О почитании святых мощей
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

О почитании святых мощей

Праздники 7 Ноября, 2022
О почитании святых мощей
Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (см. 4Цар 13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает — Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитания мощей — человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

В самом начале II века, когда апостол Иоанн Богослов еще только закончил свое Евангелие, римские власти казнили священномученика Поликарпа Смирнского — сожгли заживо. Как только огонь утих, к месту казни пришли ученики святого епископа и благоговейно собрали его останки, чтобы хранить их у себя. В Окружном послании о мученичестве святого Поликарпа христиане Смирны свидетельствовали: его кости для них «драгоценнее золота и дорогих камней». Так же относились христиане Антиохии к останкам священномученика Игнатия Богоносца, современника Поликарпа Смирнского, брошенного на съедение диким зверям на глазах римской толпы. Антиохийцы писали, что хранят его мощи как «неоцененное сокровище, оставленное Церкви по благодати мученика».

Со времен раннего христианства Таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение — Литургия. Тем самым Церковь указывает на то, что каждая Литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо — в мощах в алтаре на святом престоле.

Церковь не считает и никогда не считала нетление непременным признаком святости усопшего. В телах некоторых усопших святых процессы тления действительно были остановлены: к примеру, мощи святого благоверного Глеба Владимирского, сына князя Андрея Боголюбского, почившего в конце XII века, были обнаружены в 1919 году в удивительно хорошем состоянии. А некоторые тела не просто сохранялись целыми, но годами мироточили: например, мощи греческого святителя Нектария Эгинского (1846–1920).

Почитание — это совсем не то же самое, что поклонение. Еще на VII Вселенском Соборе, утвердившем почитание икон и святых мощей, между почитанием и поклонением была проведена четкая граница. Поклонение воздается только Богу — и больше никому. А почитать мы можем (и обязаны) и родителей, и супругов, да и всякого человека как образ Божий. Поэтому и почитание мощей не должно превращаться в идолопоклонство. Христиане всегда видят за мощами того святого, который жив в Царствии Небесном и в котором живет, как в храме, Сам Бог. И по нашей вере этот святой может откликнуться на нашу молитву и походатайствовать о нас перед Господом, с Которым он так близок.

Мощи святых потому и приобретают благодатную силу исцелений и иных чудес, что, прикасаясь к этим видимым останкам святых людей, человек обращается к невидимому, но присутствующему здесь же Богу. И тогда уже не так важно, поедет ли верующий в Бари, где покоятся мощи святителя Николая Чудотворца, или приложится к маленькой частице его мощей, хранящейся в каком-нибудь подмосковном храме; жаждет ли он непременно коснуться раки преподобного Сергия Радонежского или просто стоит рядом и молится.

А вот если человек не совершает этого внутреннего движения веры и уповает не на Бога, а на некую «внутреннюю энергетику», «магическую силу» реликвии или на свои собственные усилия, затраченные на то, чтобы «отстоять», «приложиться», «дотронуться»... Тогда той веры, о которой говорит в Евангелии Христос, у него просто нет. А без веры никакое чудо невозможно.

Почитание святых мощей не какая-то полуязыческая практика, «примешавшаяся» к христианству, а яркое свидетельство того, что христиане на самом деле верят в то, что исповедуют. В то, что у Бога все усопшие живы. В то, что Воскресение Господа Иисуса Христа открыло людям прямой путь в Царство Божие, который начинается на земле и ведет в блаженную Вечность. В то, что каждого из нас ожидает воскресение из мертвых. В то, что к святости и благодати Божией приобщится не только наше духовное «Я», но и наше тело.

Потому-то с первых веков существования Церкви в ней живет традиция бережного хранения и почитания останков святых Божиих людей.

По материалам foma.ru

Последние новости по теме "Праздники"
Митрополит Даниил 31 марта совершит первую Великопостную пассию

Митрополит Даниил 31 марта совершит первую Великопостную пассию

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 31 марта совершит первое в этом Великом посту последование пассии — вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым 30 Марта, 2024
30 марта  - первая родительская суббота Великого поста

30 марта - первая родительская суббота Великого поста

30 марта Церковь первый раз в Великом посту 2024 года совершает поминовение усопших 29 Марта, 2024
Православные христиане Курганской епархии вступили в Великий пост

Православные христиане Курганской епархии вступили в Великий пост

У православных христиан Курганской епархии с 18 марта начался Великий пост. Это  главный пост в Православной Церкви, цель которого – подготовка христианина к празднованию Пасхи 18 Марта, 2024
Вечерня с Чином прощения состоится в курганском кафедральном соборе

Вечерня с Чином прощения состоится в курганском кафедральном соборе

17 марта Церковь вспоминает важное событие ветхозаветной истории – изгнание праотца Адама из Рая. Этот день в народе называют «Прощёным воскресением», так как на богослужении совершается вечерня с Чином прощения 15 Марта, 2024
Назад к списку