В Курганской епархии готовятся к празднику Успения Богородицы
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

В Курганской епархии готовятся к празднику Успения Богородицы

Праздники 27 Августа, 2020
В Курганской епархии готовятся к празднику Успения Богородицы
28 августа во всех храмах Курганской епархии пройдут праздничные богослужения. Митрополит Курганский и Белозерский Даниил возглавит Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе.

Полное название праздника, который отмечают в этот день православные христиане – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Устаревшее слово «успение» в переводе на современный русский язык означает «смерть, кончина».

Праздник установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Важно знать, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

У него есть один день предпразднства и девять дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах нет ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета известно, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: «Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19:26-27).

После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках, начиная с IV века, есть упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

На иконах Успения Богородицы традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип», например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Использованы материалы портала foma.ru

Последние новости по теме "Праздники"
Митрополит Даниил 31 марта совершит первую Великопостную пассию

Митрополит Даниил 31 марта совершит первую Великопостную пассию

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 31 марта совершит первое в этом Великом посту последование пассии — вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым 30 Марта, 2024
30 марта  - первая родительская суббота Великого поста

30 марта - первая родительская суббота Великого поста

30 марта Церковь первый раз в Великом посту 2024 года совершает поминовение усопших 29 Марта, 2024
Православные христиане Курганской епархии вступили в Великий пост

Православные христиане Курганской епархии вступили в Великий пост

У православных христиан Курганской епархии с 18 марта начался Великий пост. Это  главный пост в Православной Церкви, цель которого – подготовка христианина к празднованию Пасхи 18 Марта, 2024
Вечерня с Чином прощения состоится в курганском кафедральном соборе

Вечерня с Чином прощения состоится в курганском кафедральном соборе

17 марта Церковь вспоминает важное событие ветхозаветной истории – изгнание праотца Адама из Рая. Этот день в народе называют «Прощёным воскресением», так как на богослужении совершается вечерня с Чином прощения 15 Марта, 2024
Назад к списку