митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
История
Христианство на территории Курганской области в досоветский период
Предисловие
История Церкви и религии в настоящее время находится в центре внимания общества. Глубокое реформирование общественно-политического строя, осуществляемое в нашей стране с конца 1980-х гг., способствовало переходу от пропаганды атеистического мировоззрения к попыткам объективного исследования истории церкви и влияния религии на сознание и жизнь людей. Оживление интереса к прошлому нашего края способствовало активизации усилий исследователей в области изучения истории религии и церкви Зауралья как составной части краеведческой науки.
Актуальность темы, несомненная научная ценность документов ГАКО, отражающих историю Православия и в целом христианства на территории Курганской области, их недостаточная изученность, и, следовательно, широкие перспективы для расширения и углубления исследований в этой области обусловили необходимость составления данного архивного справочника, систематизирующего сведения о составе и содержании документов фондов учреждений религиозной сферы и некоторых других фондов, содержащих материалы по указанной теме.
Назначение обзора - информирование широкого круга исследователей, всех заинтересованных в изучении этой темы лиц о характере и значении архивных материалов с целью расширения круга их использования.
Справочный аппарат к обзору включает титульный лист, предисловие, оглавление,
список фондов, информация о которых включена в обзор, список литературы.
Христианство на территории Курганской области
(по документам ГАКО досоветского периода)
Распространение христианства в Сибири и, в частности, на территории современной Курганской области началось одновременно с присоединением ее к России, с походов Ермака, который имел в своих отрядах подвижную часовню с иконами и священнослужителей. С постепенным освоением Сибири увеличивалось количество русских поселенцев.
Заселение Сибири одновременно совершалось и в христианском отношении через сооружение часовен, церквей и монастырей. Там, где русские ставили острог или укрепление, там же они строили и церковь, а там, где основывали город, возводили еще и монастырь. Одними из первых на территории Зауралья были построены Успенский Далматовский монастырь (1644 г.), Рафаиловский монастырь (1651г.) и заимка Устюжского монастыря (1668 г.) на Исети1, Фло- ро-Лавровская церковь в крепости Белоярской (1711 г.), Кирилловская церковь в селе Кислянском (1721г.)2, церкви в селах Черемуховском и Усть-Суерском (1733 г.)3
По духовным делам Сибирь первоначально зависела от архиепископа Вологодского и Великопермского, которому было поручено отпускать сюда из своей епархии духовенство. С 1620 г. в Сибири была учреждена особая епархия с кафедрой в г. Тобольске, который с 1590 г. был назначен вместо Тюмени главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, а с 1721г., по учреждении в Иркутске отдельной епархии - Тобольскими и Сибирскими. С 1621 г. до 1668 г. это были архиепископы, затем до 1768 г. - митрополиты и наконец опять архиепископы.4 Предположительно, после 1721 г. с выходом в свет "Регламента или устава духовной коллегии", одного из основных документов Петровского законодательства в отношении церкви, при приказе Тобольского митрополита была образована Тобольская духовная консистория.5
В 1782 г. после реформы местного управления Тобольская губерния была разделена на уезды, среди которых был и Курганский. Курган получил статус уездного города. В соответствии с этим была преобразована и церковноадминистративная система. Появляется Курганский духовный заказ. Заказчик (им был, как правило, настоятель центральной церкви) следил за состоянием причтов, соблюдением правил заполнения документов, выполнением указов Синода, разбирал споры низшего духовенства, вел переписку, выдавал документы для прохождения испытания на чин и т.д. Образованные при заказчике коллегиальные органы - духовные правления, должны были помогать ему в ведении дел. Это была низшая инстанция церковного суда.
Следующий этап в формировании местного церковного управления - 1808 г. Вероятно, в это время Тобольская епархия была разделена на благочинные округа.6 На месте Курганского заказа образовалось 2 округа: благочиние 2го округа Тобольской епархии и благочиние 7-го округа Тобольской епархии. Должность заказчика исчезает, его функции частично переходят к благочинному, частично - консистории. В связи с этим изменяются и функции духовных правлений. Они становятся связующим звеном между консисторией и благочиниями.
1. Фонды православных учреждений религиозного культа.
1.1. Фонды духовных консисторий.
К началу 19 в. территория современной Курганской области входила в сос- став трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. В соответствии с этим ГАКО располагает фондами четырех духовных консисторий: Тобольской (ф. 235), Оренбургской (ф. 244), Пермской (ф. 243) и Екатеринбургской (ф. 304).
Духовная консистория (в переводе с латинского - собрание, соприсутствие) представляла собой административно-судебное учреждение при епархиальном архиерее. Первоначально консистории состояли из Присутствия, включавшего протоиерея и четырех священников и Канцелярии из секретаря, столоначальника, казначея, архивариуса и писца. Окончательный вид консистории получили после разработки уставов в 1841 и 1883 гг.
По уставу через духовную консисторию под руководством архиерея осуществлялось управление и суд в епархии. Члены духовной консистории избирались епархиальным архиереем из священников, а утверждались и увольнялись Святейшим Синодом. Консистория собирала информацию о лицах, желающих занять священнические места, ведала документацией, рассылаемой в приходы, вела наблюдение за хозяйством архиерейского дома, монастырей, церквей. Суду консистории подлежали лица духовного звания по преступлениям против должности, по взаимным спорам, возникающим из -за церковной собственности, по жалобам духовных и светских лиц, по просьбам о побуждении к уплате долгов. Лица светского звания подлежали суду консистории по делам о браке и поступкам против церковно-религиозных установлений и обрядов.
Среди фондов духовных консисторий в ГАКО наиболее объемным и разнообразным по составу документов является фонд Тобольской духовной консистории. Дела фонда, объединенные в опись № 1, содержат обширную информацию о самых разнообразных сторонах религиозной жизни края в 18 - нач. 19 вв. Прежде всего - это строительство церквей, с которыми была связана вся жизнь русского человека от рождения и до самой смерти. Документы фонда позволяют проследить полностью весь процесс постройки храмов, начиная от соответствующего решения сельского общества, выступающего с подобной инициативой и до освещения здания. Дела о строительстве и ремонте церквей (№ 1-9, 1223, 25-46, 50-76, 79-80, 82-90, 92, 93, 95-100, 102, 103, 105-107, 109, 112-121, 125, 126, 128, 131, 134-137, 139, 140, 144-148, 150-153), как правило, включают в себя прошения сельских обществ или доверенных от крестьян лиц и рапорты благочинных на имя епископа Тобольского и Сибирского, приговоры сельских обществ по всем вопросам сооружениям церквей, как то: принятие решения о постройке храма, сбор средств для осуществления этого, внесение изменений в проекты, выборы доверенных лиц, которые вели дела от имени общества и переписку с церковным начальством, выборы строителя, руководившего строительством, периодические осмотры крестьянами в присутствии благочинного и сельского старосты строящейся церкви, дополнительный сбор денег и т.д. Также эти дела содержат документы о выборе подрядчика, переписку доверенных лиц, строителя, благочинных с епархиальным начальством о возникающих в процессе строительства сложностях и проблемах, ведомости о приходе денежных средств, отчеты о движении сумм и капиталов по постройке храма, акты, удостоверяющие завершение строительства, рапорты благочинных об освящении храмов. Документы также дают ценные сведения о том, как решались вопросы художественного оформления храмов, исполнения и устройства иконостасов и колоколен, содержат информацию о зауральских мастеровых, художниках и иконописцах (дела № 5, 7, 22, 68, 70, 119). Ряд дел включает в себя планы местности, схемы, чертежи и эскизы зданий, давая представление об их архитектуре (№ 22, 126).
Дела о строительстве церквей, кроме всего прочего, позволяют выявить и точки соприкосновения в области взаимодействия духовной и светской властей. Зачастую, духовные правления связывались с окружным казначейством, выявляя наличие крестьянских недоимок в делах о построении церквей. Консистория вела дела с Тобольской казенной палатой в вопросах об отводе земли той или иной церкви. Духовные власти прибегали к помощи государственных учреждений при решении многих экономических и организационных проблем, а также при необходимости повлиять на прихожан, не выполнявших требования духовенства.
Богатейшие сведения по истории церквей и состоянию приходов предоставляют исследователю клировые ведомости, включающие в себя информацию о месте и времени постройки храмов, о том, на какие средства они возводились и по какому проекту ("плану и фасаду"). Давалась полная характеристика той или иной церкви, а именно: каменная она или деревянная, есть ли ограда, сколько престолов, во имя каких святых, достаточно ли утвари, каков причт (сколько по штату и сколько в действительности имелось служителей культа), указывалось расстояние до ближайших церквей, наличие домовых и приписных церквей, часовен.
В клировых ведомостях отражались и вопросы материального обеспечения церквей, в частности, сколько земли было при церкви (усадебной, пахотной, сенокосной), как она использовалась (отдавалась ли в аренду приходским крестьянам, использовалась ли под торговые заведения и т.д.), были ли общественные дома для причта, каково было жалование церковно и священнослужителей, были ли средства у церкви в банке и какой давали доход, имелись ли здания, принадлежавшие церкви.
В клировых ведомостях отводилось место и учету всей документации, которая велась церковью: отмечалось наличие приходской летописи, описи церковного имущества, приходно-расходных книг, метрических и обыскных книг, исповедных росписей.
Клировые ведомости являются также ценным источником изучения истории местного духовенства, ибо дают подробные сведения о священно и церковнослужителях церквей Тобольской епархии, указывая, кто именно служил в церкви, где и когда родился, из какого звания происходит, где и чему обучался, когда и в какой чин произведен, какие проходил должности, когда и чем награждался, какое имеет семейство, как знает чтение и пение катехизиса, сколько провел проповедей, какого поведения. Внимательный анализ этих документов позволяет дать характеристику местному духовенству, как сословию в целом, касательно уровня его образованности, профессионализма, моральнонравственного состояния, семейного положения, материальной обеспеченности и жизненных гарантий, которые давало положение духовного лица.
Другие дела фонда дают возможность проследить процессы продвижения по службе, перемещения и назначения церковных служителей, посвящения в сан, исключения из духовного звания, наказания за проступки и преступления (№ 104, 154, 205-207), взаимоотношения священников между собой и с вышестоящим начальством (№ 128), знакомят с отдельными представителями сословия. К сожалению, в нашей краеведческой литературе совершенно недостаточно имеется исследований о персоналиях в сфере духовенства, о семейных династиях, о судьбах отдельных священников, о примерах как положительных, так и отрицательных в этой области. А ведь общее видится через частное, объективное представление о духовенстве как сословии складывается из множества разнообразных частных примеров. Дела первой описи фонда Тобольской духовной консистории дают богатейшую базу для подобных исследований.
Отдельный раздел клировых ведомостей составляют сведения о прихожанах церквей. Это статистические цифровые данные по населенным пунктам прихода о социальных группах (крестьяне, военноотставные, мещане, купцы), религиозном составе (количестве раскольников) прихода, численности дворов, количестве душ мужских и женских в приходе. Это очень важные сведения для изучения процессов изменения народонаселения приходов по различным направлениям, сословному, половому, религиозному признакам, а также для изучения структурных изменений в приходах.
Клировые ведомости составлялись ежегодно настоятелями храмов и благочинными. В документах фонда подобные сведения имеются за много лет, что дает возможность проследить историю приходов, в ряде случаев, за довольно длительный промежуток времени. Так, по Иоанно-Богословской церкви с.Спорновского клировые ведомости представлены с 1874 по 1917г., то есть за 43 года существования прихода (дела № 115а, 115б), по Градо-Курганской Троицкой церкви и некоторым другим церквям Курганского округа - с 1800 по 1915г. за исключением нескольких лет, то есть более, чем за столетие (дела № 199-271).
Дополняют знания по истории церквей Тобольской епархии сведения, которые содержатся в описях церковного имущества (дела № 272-276). Поскольку главным имуществом церкви было само церковное здание, описи включают, прежде всего, очень подробное, более детальное, чем в клировых ведомостях, описание устройства храма (расположение внутренних помещений, дверей, окон, лестниц, крылец) с указанием его размеров, материалов, из которых выполнены само здание и его облицовка, главы, кресты. Описание позволяет представить внешний вид и устройство многих храмов, не существующих в настоящее время. Первая часть описей церковного имущества, которая включала "все главное, важнейшее, прочное", также содержит описание алтаря (устройство, размеры, описание икон, изображений на стенах), предалтарного иконостаса, икон в храме и всей имевшейся утвари. Вторая часть включала описание ризницы и третья - библиотеки и архива церкви.
Ряд дел первой описи фонда Тобольской духовной консистории позволяет выявить роль церкви в развитии народного образования и просвещения в нашем крае (дела №277-297). С нач.19 в. по Указу Святейшего Синода стали открываться духовные училища при церквях и монастырях. Целью их учреждения было провозглашено "распространение и утверждение между государственными крестьянами религиозно-нравственного образования и первоначальных более или менее для каждого сословия нужных сведений".7 Дела № 278, 280, 281, 286 содержат именные списки учеников, обучавшихся при церквях, сведения об их успеваемости и поведении. Списки составлялись благочинными на основе Указа Тобольской духовной консистории от 31.12.1836г. за № 49 "по секрету с прописанием Высочайше утвержденных правил, касательно первоначального обучения грамоте поселянских детей".8 Дела содержат рапорты благочинных о количестве духовных училищ для крестьянских детей, о положении дел в этих училищах. Много внимания в переписке отводилось анализу причин неявки детей на занятия, до сведения архиепископа доводились характеристики наиболее усердных наставников крестьянских детей, их биографии, послужные списки (дело № 278), а также сообщалось о случаях нерадивого отношения к обязанностям по обучению детей (дело № 279). В делах фонда (№ 278, 280) имеются списки церквей и монастырей, при которых в 1841-1842 учебном году были открыты духовные училища, а также ведомости (отчеты) о работе этих училищ с указанием времени открытия, числе наставников и учеников, об успехах в изучении наук и поведении обучаемых. В 1842 г. по Тобольской епархии наибольшее количество церковно-приходских училищ приходилось на Курганский округ - 19, в Туринском их было 9, Тюменском - 14, Тарском - 8, Петропавловском - 6, Омском - 2, Ишимском - 8, Тобольском - 4.9
В 1842 г. были изданы "Наставления для управления сельскими приходскими училищами в селениях государственных крестьян", по которым благочинным вменялось в обязанность вникать в положение духовных училищ во всех отношениях и дважды в год отчитываться перед Палатой Гос. Имуществ не только о количестве учеников, но и о способе преподавания, благонадежности наставников, нравственности и успехах учеников, о количестве и характере учебных пособий, о средствах содержания школ и их состоянии в хозяйственном отношении. Тобольские архиереи, совершая поездки по обозрению приходов епархии, уделяли большое внимание положению церковно-приходских училищ и школ грамотности. "Выписка из путевого журнала по обозрению приходов уездов Тобольского, Тазовского, Ишимского, Курганского и Ялуторовского, совершенной Его Преосвященством Антонием, Епископом Тобольским и Сибирским, с 9 января по 8 февраля 1901 г." (дело № 293) содержит сведения о количестве жителей деревень и сел указанных уездов, о наличии в них церковно-приходских школ или целесообразности их открытия, уровне знаний учеников, о наставниках и их усердии в обучении детей.
