митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Вся наша христианская жизнь – это молитва и покаяние
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 5 января совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Сегодняшнее воскресенье, последнее перед Рождеством, носит название «неделя святых отец». Святыми отцами обычно называют учителей Церкви, а здесь имеются в виду люди, принадлежавшие роду, из которого вышел Спаситель.
В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый Завет. С амвона прозвучал длинный перечень имен – генеалогическое древо, земная родословная Христа Спасителя.
С этой родословной святой евангелист Матфей начинает свое Евангелие, чтобы доказать, что Иисус Христос удовлетворяет требованиям еврейского закона о происхождении Мессии из рода Авраамова и Давидова, и поэтому Он и есть ожидаемый Мессия.
Именно поэтому свою проповедь после Литургии митрополит Даниил посвятил евангельскому чтению, звучавшему за богослужением.
«Мы далеко отстоим от того времени, и нам бывает непонятно и неинтересно это перечисление имён. Но на самом деле сегодняшнее Евангелие очень значимо, оно говорит нам, что Господь полностью принял человеческую природу. Иоанн Златоуст писал, что другой великий человек скрыл бы в своём родословии недостойных людей, а Бог показывает всех людей, и даже тех, кто были грешниками, как Иуда, основатель рода Иудова. Господь тем самым показывает, что Он взял на себя не святую, а грешную природу, грехи своего рода, всех людей. Господь пришёл исцелить болезнь - грех. Он сказал своим апостолам: “Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”, - сказал архипастырь.
Далее владыка напомнил, что сегодня Церковь совершает память ещё одного святого – Нифонта Кипрского - и рассказал о нём. Этот святой был одним из тех, кто видел открывшееся небо и Ангелов, возносящих души людей.
«Что Бог даёт тем людям, которые каются в своих грехах? Он не только не вспоминает их грехи, но и даёт им Свои дары. Неважно, кто были твои родители – грешники или праведники, неважно, кем ты был до своего обращения, важно покаялся ты или нет. От этого зависит твоя будущность. Вся наша христианская жизнь – это молитва и покаяние. Мы все грешники, но Господь нас милует за исповедание своих грехов. “Признай себя грешником, и это уже великое дело”, - пишет Иоанн Златоуст. А дальше у тебя задача бороться со своим грехом, - продолжил владыка. - И те люди, память которых мы сегодня совершаем, – отцы родословной Иисуса Христа, Нифонт Кипроский и другие угодники Божии – были такими, как мы с вами. Они жили и грешили, но боролись с грехом. Они хотели стать лучше, они плакали о своём неправедном состоянии, и Господь их помиловал. Они ныне на небе, они смотрят на нас и переживают, они нам бросают “спасательные круги” - свои молитвы. От нас требуется только ухватиться за них – тоже через молитвы и покаяние, через устремление за Господом нашим Иисусом Христом!», - завершил митрополит Даниил свою проповедь.
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу. Но в юности он стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества.
После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась.
С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии. После болезни, от которой получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.
Эта борьба была долголетней, на святого Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа он получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан. Его поставили во епископа города Констанции на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени своей смерти святитель Нифонт узнал за три дня. На смертном одре святой сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.