Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
2 мая – Великий Четверток Страстной седмицы. Установление Таинства Евхаристии
Праздники
1 Мая, 2024
В этот день мы вспоминаем о Тайной вечере, во время которой Господь установил Таинство Евхаристии и омыл ноги своим ученикам, о предательстве Иуды и о молении в Гефсиманском саду.
В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба дня наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос — Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому - к жизни лукавой, суетной...
Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною...» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают...
Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба, но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну...»
Почему четверг Страстной седмицы называется Чистым?
Каждый день последней недели Великого поста — Страстной седмицы — посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. В Церковной традиции эти дни именуются Великими или Страстными. Поэтому правильное название этого дня — Великий четверг.
Объяснение, почему в народной традиции четверг Страстной седмицы называют Чистым, можно связать с теми евангельскими событиями, которые вспоминаются в этот день, и наложившимися обычаями.
Накануне Пасхи, ученики вместе со Спасителем собрались на Тайную Вечерю. В самом ее начале, согласно апостолу Иоанну, Христос умыл им всем ноги. С древних времен на Востоке было принято давать гостю при входе в дом возможность ополоснуть ноги после пути по жаре и пыли. Иисус же не только как гостеприимный хозяин пригласил Своих учеников сделать это, но Сам омыл и вытер ноги каждому. На возражения апостола Петра Он ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Учеников Господь призвал делать то же — служить друг другу. Затем во время Тайной Вечери Он преломил хлеб и подал им чашу с вином. Этим Спаситель положил начало таинству Евхаристии.
Омовение ног, совершенное Им Самим, с одной стороны говорит о смирении и служении Христа людям. Он знает, через что предстоит пройти уже совсем скоро, и показывает, что ничто не может принизить и обесславить то, что делается из любви. С другой стороны, в этом можно увидеть прообраз таинства Исповеди, которое принято совершать перед причастием. Господь не брезгует и омывает наши грехи, когда мы искренне каемся.
Евангельский рассказ о Тайной Вечере Церковь вспоминает в четверг Страстной седмицы. В богослужебной практике есть особый чин, когда архиерей, подобно Иисусу, в храме омывает ноги священникам. Этот чин совершается нечасто и только в кафедральных соборах. А вот прийти на литургию, чтобы подобно апостолам, соприкоснуться со Христом через Причастие, может в Великий Четверг каждый верующий.
Чистым четверг называется еще и потому, что к нему христиане подходят после очистительного пути Великого поста. У всех этот путь был разным. В последние перед Пасхой Страстные дни каждый вступает уже таким, как есть. Теперь остается только следовать за Спасителем, идущим на Голгофу, смотреть на Него, распятого на Кресте, и верить в Его Великую Победу над смертью, грехом и человеческими немощами.
В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба дня наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос — Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому - к жизни лукавой, суетной...
Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною...» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают...
Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба, но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну...»
Почему четверг Страстной седмицы называется Чистым?
Каждый день последней недели Великого поста — Страстной седмицы — посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. В Церковной традиции эти дни именуются Великими или Страстными. Поэтому правильное название этого дня — Великий четверг.
Объяснение, почему в народной традиции четверг Страстной седмицы называют Чистым, можно связать с теми евангельскими событиями, которые вспоминаются в этот день, и наложившимися обычаями.
Накануне Пасхи, ученики вместе со Спасителем собрались на Тайную Вечерю. В самом ее начале, согласно апостолу Иоанну, Христос умыл им всем ноги. С древних времен на Востоке было принято давать гостю при входе в дом возможность ополоснуть ноги после пути по жаре и пыли. Иисус же не только как гостеприимный хозяин пригласил Своих учеников сделать это, но Сам омыл и вытер ноги каждому. На возражения апостола Петра Он ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Учеников Господь призвал делать то же — служить друг другу. Затем во время Тайной Вечери Он преломил хлеб и подал им чашу с вином. Этим Спаситель положил начало таинству Евхаристии.
Омовение ног, совершенное Им Самим, с одной стороны говорит о смирении и служении Христа людям. Он знает, через что предстоит пройти уже совсем скоро, и показывает, что ничто не может принизить и обесславить то, что делается из любви. С другой стороны, в этом можно увидеть прообраз таинства Исповеди, которое принято совершать перед причастием. Господь не брезгует и омывает наши грехи, когда мы искренне каемся.
Евангельский рассказ о Тайной Вечере Церковь вспоминает в четверг Страстной седмицы. В богослужебной практике есть особый чин, когда архиерей, подобно Иисусу, в храме омывает ноги священникам. Этот чин совершается нечасто и только в кафедральных соборах. А вот прийти на литургию, чтобы подобно апостолам, соприкоснуться со Христом через Причастие, может в Великий Четверг каждый верующий.
Чистым четверг называется еще и потому, что к нему христиане подходят после очистительного пути Великого поста. У всех этот путь был разным. В последние перед Пасхой Страстные дни каждый вступает уже таким, как есть. Теперь остается только следовать за Спасителем, идущим на Голгофу, смотреть на Него, распятого на Кресте, и верить в Его Великую Победу над смертью, грехом и человеческими немощами.
Последние новости по теме "Праздники"