Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
В канун Великой Субботы митрополит Даниил совершил утреню с чином погребения Плащаницы
1 Мая, 2021
30 апреля, в канун Великой Субботы, митрополит Курганский и Белозерский Даниил в Александро-Невском кафедральном соборе совершил утреню с чином погребения Плащаницы Христа Спасителя.
Это богослужение символизирует положение во гроб Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа.
В начале этого богослужения читалась семнадцатая кафизма (часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах), затем канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», - так начинался этот канон. Это плач о погребенном Иисусе Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема –ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся», – пел хор.
В воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью священнослужители подняли Плащаницу над головой и совершили крестный ход вокруг храма, во время которого пелось «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...».
Затем Плащаницу поднесли к открытым Царским вратам и положили посредине храма в ознаменование того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По завершении крестного хода перед Плащаницей читалось пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), отрывок из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего — евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
Плащаница будет находиться посреди храма до позднего вечера Великой субботы.
Обращаясь к прихожанам с проповедью, владыка отметил, что чин погребения Плащаницы Христа Спасителя символизирует, как когда-то Иосиф Аримафейский со своими помощниками, с Девой Марией с жёнами-мироносицами сняли с креста тело Своего Учителя, Богочеловека и погребли его.
«Это уже третья служба за сегодняшний день. И мы слышали удивительные слова, адресованные Пресвятой Богородице “Дева вопияще матерски”. При этом Божия Матерь знала – Господь Ей говорил, что по воле Божией будет дальше. Знала, но как Ей было тяжело всё это видеть и переживать своим материнским сердцем!» – сказал владыка.
Архипастырь напомнил слова апостола Павла «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17) и подчеркнул, что эта обязанность не только апостола, но и всех нас.
«Святитель Димитрий Ростовский говорил, что тремя путями носятся эти язвы. Первый – это мученичество, второй – подвижничество, монашество с великими подвигами. Ни первое, ни второе нам не по силам. Мы живём в другое время, и для нас несение язв Господних на себе – это переживание жизненных неприятностей, особенно обид, потому что больше всего Господь претерпел клеветы и обид. И когда мы претерпеваем свои маленькие обиды, это и есть ношение язв Господних. Но если мы при этом просим Бога, чтобы Он отомстил за нас – это не христианский подход. А вот когда благодарим Бога за посланные страдания и молимся, как Он молился на кресте за своих распинателей, это и значит – носить язвы Господни на теле своём», – подчеркнул владыка.
«Прикладываясь к плащанице Христа Спасителя, будем просить у Него, чтобы Он укрепил нас, особенно в этот последний до Пасхи день. Диавол пытается строить нам козни, поссорить между собой, чтобы один на другого обиделся, перестал разговаривать. Такое бывает – не разговаривая между собой, идут на Причастие. Диавол радуется, ангелы плачут, что люди причащаются в суд и в осуждение. Если люди не покаются, то обязательно будут насельниками ада – этой страшной обители. Я желаю каждому из нас праведного ношения этих невидимых язв в своём сердце, чтобы там у нас происходило умиротворение, благодарение и глубокое покаяние!» – пожелал митрополит Даниил прихожанам в завершение проповеди.
Напомним, что в ночь с 1 на 2 мая митрополит Курганский и Белозерский Даниил возглавит Пасхальное богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Служба начнётся в 23.30 и будет состоять из полунощницы, пасхальной заутрени и Божественной литургии. Около 00:00 вокруг храма пройдет пасхальный крестный ход.
В этом году будет организована видеотрансляция ночного пасхального богослужения в Александро-Невском кафедральном соборе.
Те, у кого нет возможности посетить собор в пасхальную ночь, смогут увидеть онлайн-трансляцию богослужения в сообществе Курганской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Это богослужение символизирует положение во гроб Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа.
В начале этого богослужения читалась семнадцатая кафизма (часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах), затем канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», - так начинался этот канон. Это плач о погребенном Иисусе Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема –ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся», – пел хор.
В воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью священнослужители подняли Плащаницу над головой и совершили крестный ход вокруг храма, во время которого пелось «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...».
Затем Плащаницу поднесли к открытым Царским вратам и положили посредине храма в ознаменование того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По завершении крестного хода перед Плащаницей читалось пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), отрывок из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего — евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
Плащаница будет находиться посреди храма до позднего вечера Великой субботы.
Обращаясь к прихожанам с проповедью, владыка отметил, что чин погребения Плащаницы Христа Спасителя символизирует, как когда-то Иосиф Аримафейский со своими помощниками, с Девой Марией с жёнами-мироносицами сняли с креста тело Своего Учителя, Богочеловека и погребли его.
«Это уже третья служба за сегодняшний день. И мы слышали удивительные слова, адресованные Пресвятой Богородице “Дева вопияще матерски”. При этом Божия Матерь знала – Господь Ей говорил, что по воле Божией будет дальше. Знала, но как Ей было тяжело всё это видеть и переживать своим материнским сердцем!» – сказал владыка.
Архипастырь напомнил слова апостола Павла «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17) и подчеркнул, что эта обязанность не только апостола, но и всех нас.
«Святитель Димитрий Ростовский говорил, что тремя путями носятся эти язвы. Первый – это мученичество, второй – подвижничество, монашество с великими подвигами. Ни первое, ни второе нам не по силам. Мы живём в другое время, и для нас несение язв Господних на себе – это переживание жизненных неприятностей, особенно обид, потому что больше всего Господь претерпел клеветы и обид. И когда мы претерпеваем свои маленькие обиды, это и есть ношение язв Господних. Но если мы при этом просим Бога, чтобы Он отомстил за нас – это не христианский подход. А вот когда благодарим Бога за посланные страдания и молимся, как Он молился на кресте за своих распинателей, это и значит – носить язвы Господни на теле своём», – подчеркнул владыка.
«Прикладываясь к плащанице Христа Спасителя, будем просить у Него, чтобы Он укрепил нас, особенно в этот последний до Пасхи день. Диавол пытается строить нам козни, поссорить между собой, чтобы один на другого обиделся, перестал разговаривать. Такое бывает – не разговаривая между собой, идут на Причастие. Диавол радуется, ангелы плачут, что люди причащаются в суд и в осуждение. Если люди не покаются, то обязательно будут насельниками ада – этой страшной обители. Я желаю каждому из нас праведного ношения этих невидимых язв в своём сердце, чтобы там у нас происходило умиротворение, благодарение и глубокое покаяние!» – пожелал митрополит Даниил прихожанам в завершение проповеди.
Напомним, что в ночь с 1 на 2 мая митрополит Курганский и Белозерский Даниил возглавит Пасхальное богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Служба начнётся в 23.30 и будет состоять из полунощницы, пасхальной заутрени и Божественной литургии. Около 00:00 вокруг храма пройдет пасхальный крестный ход.
В этом году будет организована видеотрансляция ночного пасхального богослужения в Александро-Невском кафедральном соборе.
Те, у кого нет возможности посетить собор в пасхальную ночь, смогут увидеть онлайн-трансляцию богослужения в сообществе Курганской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Персоналии:
Митрополит Даниил сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Троице-Сергиевой лавре
8 октября 2024 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Его Святейшеству вместе с сонмом архиереев сослужил митрополит Курганский и Белозерский Даниил. 8 Октября, 2024Митрополит Даниил в Крестовоздвижение Господне совершил Литургию в Успенском соборе города Владимира
Визит главы Курганской митрополии во Владимирскую епархию проходит по приглашению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 27 Сентября, 2024Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024