Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
В первый день Великого поста митрополит Даниил начал чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского
19 Марта, 2024
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана совершил повечерие с чтением первой части Великого канона преподобного Андрея Критского.
Во время чтения песен канона многие прихожане молились, держа в руках зажженные свечи и книги с богослужебным текстом.
По завершении чтения митрополит Даниил обратился к верующим с проповедью: «Этот канон глубоко приникает в глубину нашего сердца и меняет наши чувства к покаянию. Многие люди, слушая канон, плачут. Часто те, кто живёт вне храма, задают вопрос: “почему вы скорбите в Великом посту? Наша жизнь и так тяжелая, радости мало, а тут ещё этот ваш пост, ваши слёзы. Человек же может впасть в депрессию”. Ответом могут служить слова апостола Павла о печали – мы призваны печалиться, но печаль бывает двух видов. Печаль ради Бога приводит человека к покаянию и спасению, а печаль о мирском приводит человека к смерти».
Далее владыка рассказал, как на вопрос о двух печалей ответил старец Паисий: в печали о своих грехах ради Бога есть свет, а в печали о земном – тьма. «Вот поэтому Отцы Церкви назвали это наше состояние радостным плачем. Радость о том, что Господь нас любит, нас милует, ждёт нашего покаяния. Когда человек вступил в Великий пост и по силам (а силы у всех разные) старается чаще читать духовную литературу, посещать храм, молиться, терпеть недостатки ближних, тогда мы радуемся. В нас живёт два человека – ветхий и новый, и радуется в нас новый человек», - продолжил архипастырь.
По словам владыки, канон преподобного Андрея Критского, как весеннее яркое солнце, всегда пробивает лёд нашего сердца. «Благодать Божия – как солнце, как свет. Но для нее нужно открыть своё сердце, нужно просить “Господи, приди и вселися в мя и очисти мя от всякия скверны”. Великий пост – особенное время самоочищения через самоумаление. Мы себя утесняем. На первом плане в нашем сердце должно быть покаяние, плачь, печаль, в которой растворена радость. Чем больше печали о своих грехах, тем больше будет радости!», - завершил митрополит Даниил свою проповедь.
Чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста и продолжается ежевечерне до четверга.
В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого Завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Господа Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица.
В понедельник читают первые девять песен канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши...». В это время полагается делать земной поклон.
С первой песни канон настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Создатель канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество, а также напоминает обо всех грехах людей.
Во время чтения песен канона многие прихожане молились, держа в руках зажженные свечи и книги с богослужебным текстом.
По завершении чтения митрополит Даниил обратился к верующим с проповедью: «Этот канон глубоко приникает в глубину нашего сердца и меняет наши чувства к покаянию. Многие люди, слушая канон, плачут. Часто те, кто живёт вне храма, задают вопрос: “почему вы скорбите в Великом посту? Наша жизнь и так тяжелая, радости мало, а тут ещё этот ваш пост, ваши слёзы. Человек же может впасть в депрессию”. Ответом могут служить слова апостола Павла о печали – мы призваны печалиться, но печаль бывает двух видов. Печаль ради Бога приводит человека к покаянию и спасению, а печаль о мирском приводит человека к смерти».
Далее владыка рассказал, как на вопрос о двух печалей ответил старец Паисий: в печали о своих грехах ради Бога есть свет, а в печали о земном – тьма. «Вот поэтому Отцы Церкви назвали это наше состояние радостным плачем. Радость о том, что Господь нас любит, нас милует, ждёт нашего покаяния. Когда человек вступил в Великий пост и по силам (а силы у всех разные) старается чаще читать духовную литературу, посещать храм, молиться, терпеть недостатки ближних, тогда мы радуемся. В нас живёт два человека – ветхий и новый, и радуется в нас новый человек», - продолжил архипастырь.
По словам владыки, канон преподобного Андрея Критского, как весеннее яркое солнце, всегда пробивает лёд нашего сердца. «Благодать Божия – как солнце, как свет. Но для нее нужно открыть своё сердце, нужно просить “Господи, приди и вселися в мя и очисти мя от всякия скверны”. Великий пост – особенное время самоочищения через самоумаление. Мы себя утесняем. На первом плане в нашем сердце должно быть покаяние, плачь, печаль, в которой растворена радость. Чем больше печали о своих грехах, тем больше будет радости!», - завершил митрополит Даниил свою проповедь.
Чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста и продолжается ежевечерне до четверга.
В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого Завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Господа Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица.
В понедельник читают первые девять песен канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши...». В это время полагается делать земной поклон.
С первой песни канон настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Создатель канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество, а также напоминает обо всех грехах людей.
Персоналии:
Благочиния: