А был ли «Купала»?
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

А был ли «Купала»?

А был ли «Купала»?
В нашей стране настало время глобальных перемен. Россия отказалась от западной парадигмы и пытается выстроить новые, суверенные смыслы своей государственности. В связи с этим все чаще встает вопрос – а куда же мы идем? Нередко в качестве ответа нам предлагается вспомнить корни своего народа, вернуться в дохристианскую эпоху нашей страны посредством организации «народных» праздников, таких как, например, «Купала». Об этом празднике с сомнительной историей мы поговорим сегодня с руководителем миссионерского отдела Курганской епархии иереем Алексеем Плоховым.

- Отец Алексей, что такое или кто такой «Купала»?

Наверное, надо начать с того, из каких источников мы знаем о жизни древних славян. Сами славяне до принятия христианства письменности не имели, и сведения о них мы черпаем из западных, византийских и арабских трактатов. Эти источники повествуют, в основном, о внешней истории жизни наших предков, географии расселения, войнах, военном устройстве, отношениях с соседями и т.д. Представления о внутренней жизни славян, быте, культуре мы получаем на основании археологических данных. Но тут надо понимать, что этногенез славян представлял собой длительный процесс, включающий в себя как славянские, так и неславянские элементы. Собственно же русский народ сформировался из восточнославянских племён, объединившихся в период Древней Руси и, по историческим меркам, практически сразу же принявшим христианство. Поэтому говорить о дохристианской истории именно русского народа неверно, так как его история начинается с крещенской купели равноапостольного князя Владимира.

Что касается самого праздника «Купалы», то древние славяне о таком никогда не слышали. Первое упоминание некоего божества «купалы» появляется в XVII веке, в Густынской летописи и является ошибкой автора, которую впоследствии повторили ранние исследователи славянской мифологии.

Праздник Ивана Купалы несомненно христианский, а само слово Купала – это буквальный перевод с греческого на славянский эпитета Иоанн Предтечи – Креститель, что можно понять как купать, погружать. Таким образом, Иван Купала – это народно-христианское название праздника Рождества Иоанна Предтечи. Утверждение же некоторых современных «реконструкторов» язычества о том, что после Крещения Руси христиане специально заменили языческий праздник на свой, и вовсе не выдерживает никакой критики, поскольку традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами, а в начале IV века праздник был введен в христианский календарь. Сами понимаете, что в те времена о славянах если и вспоминали, то крайне редко.

- А откуда берут начало обряды, проводимые в так называемую «купальскую ночь»?

Сами традиции прыгать через костер, собирать траву, жечь чучела, скатывать с возвышенности горящее колесо как символ солнца, купаться голыми в водоемах, нельзя назвать чисто славянскими. Эти традиции были распространены у многих языческих народов, например, в Германии. Также мы встречаем подобные описания у Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского, проживавшего в Константинополе в начале XII века. Празднование возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Стоглавый собор 1551 года также, осуждая разгул купальских празднеств, четко возводит их к эллинскому, то есть греческому, язычеству. Здесь усматривается прямая параллель с вакханалиями - мистическими оргиями в честь бога виноделия Вакха (Диониса).

Таким образом, считать молодежные гулянья, образовавшиеся вокруг Рождества Иоанна Предтечи, духовным наследием нашего народа я бы не стал. Скорее это фольклорный изыск массовиков-затейников и ролевые игры неоязычников. Как мы видим, все эти «купалы» не имеют отношения к русской культуре. Подлинные же тысячелетние традиции православной Руси с легкостью отметаются в сторону.

Крайне важно подходить к изучению традиций наших предков с исторической, а не фольклорной точки зрения. Возможно, примерно в это же время имел место быть праздник летнего солнцестояния, который ознаменовался некоторыми традициями гуляний и обрядов. Однако, стоит заметить, что дни равноденствий и солнцестояний праздновались практически во всех языческих культурах прошлого, почитание огня и воды также было довольно распространено, и прохождение через огонь очищения или купание в водах имелось повсеместно.

Следовательно, эти практики никак нельзя считать поводом для самоидентичности нашего народа и, конечно, соблюдение молодежных игрищ (которые, как известно из истории, нередко заканчивались пьянством и свальным грехом) былых времен никак не объединяет нас с безымянными «великими предками».

Цивилизационный выбор к величию России наш народ сделал тысячу лет назад, нам осталось лишь не предавать его.

Последние новости по теме "Духовное образование и катехизация"
В Кургане состоялось заседание конкурсной комиссии I этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В Кургане состоялось заседание конкурсной комиссии I этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

сегодня
7 апреля в Центральном благочинии Курганской епархии на базе воскресной школы «Покров» состоялся 2-й тур Кирилло-Мефодиевской олимпиады по Священной истории и Закону Божию

7 апреля в Центральном благочинии Курганской епархии на базе воскресной школы «Покров» состоялся 2-й тур Кирилло-Мефодиевской олимпиады по Священной истории и Закону Божию

Во втором туре приняли участие 28 человек из воскресных школ Свято-Троицкого прихода, прихода Покрова Пресвятой Богородицы, Епархиальной воскресной школы во имя св. А. Невского и Александро-Невской гимназии 9 Апреля, 2024
Российский православный институт св. Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов

Российский православный институт св. Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов

«Российский православный университет святого Иоанна Богослова» осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, воспитательную, культурно-просветительную и иную деятельность в сфере подготовки научно-педагогических кадров высшего и дополнительного профессионального образования 4 Апреля, 2024
VIII конкурс чтецов «Искорки Божии» прошёл в Кургане

VIII конкурс чтецов «Искорки Божии» прошёл в Кургане

31 марта в библиотеке им. И. Тургенева города Кургана состоялся заключительный этап VIII областного конкурса юных чтецов духовной поэзии и прозы «Искорки Божии» в рамках месячника православной книги 2 Апреля, 2024
Назад к списку