В фонде Тобольской духовной консистории (опись № 1) находятся и разрозненные документы Курганского духовного училища (дело№ 196), среди них: "расписания жалования начальствующим и учащим" из штатных и епархиальных сумм и дополнительного жалованья за Сибирскую службу за отдельные месяцы 1915-1917 гг., содержащие перечень предметов, преподававшихся в училище, и служебных должностей. В этом же деле - прошения родителей в правление училища об освобождении от платы за учение сыновей и постановления правления принять их на епархиальное содержание, запросы об условиях поступления в училище, о допуске на испытания на звание учителя церковноприходской школы, экзаменационные списки вновь поступающих в 1 класс училища в 1917-1918 гг., сведения об увольнениях и назначениях преподавателей.
Фонд Тобольской духовной консистории содержит ценнейшие сведения и по истории раскольнического движения в Зауралье. Процессы раскола русской православной церкви и заселения нашего края шли практически одновременно, неудивительно, что большое количество раскольников селилось на вновь ос- ваеваемых землях. Старообрядчество в Сибири делилось на 2 основных течения: приемлющее священство (поповцы) и не признающее институт священства (беспоповцы), которые в свою очередь распадались на различные толки и согласия, хотя границы между ними зачастую были размыты. Согласно классификации, данной старообрядчеству Савицкой О.Н. во 2-м разделе 4 тома " Истории Курганской области", к поповцам относились - беглопоповский старообрядческий толк, принимавший беглое (по убеждению или по экономическим причинам) православное священство и австрийское старообрядческое священство. На стыке поповщины и беспоповщины находилась стариковщина - старообрядческое течение, исполняющее священные требы с помощью наиболее уважаемых старших членов общины. Это была самая ранняя форма организации богослужения в Сибири. К беспоповцам относились: поморцы, самое многочисленное согласие в Тобольской епархии, федосеевцы, которых было гораздо меньше (о них упоминают только причт Чимеевской слободы Курганского округа и причт Тюменский), немолячество, которое распространилось в Зауралье только во вт. пол. 19 в. и находилось на стыке беспоповщины и сектантства, "хлысты" (или "квакеры"), течение, являющееся сектантским, но образованное на основе беспоповского старообрядчества (распространено было в Исетском и Шатровском приходах, деревнях Самсоновой, Ильиной, а также в Полевском и Уктусском заводах Тобольской епархии).
В фонде Тобольской духовной консистории содержится большое количество дел об отходе (уклонении) из православия в раскол (дела № 94, 101, 127, 141, 151, 161, 164, 166, 167, 168, 174, 181, 192). Они представляют нам подписки раскольников с объяснением причин уклонения в раскол, переписку настоятелей церквей и благочинных с вышестоящими духовными органами о проведенном следствии и мерах воздействия, предпринимаемых к раскольникам со стороны консистории и духовного правления. Рукописные источники фонда Тобольской духовной консистории, повествующие о раскольниках, охватывают события с сер. 19 в. до нач. 20в. Наиболее раннее дело - "Об отклонении в раскол курганского мещанина Ивана Калинина" было начато в августе 1848г. и закончено в ноябре 1851г. (дело № 127). В большинстве подобных случаев случаев дело ограничивалось констатацией фактов. Как правило, увещевания, предпринимаемые по отношению к раскольникам православной церковью, и даже привлечение к земскому суду успеха не имели. Уклонившиеся оставались верны древней вере. Дела, хранящиеся в фонде Тобольской духовной консистории, содержат факты отказа крестьян от официальных обрядов - крещения младенцев ( № 164), венчания в церкви (№ 161, 167). "Дело о сводных браках и об уклонении из православия и единоверия в раскол крестьян Курганского округа" от 1857г.(№168) представляет 28 случаев заключения сводных браков ("случек").
Блок дел о молитвенных домах и раскольнических часовнях (№ 62, 174, 181, 192, 195) включает сведения об их строительстве, иногда, количестве прихожан. Эти документы дают представление о противостоянии староверов и официальной церкви, о том, как старообрядцы отстаивали право на "веру отцов и предков своих".
В качестве примеров миссионерской деятельности православной церкви можно привести дело №184 (лл. 8-10), которое дает образец проповеди среди раскольников миссионера Антония Виноградова.
Вообще, дела о раскольниках, как правило, обширны, содержат большое количество документов (рапортов, прошений, донесений). Они позволяют судить о состоянии старообрядчества в целом в тот или иной период времени. В частности, они дают возможность проследить изменение политики государства и православной церкви в отношении раскольников. До 1905 г. давление на представителей старой веры было довольно ощутимым - от бесед до полицейско-административных мер. Положение коренным образом изменилось в 1905г., когда старообрядцам была дарована свобода совести. На основании п.10 Высочайшего Указа от 17 апреля 1905г. старообрядческим духовным лицам разрешалось "свободное отправление духовных треб не только в молитвенных домах, но и в иных потребных случаях". По силе ст.1, разд.1 Высочайшего Указа от 17 октября 1906г. старообрядцам предоставлялось "свободное исповедание их веры и отправление религиозных обрядов по правилам их вероучения". Согласно ст.32 того же раздела "духовным лицам, настоятелям и наставникам старообрядцев дозволялось употребление церковного облачения, а также монашеского и духовного одеяния".10
Наиболее упорных, непреклонных в своей вере раскольников православное духовенство старалось приобщить к единоверию, которое представляло собой одну из форм компромисса между официальной церковью и старообрядчеством, попыткой оцерковнивания староверов, установления над ними государственного и церковного контроля. Службы в единоверческих храмах проводились на основании правил, составленных Митрополитом Платоном и Высочайше утвержденных 27 октября 1800г., велись они по старопечатным книгам, крестились двумя перстами, а требы исполнялись "по обряду древнему дедов и прадедов". Однако, документы фонда (дела № 104, 151, 152, 153, 166, 167) свидетельствуют, что единоверие не стало популярным среди раскольников, ибо лишь небольшая часть их придерживалась поповского толка. Напротив, с образованием единоверческой церкви появилась тенденция приобщения к единоверию как раз не раскольников, а православных. Священник Троицкой церкви с. Моревского Руберовский указывал в рапорте в Тобольскую духовную консисторию: "Если и причислить их в ближайший приход - единоверческий, то многие уклонятся к единоверию, а православная церковь будет пуста, нет ни одного примера, чтобы из единоверия обратились кто-нибудь в православие, кроме необходимого случая при таинстве брака".11 В связи с этим духовной консисторией предписывалось Курганскому духовному правлению в отношении раскольников делать еще и еще раз увещевания в присутствии чиновников земского суда и в случае отказа от православия - причислять к единоверческой церкви, брать с крестьян подписки о неукоснительном соблюдении единоверия. Волостное правление и староверческий священник должны были вести строгое наблюдение за их усердием к церкви и исполнением обязанностей добрых прихожан. (дело № 166)
В Тобольской епархии, по данным Савицкой О.Н., существовало 10 единоверческих приходов, из них на Курганский округ приходилось 3 - это Щу- чинский, Нижне-Алабужский и Романовский. В ГАКО имеются фонды двух из них - Георгиевской единоверческой церкви с.Щучинского (фонд № 87) и Вознесенской единоверческой церкви с. Романовского (фонд № 17). Из единоверческих церквей Оренбургской епархии представлена Спасская церковь с. Слад- ко-Карасинского (фонд № 270).
Некоторые вопросы финансовой деятельности Тобольской духовной консистории раскрывает дело № 175 (опись № 1), представляя отчеты консистории о приходах, расходах и остатках сумм, не подлежащих ревизии государственного контроля за 1869г. Здесь речь идет о средствах, собираемых на строительство храмов в других епархиях, в пользу зарубежных патриархий, например, Александрийского Патриаршего престола, оскудевших храмов Месопотамии, Жировницкого монастыря, на Гроб Господень в Иерусалиме, на улучшение быта православных поклонников в Палестине, на сооружение храма в г. Женеве, на строительство церквей и школ в западных губерниях, на распространение православия среди язычников, на сооружение собора в Тифлисе, церквей в Нью-Йорке и Сан-Франциско, в пользу Болгарских православных церквей, о суммах собранных в пользу инвалидов, на лечение лиц духовного звания, на пенсии и пособия духовенству, о суммах, принадлежавших капитулу Российских императорских и царских орденов.
Дела описей № 2 - 7 фонда Тобольской духовной консистории включают метрические книги церквей Курганского уезда Тобольской епархии за период с 1783 по 1919г., которые являются важнейшим источником для генеалогических исследований, а также могут быть использованы для изучения процессов изменения народонаселения в крае.
Южные районы современной Курганской области входили в состав Оренбургской епархии, учрежденной в самом конце 18 столетия. 31 мая 1799 г. Высочайшим указом было повелено "вообще по всем епархиям распорядить ведомства каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий для большего однообразия переменить по названию тех губерний, в коих кафедры их состоят".12
Оренбургская епархия стала так называться по названию губернии, а ее епископ - Оренбургским и Уфимским. По старшинству новая епархия находилась в третьем классе, занимая по наименьшему количеству церквей (приходов) числом 205, последнее двадцатое место в этом классе. Местопребывание архиерея и консистории первоначально было назначено не в губернском г. Оренбурге, а в уездном, хотя и центральном по местоположению в епархии, г. Уфе. 21 января 1800 г. в Уфу прибыл первый Преосвященный Оренбургский Амвросий Келембет. 4 марта 1800 г. согласно его резолюции последовало открытие Оренбургской духовной консистории, чем было ознаменовано вступление епархии в фактическое отправление назначенных ей обязанностей. В 1859 г. произошло разделение Оренбургской епархии на Оренбургскую и Уфимскую. В состав Оренбургской епархии с кафедрой в г. Оренбурге вошли уезды Оренбургский, Челябинский (включавший в себя часть территории современной Курганской области), Троицкий, Верхнеуральский и области - Уральская и Тургайская.
Фонд Оренбургской духовной консистории, хранящийся в ГАКО, весьма обширен по своему объему, но довольно однообразен по составу документов: в основном это метрические книги церквей Челябинского уезда за 1849 - 1920 гг. Помимо этого, дела описи № 4 фонда содержит сведения по истории церкви села Щучье Челябинского уезда: послужные списки священников и церковнослужителей с семьями, списки церковных старост, сведения о вдовах и сиротах, подведомственных данной церкви за 1911, 1912 и 1913 гг. (дела № 112, 140). Эти документы, пока еще не использованные исследователями, также могут послужить источниковой базой при изучении состояния духовного сословия в Зауралье. В этих же делах присутствуют исповедные росписи села Щучьего и деревень Нифанки и Петропавловки за 1911, 1912 и 1914 гг.
В октябре 1789 г. в Пермской губернии была открыта епархия, которая стала называться Пермской и Екатеринбургской. Кафедральным был назначен г. Пермь. Епископ получил титул Пермского и Екатеринбургского. Указом Св. Синода от 16 октября 1799 г. Зауральские уезды (среди которых были Шадринский и Камышловский) перешли в Пермскую епархию с подчинением Пермской духовной консистории. С образованием, по решению Св. Синода от 25 января 1885г., самостоятельной Екатеринбурго-Ирбитской епархии, Шадринский и Камышловский уезды были введены в ее состав.
Фонды Пермской и Екатеринбургской духовных консисторий в ГАКО (соответственно № 243 и № 304) невелики по объему и содержат только метрические книги церквей Шадринского и Камышловского уездов. В фонде Пермской духовной консистории эти документы представлены за 1780 - 1884 гг. и Екатеринбургской - с 1885 по 1916 гг.
Следует отметить, что ГАКО располагает лишь небольшой частью документов о церквях Шадринского и Камышловского уездов. Основной массив этих материалов по Шадринскому уезду находится в Шадринском государственном архиве, а по Камышловскому уезду - в государственном архиве Свер- ловской области.
1.2. Фонды благочиний.
Чрезвычайно интересные и разнообразные документы по церковной истории Зауралья представляют фонды благочиний, хранящиеся в ГАКО. Благочинный - административно-судебная должность. Она упоминается уже в "Духовном регламенте" в связи с образованием заказной системы. Благочинные были двух видов: над монастырями и над церквями и причтами. Назначались они по усмотрению епархиального архиерея из кандидатов, представленных в консисторию. Наблюдению благочинного поручалось от 10 до 30 окрестных церквей, которые составляли в епархии благочинный округ. Если в ведении благочинного было более 15 приходов, он мог назначить помощника. Обязанности благочинного были весьма разнообразны. Через него епархиальное начальство вело всесторонний надзор за церквями и духовным округом. Через благочинного приводились в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходам, церквям и церковным причтам. Он разрешал недоразумения между священно-церковнослужителями по поводу смысла распоряжений высших духовных инстанций. Благочинный имел право суда по спорным вопросам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, а также по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требовали формального судопроизводства и могли быть устранены мерами увещевания.
ГАКО располагает фондами четырех церковных благочиний. Из них самый солидный по объему - фонд Градо-Курганского благочиния 1-го округа Тобольской епархии (фонд № 203) В это благочиние входило около 20 церквей: Богородице-Рождественская и другие церкви в Кургане, Петро-Павловская в с.Черемухово, Власо-Модестовская в с.Чинеево, Успенская в с. Бараба, Алексеевская в с. Белозерском и др.
Документы фонда содержат ценные сведения по истории отдельных церквей: например, о переименовании градо-Курганской Богородице-Рождественской церкви в соборную по инициативе курганского купца 1 -й гильдии Семена Ивановича Березина и его сына Федора, которые обещали в случае переименования "внести в одно из кредитных учреждений для обращения на вечные времена 10 тыс. руб. серебром, с тем, чтобы проценты с этого капитала шли в пользу соборного причта"13. Полезные сведения для исследователя, изучающего вопросы церковной иерархии и управления дает "Табель представлений отчетности Тобольскому епархиальному управлению от подведомственных ему организаций, а также отчетности епархиального начальства Святейшему Синоду, Хозяйственному и Духовно-Учебному Управлениям" (дело № 4). Документ перечисляет все виды отчетности в разные инстанции и сроки предоставления отчетов.
Годовые ведомости о приходе и расходе церковных денег, ведомости расходов на содержание школ, перечневые ведомости о сборах, доходах, пожертвованиях, поступивших в церкви, документы о выдаче пособий бедным духовного звания и сиротам, ведомости ассигнованных из казны сумм на штатное содержание причтов, рапорты церковных служителей о сборе денег, списки денежных билетов и процентных бумаг, ведомости о капиталах и землях, принадлежащих церквям позволяют проанализировать экономическую политику приходских церквей и вопросы развития духовного сословия в пореформенную эпоху (дела № 9-14, 19-24, 26, 28-32, 39, 40, 43, 45, 46, 48, 49, 53, 55, 61, 63, 66, 69, 71, 73, 75, 77, 78, 82, 83, 87, 91, 92, 98-100, 102-107, 113, 114, 117, 120-123, 126, 129, 130, 130а, 131 , 135, 137, 140, 142, 143-145, 151, 155, 156, 158, 159, 161, 163, 164, 167-170, 173-175, 180, 181, 183-185, 189, 190, 193, 194, 196, 197, 199, 202, 205, 208, 209, 212, 214, 216, 219, 220, 224-226, 230, 236-238, 249, 250, 251, 254, 256-258,262,263, 268-270, 279-281, 284, 300, 303, 304, 308, 320)
Многие вопросы материального обеспечения причтов возлагались на приходские попечительства, целью которых было "заботиться о содержании и удовлетворении нужд приходской церкви и об отыскании средств для производства нужных исправлений в церковных строениях и для возведения новых, взамен пришедших в упадок"14. Фонд содержит рапорты, предписания о деятельности попечительств, ведомости о суммах попечительств (дела № 11, 91, 168 250, 272).
Основные сведения информационного характера по всем церквям благочиния содержат клировые ведомости за 1869- 1928 гг. (дела № 1,15, 25, 33, 34, 37, 41, 44, 50, 54, 57, 64, 68, 72, 80, 84, 85, 93-97, 108, 109, 112, 127, 128, 138, 141, 150, 160, 166, 172, 179, 188, 195, 207,213, 218, 222, 223, 229, 232,234, 235, 239, 241-245, 248, 253, 259-261, 265-267). Большой интерес представляют сводные цифровые статистические данные, очень важные для сравнительных исследований, позволяющих проследить тот или иной вопрос в развитии. Так, сводные количественные данные о лицах, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия, рапорты церковнослужителей о количестве людей присоединившихся к православию, о лицах, состоящих под эпитимией, ведомости о раскольниках и сектантах (дела № 5, 6, 9, 17, 36, 76, 111, 125, 177, 198) раскрывают процессы изменения степени религиозности населения, "кочевания" в религии под влиянием экономических, политических и др. факторов. Годовые цифровые отчеты о количестве родившихся, умерших, бракосочетавшихся, ведомости о количестве людей в приходах (дела № 62, 140, 148, 252) дают базу для исследования демографических процессов в крае.
Фонд Градо-Курганского благочиния 1-го округа Тобольской епархии содержит обширную переписку различных церковных инстанций - указы Тобольской духовной консистории, рапорты и прошения благочинных, причтов, церковных старост по самым разнообразным вопросам религиозной жизни: об увольнении и назначении на церковные должности, сборе денег, разборе жалоб духовенства друг на друга, взыскании долгов, попечении о сиротах и вдовах священников, расследования об уклонившихся в раскол и о присоединении к православию, деятельность церковно-приходских школ, перестройка и ремонт храмов, различные хозяйственные вопросы. Эта переписка , во-первых, вскрывает взаимоотношения всей церковной иерархии: взаимную подчиненность, распределение обязанностей и ответственности за принятие тех или иных решений, а во-вторых, дает полную картину жизни приходов и причтов с их повседневными заботами и проблемами, раскрывает механизм решения этих проблем.
Подобные документы содержит и фонд благочинного 7-го округа Тобольской епархии в Курганском уезде (фонд № 155). В него входили церкви сел: Белозерского, Иковского, Каратчинского, Мендерского, Усть-Суерского, Чашин- ского, Чинеевского, Шкодского, Брылинского, Падеринского и др. - всего около 2-х десятков церквей. Кроме перечисленных выше документов фонд включает указы Курганского духовного правления, этого связующего звена между консисторией и благочинными. Они касались ремонта церквей, назначения церковных старост, представления ведомостей (отчетов), высылки денег, проведения богослужений и других вопросов церковной деятельности за 1812 - 1867 гг. Созданные в конце 18 века в связи с процессами бюрократизации церковного аппарата, духовные правления постепенно теряли свое значение и во второй половине 19 века эта инстанция церковного управления исчезает. Документы фонда дают представление о сфере деятельности духовных правлений.
К благочинию 2-го округа Тобольской епархии в Курганском уезде (на 1895г.), судя по документам ГАКО, относились церкви сел Половинское, Давыдовское, Ярославское, Чернавское, Камышевское, Верхне-Алабугское, Ялымское, Глядянское, Ключевское. Фонд этого благочиния (№ 115) включает лишь следующие разновидности документов - это клировые ведомости церквей за 1892-1898 гг. журналы регистрации входящей корреспонденции за 18931899 гг., ведомости о приходе, расходе и остатках денежных сумм по церквям за 1889 -1895 гг. и переписка с Тобольским епархиальным начальством за 18931895 гг., 1897-1899 гг., которая затрагивает тот же круг вопросов, что и в фонде № 203.
Из благочиний Челябинского уезда Оренбургской епархии в ГАКО представлены документы только благочиния 34-го округа (фонд № 103). В него входили Чудиновская, Кочердыкская, Ключевская, Становская и др. церкви. Состав документов тот же, что и в фондах других благочиний.
В целом, материалы фондов церковных благочиний в ГАКО столь же многообразны, содержательны и информативны, как и документы фонда Тобольской духовной консистории, хотя, к сожалению, они пока значительно менее востребованы исследователями.
1.3. Фонды церквей.
Следующую крупную группу документальных источников по истории христианства в нашем крае составляют фонды отдельных церквей. Их представлено в ГАКО - 111, включая 3 фонда единоверческих церквей. Ряд этих фондов содержит однотипные документы. Так, фонды Благовещенской церкви с. Петровского (ф. № 202), Покровской церкви с. Шкодского (ф. № 208), Ильинской с. Митинского (ф. № 209), Крестовоздвиженской с. Лебяжьевского (ф. № 211), Успенской с. Барабинского (ф. № 215), Преображенской с. Дубровного (ф. № 217), Ильинской с. Елошанского (ф. № 218), Троицкой с. Чашинского (ф. № 221), Дмитриевской с. Ялымского (ф. № 222), Николаевской и Богоявленской церквей с. Петуховского (ф. № 258, 259), Вознесенской с. Каминского (ф. № 260), Троицкой с. Бутыринского (ф. № 261), Христорождественской с. Частоозерского (ф. № 265) Троицкой с. Лихановского (ф. № 266), Спасской единоверческой с. Сладко-Карасинского (ф. № 270) включают только метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти граждан. Они, несомненно, важны для генеалогических исследований, но не дают всесторонней характеристики жизни приходов. Фонды Иоанно-Богословской церкви с. Камышенского (ф. № 200) и Екатерининской церкви с. Барашковского (ф. № 213) содержат только книги записи брачных обысков. Фонды Параскевинской церкви-школы с. Камышенского (ф. № 20), Михайло-Архангельской с. Менщиково (ф. № 157), Николаевских церквей сел Гладковского (ф. № 162) и Боровлянского (ф. № 214) - только книги записи брачных обысков и метрические книги. Как правило, это небольшие по объему фонды, насчитывающие от 1 до 10 дел. Они составляют около 10% от общего числа церковных фондов. Основная же часть фондов отдельных церквей содержит все виды документации, которая велась в приходах: клировые ведомости, приходные и расходные книги, духовные росписи, книги записи брачных обысков, метрические книги, описи церковного имущества .Кроме того, с 1865 г. причтам соборных и приходских церквей было предписано вести церковные летописи с тем, чтобы "проследить историю приходов с начала их существования и их нравственно-религиозное состояние". К сожалению, далеко не все фонды церквей содержат приходские летописи, этот важный свод исторических сведений не только о церквях, но и о необычных природных явлениях, эпидемиях, стихийных бедствиях, важнейших политических событиях и их влиянии на жизнь прихожан. Церковные летописи имеются в фондах № 21, 30, 34, 36, 49, 53, 76, 106. Несомненно, это бесценный материал для историка православия, ибо история церкви складывается из истории отдельных епархий и отдельных приходов.
Образование прихода начинается со строительства храмового здания. Об этом в фондах православных церквей имеются ценные сведения. Так, в фондах Александро-Невской церкви г. Кургана (ф. № 36), Трех-Святительской церки с.
Моршихинского (ф. № 54), Симеоновской церкви с. Коробейниковского (ф. № 76), Знаменской церкви с. Песьянского (ф. № 98), Петропавловской с. Речнов- ского (ф. № 100) имеются Храмозданные грамоты, планы местности, эскизы и чертежи строящихся церковных зданий, рисунки иконостасов. Фонды церквей: Богородице-Рождественской г. Кургана (ф. № 35), Саломатовской церкви (ф. № 41), Иоанно-Богословской с. Спорновского (ф. № 53), Богородице-Рождественской с. Рычковского (ф.№ 68), Николаевской с. Михайловского (ф. № 80), Флоро-Лавровской с. Скоблинского (ф. № 99), Казанской с. Лопа- тинского (ф. № 101), Петровской с. Новониколаевского (ф. № 104), Богоявленской с. Марайского (ф. № 113), Георгиевской д. Ярков (ф. № 224) представляют самую разнообразную информацию о строительстве церквей и образовании приходов: приговоры сельских сходов, сметы, контракты, договоры, приходнорасходные книги на строительство церквей, справки строительных компаний, торговые листы, переписку с вышестоящим начальством. Эти документы позволяют выявить следующие вопросы: мотивы и условия строительства церквей, обязательства крестьян по содержанию храма и причта, процедуры, связанные со строительством, источники его финансирования, посвящение церквей и икон.
Изучение духовных (исповедных) росписей в фондах церквей позволяет углубить исследования о факторах, влияющих на религиозность населения и выявить закономерности изменения соотношения мужчин и женщин среди не- исповедовавшихся и непричастившихся, зависимость посещения храмов от возраста человека, его семейного положения, общественного окружения, политических событий в стране и в регионе, а также последить процессы "кочевания" в религии, то есть, уклонения в раскол и возвращения в православие.
Анализ текстов указов и предписаний духовных консисторий и духовных правлений, переписки с благочинными дает возможность представить в целом всю церковную организацию Зауралья в 18 - нач. 20 веков.
Наконец, фонды церквей, хронологические рамки документов которых простираются с 1727г. и по 1926г., представляют интереснейший материал для освещения положения церкви в первые годы советской власти. Высшим органом самоуправления прихода становится общее собрание прихожан, текущие вопросы решал избираемый им приходский совет, руководящим органом которого являлся президиум. Контроль за приходными и расходными суммами осуществляла ревизионная комиссия. Протоколы заседаний и постановления этих новых органов приходского управления характеризуют те изменения, которые произошли в деятельности церкви в этот период.
2. Нецерковные фонды, содержащие сведения по истории православия в Зауралье.
Во второй половине 19 века во всех епархиях возникает ряд новых епархиально-административных учреждений - это Советы и Правления по делам епархиально-училищным , миссионерским, вспомогательных и эмеритальных касс и т.д. Материалы о деятельности некоторых из них представлены в личном фонде Константина Яковлевича Маляревского. Он родился в 1865 г. в семье священника. В 1884 г. закончил Омскую учительскую семинарию, служил учителем сельских приходских училищ в с. Шмаковском (1884 г.), в с. Елошанском (1884-1886 гг.), в Курганской церковно-приходской школе (1892-1894гг.), был священником с 1901г. в Ялуторовске, с 1903г. - в с. Турушево Ялуторовского уезда, с 1906 г. в с. Скопино Курганского уезда, с 1909 г. - в с. Рябковском Курганского уезда.
Интересны в его фонде материалы о деятельности эмеритальной, то есть страховой кассы духовенства Тобольской епархии: это устав кассы, разъясняющий ее цели и задачи, механизм формирования капиталов, управления и за- ведывания делами, распределения и выплаты пенсий, а также сведения об участниках и капитале кассы на 1 января 1901 г., переписка с благочинными и председателем епархиального комитета по делам кассы (дело № 15).
Ведомость о церкви в с. Елошанском, содержащая сведения об истории церкви, о причте и прихожанах (дело № 16) является дополнением к документам фонда Елошанской церкви (ф. № 218), который, как указывалось выше, включает только метрические книги.
К.Я. Маляревский являлся секретарем Курганского уездного отделения Тобольского епархиального училищного совета. В связи с этим, в его фонде представлены повестки-приглашения на заседания Совета с перечнем вопросов, которые ставились на обсуждение, списки сельских училищ Тобольской губернии с указанием состоящих при них учителей, их образования и срока службы, числа учащихся и окончивших курс; переписка со священниками по вопросам деятельности приходских училищ.
Курганским отделением епархиального училищного совета были организованы воскресные духовно-нравственные чтения для населения. Расписание таких чтений при градо-Курганской церковно- приходской школе на 1893-1894 учебный год также присутствует в документах фонда (д. № 22).
Материалы личного фонда К. Я. Маляревского являются прекрасным дополнением к документам отдельного фонда Курганского уездного отделения Тобльского епархиального училищного совета (ф. № 201) Деятельность его состояла в следующем: он рассматривал и обсуждал на своих заседаниях поступившие от училищного совета, наблюдателей, заведующих школами бумаги, заботился о снабжении школ книгами и учебными пособиями, ведал представлениями о назначении, утверждении, перемещении и увольнении учителей церковно-приходских школ, ходатайствовал перед советом об отпуске денежных пособий на постройку и ремонт школьных зданий и для поощрения лучших учителей, рассылал через благочинных жалованье преподавателям, составлял денежные отчеты, назначал экзаменационные комиссии в школах, по окончании года проверял отчеты уездных наблюдателей и составлял общий годовой отчет для представления его в Тобольский епархиальный училищный совет.
Фонд содержит отчеты и ведомости о состоянии церковно-приходских школ в Курганском округе, ведомости на содержание уездных и городских училищ, послужные списки учителей и попечителей церковно-приходских школ, переписку с епархиальным советом и Тобольской духовной консисторией. Эти документы, а также материалы небольших по объему фондов церковноприходской школы с Рябково Мало-Чаусовской волости Курганского уезда (ф. № 178), Курганского 10-го смешанного приходского начального училища (ф. № 205) и Курганского 3-го мужского городского приходского училища (ф. № 206) позволяют составить более точное представление о роли православной церкви в деле народного образования и просвещения.
3. Фонды учреждений неправославных религиозных конфессий Зауралья.
До середины 19 века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины. Одной из первых возникла община римско-католического вероисповедания. В ГАКО имеется фонд Курганского римско-католического костела (ф. № 305). По данным книги Васильевой А. М. "Забытый Курган", он был построен в 1902 г. 26 февраля 1902 г. был составлен проект купчей о продаже римско- католической общине участка земли в 900 кв. саженей на углу Запольной улицы и Телеграфного переулка. Костел был построен в том же году на добровольные пожертвования католиков, которых насчитывалось в Кургане на тот момент 655 человек. Костел имел два престола: главный - во имя Божией Матери и боковой во имя Св. Антония15.
Фонд Курганского римско-католического костела содержит, в основном, метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти граждан католического вероисповедания за 1915 г., за исключением дела № 5, которое включает прошения Курганского Лазарета о захоронении умерших военнопленных, граждан Германии и Австро-Венгрии, с указанием их имен и фамилий, причин смерти и вероисповедания.
В Кургане существовала и евангельско-лютеранская община, которая имела свой храм - кирху на углу Гоголевской улицы и Компанейского переулка. Он был освящен 24 июня 1915 г.16 К сожалению, никаких документов о деятельности евангельско-лютеранской протестантской общины не сохранилось.
Итак, ГАКО представляет обширную источниковую базу по теме "Христианство на территории Курганской области в досоветский период", которая позволяет значительно расширить тематику исследований, углубить изыскания в области церковной структуры и управления, положения духовного сословия, взаимоотношений церкви и государства, церкви и населения, специфики взаимодействия различных религиозных течений. Разнообразие и большая информативность документов ГАКО дают возможность развивать искусствоведческие, лингвистические, философские (мировоззренческие) аспекты церковной истории, переходя от изучения и накопления фактического материала к теоретическому его анализу и обобщению.
Примечания
1 Зайцева Л.Ю. Русская православная церковь.// История Курганской области.
Т. 4. Курган. 1998. С. 10
2 Зайцева Л.Ю. Православная церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган. 1996. С.65
3 Беляев Ю.А. Управление православной церковью в 17 - 19 вв. // Земля Курганская. Прошлое и настоящее. Вып.19. Курган. 1997. С. 53.
4 Материалы для истории христианского просвещения Сибири. 1854.С. 5-6.
5 Беляев. Указ. Соч. С 53.
6 Там же. С. 56.
7 ГАКО. Ф. 235. Оп.1.Д. 287. Л. 1.
8 Там же. Д. 278. Л 21.
9 Там же. Д. 280. Л. 5-6.
10 Там же. Д. 192. Л. 6
11 Там же. Д. 166.
12 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Оренбург.
1900. С. 328.
13 ГАКО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 3. Л.1.
14 Справочная книга Тобольской епархии. Тобольск. 1913. С. 25.
15 Васильева А.М. Забытый Курган. С. 320.
16 Там же. С.321.
Список литературы
1. Беляев Ю. А. Управление православной церковью в 17 - 19 вв.// Земля Курганская. Прошлое и настоящее. Краеведческий сборник. Вып. 19. 1997.
2. Васильева А. М. Забытый Курган. Курган. 1997.
3. Зайцева Л. Ю. Православная церковь Южного Зауралья в досоветский период// Земля Курганская: прошлое и настоящее. Вып. 16. 1996.
4. Зайцева Л. Ю. Некоторые итоги изучения истории православной церкви Южного Зауралья по фондам ГАКО// Архивы. История и современность. Материалы научно практической конференции, посвященной 75- летию ГАКО. Курган. 1999.
5. Зайцева Л.Ю. Церковь Зауралья во второй половине 19 - нач. 20в. //История Курганской области. Т. 2. 1996.
6. Зайцева Л.Ю. Замкнутость духовного сословия в 19 в. // Краеведческий сборник. Вып. 20. 1997.
7. Зайцева Л.Ю. Крестьянское восприятие христианства. Влияние индиви- дуализационного процесса на религиозность крестьян. // Культура Зауралья: исторический опыт и уроки развития. Курган. 1997.
8. История Курганской области (Церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. Курган. 1998.
9. Материалы для истории христианского просвещения Сибири. 1854.
10. Никольский Н.М. История русской церкви. 1930.
11. Русское православие. Вехи истории. 1989.
12. Тобольская епархия. Омск 1892.
Список фондов, информация о которых включена в обзор
№ п/п |
Название фонда |
Номер фонда |
Крайние даты |
Кол-во дел |
1 |
Тобольская духовная консистория |
235 |
1783-1926 |
2394 |
2 |
Пермская духовная консистория |
243 |
1780-1884 |
271 |
3 |
Оренбургская духовная консистория |
244 |
1849-1920 |
1107 |
4 |
Екатеринбургская духовная консистория |
304 |
1885-1919 |
91 |
5 |
Благочинный 34-го округа Оренбургской епархии |
103 |
1854-1920 |
175 |
6 |
Благочиние 2-го округа Тобольской епархии |
115 |
1889-1899 |
22 |
7 |
Благочиние 7-го округа Тобольской епархии |
155 |
1812-1923 |
152 |
8 |
Градо-Курганское благочиние 1-го округа Тобольской епархии |
203 |
1869-1926 |
322 |
9 |
Николаевская церковь с. Усть- Суерского |
13 |
1790-1922 |
149 |
10 |
Михайло-Архангельская цер ковь с. Ключевского |
16 |
1853-1916 |
35 |
11 |
Вознесенская церковь с. Романовского (единоверческая) |
17 |
1887-1915 |
10 |
12 |
Прокопьевская церковь с. Чернавского |
18 |
1833-1923 |
60 |
13 |
Кирико-Иулиттинская церковь с. Галишевского |
19 |
1914-1922 |
5 |
14 |
Параскевинская церковь- школа с.Камышенского |
20 |
1908-1922 |
8 |
15 |
Покровская церковь с. Ярославского |
21 |
1856-1922 |
40 |
16 |
Богородице-Казанская церковь с. Васильевского |
24 |
1907-1916 |
2 |
17 |
Свято-Троицкая церковь с. Половинского |
25 |
1845-1921 |
76 |
18 |
Богородице-Казанская церковь с. Чимеев\ |
26 |
1805-1921 |
56 |
19 |
Сретенская церковь с. Тебе- някского |
27 |
1802-1920 |
32 |
20 |
Петропавловская церковь с. Речкинского |
28 |
1862-1924 |
50 |
21 |
Михайло-Архангельская цер ковь с. Глядянского |
29 |
1853-1899 |
19 |
22 |
Вознесенская церковь с. Бры- линского |
30 |
1852-1916 |
3 |
23 |
Пророко-Ильинская церковь с. Каратчинского |
31 |
1802-1920 |
84 |
24 |
Алексеевская церковь с. Белозерского |
32 |
1727-1918 |
111 |
25 |
Михайло-Архангельская цер ковь с. Шмаковского |
33 |
1849-1922 |
34 |
26 |
Дмитриевская церковь с. Сы- чевского |
34 |
1842-1918 |
103 |
27 |
Градо-Курганская Богородице- Рождественская церковь |
35 |
1831-1920 |
99 |
28 |
Александро-Невская церковь г. Кургана |
36 |
1896-1921 |
28 |
29 |
Богородицкая церковь с. Ла- пушинского |
37 |
1865-1922 |
85 |
30 |
Вознесенская церковь с. Зако- малдино |
38 |
1868-1923 |
80 |
31 |
Свято-Параскевинская церковь с. Островки |
39 |
1894-1923 |
23 |
32 |
Саломатовская церковь |
41 |
1872-1922 |
34 |
33 |
Параскевиевская церковь с. Березовского |
42 |
1898-1924 |
23 |
34 |
Николаевская церковь с. Про- рывинского |
44 |
1851-1919 |
47 |
35 |
Сергиевская церковь с. Лихачевского |
45 |
1907-1919 |
7 |
36 |
Николаевская церковь с. Се- мискульского |
47 |
1904-1925 |
16 |
37 |
Николаевская церковь с. Оба- нинского |
48 |
1862-1919 |
68 |
38 |
Христорождественская цер ковь с. Обутковского |
49 |
1863-1915 |
23 |
39 |
Петропавловская церковь с. Г агаринского |
50 |
1894-1924 |
33 |
40 |
Знаменская церковь с. Салто- сарайского |
51 |
1805-1907 |
9 |
41 |
Иоанно-Богословская церковь с. Спорновского |
53 |
1849-1923 |
118 |
42 |
3-х Святительская церковь с. Моршихинского |
54 |
1863-1924 |
58 |
43 |
Сретенская церковь с. Морши- хинского |
55 |
1891-1923 |
14 |
44 |
Обалацкая церковь с. Курта- мыш |
56 |
1904-1919, 1922 |
21 |
45 |
Петропавловская церковь с. Куртамыш |
57 |
1780-1919 |
44 |
46 |
Троицкая церковь с. Морев- ского |
58 |
1829-1921 |
67 |
47 |
Петропавловская церковь с. Казаркинского |
61 |
1849-1919 |
27 |
48 |
Казанско-Богородицкая цер ковь с. Таволжанского |
62 |
1905-1920 |
30 |
49 |
Иоанно-Богословская церковь с. Чебаковского |
64 |
1893-1914 |
11 |
50 |
Богородице-Казанская церковь с. Сусловского |
67 |
1875-1921 |
23 |
51 |
Богородице-Рождественская церковь с. Рычковского |
68 |
1904-1926 |
14 |
52 |
Свято-Троицкая церковь с. Каминского |
69 |
1812-1915 |
81 |
53 |
Михайло-Архангельская цер ковь с. Заложинского |
70 |
1868-1919 |
38 |
54 |
Богородице-Успенская цер ковь с. Кузьминского |
71 |
1862-1921 |
81 |
55 |
Градо-Курганская Троицкая церковь |
72 |
1806-1924 |
183 |
56 |
Свято-Духовская церковь с. Рябковского |
74 |
1908-1922 |
27 |
57 |
Богоявленская церковь с. Утятского |
75 |
1774-1920 |
159 |
58 |
Симеоновская церковь с. Ко- робейниковского |
76 |
1884-1925 |
71 |
59 |
Знаменская церковь с. Мостовского |
77 |
1769-1919 |
57 |
60 |
Петропавловская церковь с. Черемуховского |
78 |
1733-1925 |
120 |
61 |
Николаевская церковь с. Михайловского |
80 |
1859-1923 |
33 |
62 |
Свято-Троицкая церковь с. Кипельского |
81 |
1819-1925 |
72 |
63 |
Троицкая церковь с. Мокро- усовского |
83 |
1801-1921 |
136 |
64 |
Георгиевская церковь с. Щу- чинского (единоверческая) |
87 |
1839-1919 |
24 |
65 |
Вознесенская церковь с. Паде- ринского |
92 |
1802-1921 |
67 |
66 |
Введенская церковь с. Чернав- ского |
94 |
1854-1916 |
25 |
67 |
Покровская церковь с. Чесно- ковского |
95 |
1805-1924 |
60 |
68 |
Троицкая церковь с. Куреин- ского |
97 |
1832-1919 |
64 |
69 |
Знаменская церковь с. Песьян- ского |
98 |
1894-1924 |
27 |
70 |
Флоро-Лавровская церковь с. Скоблинского |
99 |
1907-1924 |
14 |
71 |
Петропавловская церковь с. Речновского |
100 |
1894-1924 |
22 |
72 |
Казанская церковь с. Лопатин- ского |
101 |
1851-1922 |
92 |
73 |
Петровская церковь с. Новониколаевского |
104 |
1910-1923 |
7 |
74 |
Николаевская церковь с. Та- ловского |
105 |
1803-1923 |
137 |
75 |
Пророко-Ильинская церковь с. Скатинского |
106 |
1859-1924 |
70 |
76 |
Кирилловская церковь с. Кис- лянского |
107 |
1780-1926 |
75 |
77 |
Николаевская церковь с. Островского |
110 |
1860-1924 |
60 |
78 |
Крестовоздвиженская церковь с. Звериноголовского |
111 |
1768-1920 |
100 |
79 |
Власо-Модестовская церковь с. Чинеевского |
112 |
1822-1921 |
105 |
80 |
Богоявленская церковь с. Ма- райского |
113 |
1794-1924 |
91 |
81 |
Георгиевская церковь с. Могилевского |
116 |
1845-1918 |
8 |
82 |
Свято-Троицкая церковь с. Головинского |
117 |
1881-1923 |
35 |
83 |
Покровская церковь с. Байдар- ского |
150 |
1888-1924 |
34 |
84 |
Иоанно-Богословская церковь слободы Верх-Суерской |
151 |
1808-1862 |
5 |
85 |
Михайло-Архангельская цер ковь с. Менщиково |
157 |
1918-1923 |
3 |
86 |
Вознесенская церковь с. Арла- гульского |
159 |
1918 |
44 |
87 |
Николаевская церковь с. Глад- ковского |
162 |
1860-1918 |
15 |
88 |
Церковно-приходская школа с. Рябково |
178 |
1899-1916 |
1 |
89 |
Спасо-Преображенская цер ковь с. Скопинского |
196 |
1918 |
61 |
90 |
Васильевская церковь с. Ка- мышевского |
199 |
1853-1920 |
8 |
91 |
Иоанно-Богословская церковь с. Камышенского |
200 |
1916-1919 |
2 |
92 |
Благовещенская церковь с. Петровского |
202 |
1780-1863 |
5 |
93 |
Васильевская церковь слободы Иковской |
207 |
1795-1922 |
47 |
94 |
Покровская церковь с. Шкод- ского |
208 |
1805-1865 |
8 |
95 |
Ильинская церковь с. Митинского |
209 |
1862-1883 |
3 |
96 |
Сорокамученическая церковь с. Мендерского |
210 |
1790-1864 |
4 |
97 |
Крестовоздвиженская церковь с. Лебяжьевского |
211 |
1843-1876 |
10 |
98 |
Успенская церковь с. Барабин- ского |
212 |
1805-1865 |
4 |
99 |
Екатерининская церковь с. Ба- рашковского |
213 |
1860-1918 |
9 |
100 |
Николаевская церковь с. Бо- ровлянского |
214 |
1856-1920 |
6 |
101 |
Богородице-Казанская церковь с. Давыдовского |
215 |
1853-1878 |
3 |
102 |
Вознесенская церковь с. Дубровского |
216 |
1859-1879 |
5 |
103 |
Преображенская церковь с. Дубровного |
217 |
1850-1873 |
3 |
104 |
Ильинская церковь с. Елошан- ского |
218 |
1849-1879 |
4 |
105 |
Николаевская церковь с. Ниж- не-Алабугского |
219 |
1860-1913 |
3 |
106 |
Покровская церковь с. Шма- ковского |
220 |
1805-1894 |
6 |
107 |
Троицкая церковь с. Чашин- ского |
221 |
1844-1858 |
2 |
108 |
Дмитриевская церковь с. Ялымского |
222 |
1861-1879 |
2 |
109 |
Ризоположенская церковь с. Плотниковского |
223 |
1891-1909 |
4 |
110 |
Г еоргиевская церковь д. Ярков |
224 |
1910-1922 |
19 |
111 |
Сретенская церковь с. Пер- шинского |
232 |
1859-1916 |
66 |
112 |
Николаевская церковь с. Пету- ховского |
258 |
1846-1865 |
3 |
113 |
Богоявленская церковь с. Пе- туховского |
259 |
1856-1865 |
2 |
114 |
Вознесенская церковь с. Каменского |
260 |
1852-1865 |
1 |
115 |
Троицкая церковь с. Бутырин- ского |
261 |
1863-1865 |
3 |
116 |
Христорождественская цер ковь с. Частоозерского |
265 |
1863-1864 |
2 |
117 |
Троицкая церковь с. Лиханов- ского |
266 |
1863-1865 |
3 |
118 |
Спасская единоверческая церковь с. Сладко-Карасинского |
270 |
1851-1854 |
4 |
119 |
Воскресенская церковь слободы Воскресенской |
272 |
1796-1862 |
2 |
120 |
Старообрядческие общины (объединенный фонд) |
306 |
1914-1918 |
12 |
121 |
Курганский римско- католический костел |
305 |
1905-1919 |
5 |
122 |
Церковно-приходская школа с. Рябково Мало-Чаусовской волости Курганского уезда Тобольской епархии |
178 |
1899-1916 |
1 |
123 |
Курганское уездное отделение Тобольского епархиального училищного совета |
201 |
1885-1919 |
81 |
124 |
Курганское 10-е смешанное приходское начальное училище Курганского уезда Тобольской губернии |
205 |
1913-1919 |
3 |
125 |
Курганское 3-е мужское го родское приходское училище |
206 |
1905-1917 |
6 |
126 |
Маляревский К.Я. |
307 |
1843-1929 |
48 |
Курганский священник крестит и причащает воинов в зоне СВО
Клирик Александро-Невского кафедрального собора города Кургана иерей Михаил Шушарин ушёл священником-добровольцем в зону проведения специальной военной операции 19 Июня, 2024Представитель Курганской митрополии принимает участие в семинаре-практикуме «Я - региональный наставник»
В городе Сочи проходит федеральный семинар-практикум «Я – региональный наставник» для региональных кураторов Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».В семинаре от Курганской митрополии принимает участие председатель отдела религиозного образования и катехизации Курганской епархии иерей Георгий Чирков 4 Октября, 2023