14 сентября, или 1 сентября по старому стилю - день начала нового церковного года
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю - день начала нового церковного года

Праздники 14 Сентября, 2024
14 сентября, или 1 сентября по старому стилю - день начала нового церковного года
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает новый индикт — церковное новолетие,  церковный новый год (христианский – 2023-й, от сотворения мира - 7531 год).

В день новолетия начинается годовой круг церковных праздников. Три круга богослужения - суточный, недельный и годовой - составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя. Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных.  Первый большой праздник церковного года - Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний - Успение Богородицы (15/28 августа).

История Индикта

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.

Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.

В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

По материалам из открытых источников.

Последние новости по теме "Праздники"
29 апреля Православная Церковь отметит Радоницу

29 апреля Православная Церковь отметит Радоницу

Ра́доница – день особого всецерковного поминовения усопших. Название это происходит от слова радость – так как всегда выпадает на празднование Пасхи (которое продолжается 40 дней) 28 Апреля, 2025
Митрополит Даниил в Шадринске возглавил Литургию в честь 10-летия местной епархии

Митрополит Даниил в Шадринске возглавил Литургию в честь 10-летия местной епархии

Божественная литургия с участием трёх архиереев и большого количества священников стала центральным событием празднования 27 Апреля, 2025
Глава Курганской митрополии принял участие в празднике «Пасхальные встречи в Верх-Тече»

Глава Курганской митрополии принял участие в празднике «Пасхальные встречи в Верх-Тече»

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил принял участие во втором съезжем празднике «Пасхальные встречи в Верх-Тече», который прошёл 21 апреля возле Свято-Троицкого женского монастыря в селе Верхняя Теча Катайского района 22 Апреля, 2025
Возле кафедрального собора в Кургане состоялся пасхальный концерт

Возле кафедрального собора в Кургане состоялся пасхальный концерт

20 апреля, в Светлое Христово Воскресение, в Кургане у Александро-Невского кафедрального собора прошёл пасхальный концерт 21 Апреля, 2025
Назад к списку