В этот день Православная Церковь молитвенно вспоминает собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
«Этот праздник отличается от других дней памяти святых. Он возник в XI веке, хотя святые жили в IV - начале V столетиях. А причина его простая – люди разделились в почитании этих святых. Но одному епископу трое этих святых явились все сразу и велели передать народу, что они перед Богом едины и не нужно их разделять», – начал владыка свою проповедь.
По словам архипастыря, самым молодым, в 49 лет, скончался Василий Великий, его кончина была мирной. А самая трагическая кончина была святителя Иоанна Златоуста, которого оклеветали, осудили и изгнали.
«Святые угодники Божии претерпевали нападки и гонения не только от еретиков и бесов, но и от своих братьев-христиан. Но время всё расставляет на свои места», – подчеркнул архипастырь.
«Любой человек, не зависимо от сана, время от времени впадает в грех, спотыкается. Наша задача – поддержать споткнувшегося, зная, что и нас Господь поддержит. Сегодняшнее Евангелие заканчивалось словами: “Тот же, кто исполняет заповеди и учит тому же других, будет считаться великим в Царстве Небесном” (Мф. 5:19). То есть, мало научиться самому и исполнять, нужно ещё и учить. Исполнение заповедей Божиих заключается в добрых делах, в милосердии к другим людям, особенно к тем, кто нас гонят. Иоанн Златоуст стал святым, потому что в этих страшных гонениях простил всех своих гонителей и, как Христос, молился за них, и Господь дал ему огромную благодать Духа Святого. Будем же и мы равняться на тех, кто являются примерами для нас, и молиться за них», - сказал архипастырь.
После проповеди митрополит Даниил вручил награды особо отличившимся представителям общины Свято-Троицкого прихода.
За благие дела во славу Святой Церкви медалью Курганской епархии «За усердные труды» награждены восемь человек – прихожане, труженики и педагоги воскресной школы Свято-Троицкого прихода города Кургана: Людмила Павловна Барбошина, Людмила Семёновна Шлычкова, Наталья Михайловна Остапчук, Нина Михайловна Черняева, Екатерина Николаевна Дурнева, Алла Андреевна Просекова, Светлана Владимировна Тарасов, Галина Леонидовна Трофимова.
Настоятель храма протоиерей Михаил Кучеров поблагодарил владыку Даниила за совместную молитву и за награды активным прихожанам. «Актив любого настоятеля – это прихожане, без них мы никуда», – сказал отец Михаил, вручив архипастырю букет цветов.
А владыка в поздравительном слове сравнил людей с паровозами и вагонами. «Задача паровозов – тащить за собой многочисленные вагоны, которые сами никогда не поедут, пока их не прицепят и не потащат. И ваш приход – как паровозное депо, с главным паровозом – отцом Михаилом – и маленькими паровозиками – всеми вами. Не унывайте, что вам приходится много тащить – Бог взамен даст вам гораздо больше!» – сказал митрополит, обращаясь к награжденным прихожанам.
История праздника собора святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе, разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.
Персоналии:
Благочиния:
Митрополит Даниил сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Троице-Сергиевой лавре
8 октября 2024 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Его Святейшеству вместе с сонмом архиереев сослужил митрополит Курганский и Белозерский Даниил. 8 Октября, 2024Митрополит Даниил в Крестовоздвижение Господне совершил Литургию в Успенском соборе города Владимира
Визит главы Курганской митрополии во Владимирскую епархию проходит по приглашению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 27 Сентября, 2024Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024