Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Высоту подвига святого Серафима Саровского мы не можем до конца осознать
1 Августа, 2020
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в субботу, 1 августа, совершил Божественную литургию в храме Серафима Саровского города Кургана.
В этот день Православная Церковь чтит обре́тение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, которое произошло в 1903 году. И для маленького деревянного храма, стоящего в створе улиц Гоголя-Половинской, это престольный праздник.
После причастия архипастырь вместе с клириками совершил славление перед иконой преподобного Серафима Саровского. А свою проповедь владыка посвятил житии этого угодника Божия и урокам, которые должны сделать христиане на примере подвига «бескровного мученика».
«Преподобный Серафим – это такая личность, высоту подвижничества и святости которой мы не можем до конца осознать. И не только мы. Высоту его подвига не могли понять высшие иерархи Церкви, жившие в XIX веке. Даже митрополит Петербургский не мог поверить, что этот человек тысячу дней и ночей простоял на камне и сотворил множество чудес. “Не может такого быть, – говорил он, – такое было присуще только святым древних времён, а мы уже не те”. Да, он был прав, мы не те, но благодать Божия – та же самая. И если мы живём жизнью церковной, то можно вырасти до величины святости древних угодников Божиих», – подчеркнул владыка.
«Чашу спасения нам Господь посылает за скорби и страдания, которые бывают вольные, как у Серафима Саровского, и бывают невольные, как у всех нас. Люди болеют и ропщут, не понимая, что болезни посылаются во очищение, как подвиг, как мученичество, если ты будешь благодарить Бога. А люди этого не понимают», – продолжил архипастырь.
Митрополит Даниил привёл несколько примеров чудесного исцеления, которые происходили по молитвам к святому Серафиму у его мощей, от вод святого источника.
«Когда читаешь всё это, удивляешься и задаёшь вопрос, а почему сейчас так мало исцелений? Дело не в преподобном Серафиме и не в благодати Божией – дело в нас, - сказал владыка. – В нас мало решимости. Наша ленность, саможаление, самолюбие – вот что препятствует нам получить благодать Духа Святого».
По словам митрополита Даниила, каждый раз, когда совершается память преподобных отцов, этих бескровных мучеников, то читается отрывок из Нагорной проповеди Спасителя «Блаженни нищие духом…» В ней открывается тот путь, по которому восходили от земли на небо угодники Божии. Они начинали свою святость с чувства собственной греховности.
«Прошло много лет, но Бог тот же, и от нас требуется самое главное – осознание своей нищеты, чувство смирения, чтобы мы, получив чуточку благодати, не возносились над теми людьми, которые не живут этой жизнью. Не мы, а Господь им судья. Не будем думать об этом, а будем, как говорили Отцы Церкви, “оплакивать своего мертвеца” – свою душу, умершую во грехах. И тогда благодать Божия будет приходить к нам по молитвам преподобного Серафима. Но для этого нужно, чтобы мы покаянием и смирением открыли наши сердца», - закончил проповедь митрополит Даниил.
Настоятель храма иерей Иоанн Ушаков поблагодарил владыку за Литургию в престольный праздник храма, проповедь и вручил ему букет белых роз.
Житие преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма, и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни.
Старец Киево-Печерской Лавры Досифей благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его.
18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил.
В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келии, на берегу реки Саровки. Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.
По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор.
Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».
Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя.
Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и по указанию Матери Божией основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.
По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.
По материалам сайта azbuka.ru
В этот день Православная Церковь чтит обре́тение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, которое произошло в 1903 году. И для маленького деревянного храма, стоящего в створе улиц Гоголя-Половинской, это престольный праздник.
После причастия архипастырь вместе с клириками совершил славление перед иконой преподобного Серафима Саровского. А свою проповедь владыка посвятил житии этого угодника Божия и урокам, которые должны сделать христиане на примере подвига «бескровного мученика».
«Преподобный Серафим – это такая личность, высоту подвижничества и святости которой мы не можем до конца осознать. И не только мы. Высоту его подвига не могли понять высшие иерархи Церкви, жившие в XIX веке. Даже митрополит Петербургский не мог поверить, что этот человек тысячу дней и ночей простоял на камне и сотворил множество чудес. “Не может такого быть, – говорил он, – такое было присуще только святым древних времён, а мы уже не те”. Да, он был прав, мы не те, но благодать Божия – та же самая. И если мы живём жизнью церковной, то можно вырасти до величины святости древних угодников Божиих», – подчеркнул владыка.
«Чашу спасения нам Господь посылает за скорби и страдания, которые бывают вольные, как у Серафима Саровского, и бывают невольные, как у всех нас. Люди болеют и ропщут, не понимая, что болезни посылаются во очищение, как подвиг, как мученичество, если ты будешь благодарить Бога. А люди этого не понимают», – продолжил архипастырь.
Митрополит Даниил привёл несколько примеров чудесного исцеления, которые происходили по молитвам к святому Серафиму у его мощей, от вод святого источника.
«Когда читаешь всё это, удивляешься и задаёшь вопрос, а почему сейчас так мало исцелений? Дело не в преподобном Серафиме и не в благодати Божией – дело в нас, - сказал владыка. – В нас мало решимости. Наша ленность, саможаление, самолюбие – вот что препятствует нам получить благодать Духа Святого».
По словам митрополита Даниила, каждый раз, когда совершается память преподобных отцов, этих бескровных мучеников, то читается отрывок из Нагорной проповеди Спасителя «Блаженни нищие духом…» В ней открывается тот путь, по которому восходили от земли на небо угодники Божии. Они начинали свою святость с чувства собственной греховности.
«Прошло много лет, но Бог тот же, и от нас требуется самое главное – осознание своей нищеты, чувство смирения, чтобы мы, получив чуточку благодати, не возносились над теми людьми, которые не живут этой жизнью. Не мы, а Господь им судья. Не будем думать об этом, а будем, как говорили Отцы Церкви, “оплакивать своего мертвеца” – свою душу, умершую во грехах. И тогда благодать Божия будет приходить к нам по молитвам преподобного Серафима. Но для этого нужно, чтобы мы покаянием и смирением открыли наши сердца», - закончил проповедь митрополит Даниил.
Настоятель храма иерей Иоанн Ушаков поблагодарил владыку за Литургию в престольный праздник храма, проповедь и вручил ему букет белых роз.
Житие преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма, и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни.
Старец Киево-Печерской Лавры Досифей благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его.
18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил.
В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келии, на берегу реки Саровки. Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.
По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор.
Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».
Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя.
Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и по указанию Матери Божией основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.
По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.
По материалам сайта azbuka.ru
Персоналии:
Благочиния: