митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
«Поколение Z в эпоху фейков»: в Кургане прошло очередное занятие «Медиастудии добрых дел»
В помещении воскресной школы храма Порт-Артурской иконы Божией Матери города Кургана состоялось очередное занятие в «Медиастудии добрых дел».
Тема – «Как писать новости в эпоху фейков и пост-правды». Занятие провел председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Курганской епархии Михаил Насонов.
Во вступительном слове Михаил Сергеевич рассказал, как возникла идея проекта «Медиастудия добрых дел».
«Между моим поколением Next и вашим поколением Z (родившихся в XXI веке) есть непреодолимый водораздел. Эпоха развития интернета, мобильной связи привела к таким сдвигам в сознании, которые невозможно было себе представить. В этом процессе есть как положительные, так и отрицательные стороны. То, о чем мы тайно шептались в школьных коридорах, вдруг обрело массовую популярность, самые безумные явления стали возводиться в культ, появились целые субкультуры смерти. В погоне за ложно понятой славой, за количеством лайков и просмотров современные молодые люди, порой, идут на всё, рискуя как своей жизнью, так и жизнью ближних. Происходит полное стирание границ между реальной и виртуальной жизнью – явление, которого не было “доинтернетную эпоху”. Я бы употребил такой термин, как эффект “сохраненной жизни”. Подросток, который идет в школу убивать своих сверстников или прыгает по карнизам, рискуя в любой момент сорваться, часто воспринимает это как игру, которую всегда можно перезагрузить», – рассказал Михаил Насонов.
По его словам, такое деструктивное поведение благодаря интернету порождает все новых и новых последователей, а шок-контент получает вирусное распространение.
«Бороться с этими явлениями одними запретами или чтением нотаций – бесполезно. Как говорят в народе, клин клином вышибают. Нужно популяризовать в молодежной среде идею волонтёрства и добрых дел. Так родился наш проект. Мы хотим сделать из вас команду специалистов по созданию положительного социального контента», – отметил лектор.
Далее Михаил Насонов рассказал о современной информационной среде, которую можно характеризовать как эпоху фейков (ложных новостей) и пост-правды (информации, которая апеллирует не к фактам, а к эмоциям с целью манипуляции общественным сознанием). Эксперт на примере специально придуманных и вброшенных в интернет антицерковных публикаций рассказал, как отличить настоящие новости от фальшивок.
Завершилось занятие мастер-классом по написанию новостей.
«Слушатели были в полном восторге. Михаил Сергеевич – человек харизматичный, его интересно слушать. Подростки живо интересовались услышанным, потому что на эти темы вряд ли где-то с кем-то ещё можно поговорить. Разговор задел за живое, замотивировал их на дальнейшую работу, на съёмку положительных сюжетов», – поделилась впечатлением преподаватель воскресной школы при Порт-Артурском храме, один из координаторов проекта Ольга Мищенко.
В завершение занятия каждый слушатель получил три домашних задания:
1) найти и выложить в группе «Медиастудии добрых дел» в ВК ссылки на популярные ютуб-каналы или паблики с молодежными социальными видео.
2) привести в пример новость-фейк, и объяснить, что в этой новости указывает на ее ложность.
3) написать новость на любую тему по принципу перевернутой пирамиды: (заголовок-лид-тело с цитатами-бэкграунд).
Напомним, в Курганской епархии с 1 сентября 2020 года началась реализация проекта «Медиастудия добрых дел», ставшего победителем конкурса Фонда президентских грантов. На его реализацию выделено около пятисот тысяч рублей.
Главная цель проекта – переключить подростков с просмотра негативного медиаконтента на создание положительных фото- и видеоматериалов. В результате проекта на базе епархиального отдела по социальному служению и церковной благотворительности будет создана медиастудия с современной компьютерной и видео- техникой, а также начнутся еженедельные занятия для группы из двадцати молодых людей в возрасте 14-20 лет по обучению фото- и видеосьемке, монтажу и основам тележурналистики.
Кроме того, будут проводиться творческие мастер-классы, беседы со священниками, экскурсии в храмы и телекомпании. Итоговыми мероприятиями проекта станут конкурс на лучший видеосюжет и фотокадр и пресс-конференция участников проекта с приглашением ведущих журналистов местных телекомпаний и студенческой молодёжи.
Реализация проекта рассчитана на шесть месяцев. Партнерами проекта выступают Курганское региональное отделение «Общероссийского народного фронта», ГТРК «Курган», медиахолдинг «Область45», телеканал «Союз», интернет-портал «Приходы».