А был ли «Купала»?
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

А был ли «Купала»?

А был ли «Купала»?
В нашей стране настало время глобальных перемен. Россия отказалась от западной парадигмы и пытается выстроить новые, суверенные смыслы своей государственности. В связи с этим все чаще встает вопрос – а куда же мы идем? Нередко в качестве ответа нам предлагается вспомнить корни своего народа, вернуться в дохристианскую эпоху нашей страны посредством организации «народных» праздников, таких как, например, «Купала». Об этом празднике с сомнительной историей мы поговорим сегодня с руководителем миссионерского отдела Курганской епархии иереем Алексеем Плоховым.

- Отец Алексей, что такое или кто такой «Купала»?

Наверное, надо начать с того, из каких источников мы знаем о жизни древних славян. Сами славяне до принятия христианства письменности не имели, и сведения о них мы черпаем из западных, византийских и арабских трактатов. Эти источники повествуют, в основном, о внешней истории жизни наших предков, географии расселения, войнах, военном устройстве, отношениях с соседями и т.д. Представления о внутренней жизни славян, быте, культуре мы получаем на основании археологических данных. Но тут надо понимать, что этногенез славян представлял собой длительный процесс, включающий в себя как славянские, так и неславянские элементы. Собственно же русский народ сформировался из восточнославянских племён, объединившихся в период Древней Руси и, по историческим меркам, практически сразу же принявшим христианство. Поэтому говорить о дохристианской истории именно русского народа неверно, так как его история начинается с крещенской купели равноапостольного князя Владимира.

Что касается самого праздника «Купалы», то древние славяне о таком никогда не слышали. Первое упоминание некоего божества «купалы» появляется в XVII веке, в Густынской летописи и является ошибкой автора, которую впоследствии повторили ранние исследователи славянской мифологии.

Праздник Ивана Купалы несомненно христианский, а само слово Купала – это буквальный перевод с греческого на славянский эпитета Иоанн Предтечи – Креститель, что можно понять как купать, погружать. Таким образом, Иван Купала – это народно-христианское название праздника Рождества Иоанна Предтечи. Утверждение же некоторых современных «реконструкторов» язычества о том, что после Крещения Руси христиане специально заменили языческий праздник на свой, и вовсе не выдерживает никакой критики, поскольку традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами, а в начале IV века праздник был введен в христианский календарь. Сами понимаете, что в те времена о славянах если и вспоминали, то крайне редко.

- А откуда берут начало обряды, проводимые в так называемую «купальскую ночь»?

Сами традиции прыгать через костер, собирать траву, жечь чучела, скатывать с возвышенности горящее колесо как символ солнца, купаться голыми в водоемах, нельзя назвать чисто славянскими. Эти традиции были распространены у многих языческих народов, например, в Германии. Также мы встречаем подобные описания у Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского, проживавшего в Константинополе в начале XII века. Празднование возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Стоглавый собор 1551 года также, осуждая разгул купальских празднеств, четко возводит их к эллинскому, то есть греческому, язычеству. Здесь усматривается прямая параллель с вакханалиями - мистическими оргиями в честь бога виноделия Вакха (Диониса).

Таким образом, считать молодежные гулянья, образовавшиеся вокруг Рождества Иоанна Предтечи, духовным наследием нашего народа я бы не стал. Скорее это фольклорный изыск массовиков-затейников и ролевые игры неоязычников. Как мы видим, все эти «купалы» не имеют отношения к русской культуре. Подлинные же тысячелетние традиции православной Руси с легкостью отметаются в сторону.

Крайне важно подходить к изучению традиций наших предков с исторической, а не фольклорной точки зрения. Возможно, примерно в это же время имел место быть праздник летнего солнцестояния, который ознаменовался некоторыми традициями гуляний и обрядов. Однако, стоит заметить, что дни равноденствий и солнцестояний праздновались практически во всех языческих культурах прошлого, почитание огня и воды также было довольно распространено, и прохождение через огонь очищения или купание в водах имелось повсеместно.

Следовательно, эти практики никак нельзя считать поводом для самоидентичности нашего народа и, конечно, соблюдение молодежных игрищ (которые, как известно из истории, нередко заканчивались пьянством и свальным грехом) былых времен никак не объединяет нас с безымянными «великими предками».

Цивилизационный выбор к величию России наш народ сделал тысячу лет назад, нам осталось лишь не предавать его.

Последние новости по теме "Духовное образование и катехизация"
7 апреля в Центральном благочинии Курганской епархии на базе воскресной школы «Покров» состоялся 2-й тур Кирилло-Мефодиевской олимпиады по Священной истории и Закону Божию

7 апреля в Центральном благочинии Курганской епархии на базе воскресной школы «Покров» состоялся 2-й тур Кирилло-Мефодиевской олимпиады по Священной истории и Закону Божию

Во втором туре приняли участие 28 человек из воскресных школ Свято-Троицкого прихода, прихода Покрова Пресвятой Богородицы, Епархиальной воскресной школы во имя св. А. Невского и Александро-Невской гимназии 9 Апреля, 2024
Российский православный институт св. Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов

Российский православный институт св. Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов

«Российский православный университет святого Иоанна Богослова» осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, воспитательную, культурно-просветительную и иную деятельность в сфере подготовки научно-педагогических кадров высшего и дополнительного профессионального образования 4 Апреля, 2024
VIII конкурс чтецов «Искорки Божии» прошёл в Кургане

VIII конкурс чтецов «Искорки Божии» прошёл в Кургане

31 марта в библиотеке им. И. Тургенева города Кургана состоялся заключительный этап VIII областного конкурса юных чтецов духовной поэзии и прозы «Искорки Божии» в рамках месячника православной книги 2 Апреля, 2024
Отдел дополнительного образования МДА приглашает на обучение православному богословию

Отдел дополнительного образования МДА приглашает на обучение православному богословию

Отдел дополнительного образования Московской Духовной Академии приглашает православных христиан на обучение по различным программам 29 Марта, 2024
Назад к списку