Роль православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников

  1. Признак сильного государства

То, что на самых высоких уровнях власти все чаще поднимаются проблемы нравственности, говорит о стремлении укрепить и сделать более стабильным наше государство. Забота о сильном и стабильном государстве непременно включает в себя и заботу о нравственности граждан.

  1. Разрыв традиции.

Преподавание знаний о Православии, его изучение в общеобразовательной школе всегда было неотъемлемой частью полноценного общего образования. Эта историческая и культурная традиция русской школы с момента её возникновения была насильственно прервана только в эпоху насаждения безбожия после революции 1917 года.

  1. Возврат к традиции.

— Сегодня мы возвращаемся к этой традиции. В школе введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в состав которого входит модуль ОПК.

— Появление изучения ОПК это восстановление исторических и культурных основ школьного образования и воспитания в российской школе. Этот предмет помогает восполнить тот пробел, который образовался за десятилетия насильственного атеизма в нашей стране. И не только у детей.

  • Формирование – в семье, обществе, школе.

Безусловно, главная роль в воспитании ребенка всегда принадлежала семье. Немалое влияние оказывало и общество (общественное мнение), и, конечно же, школа, которая помогала формированию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения на основе богатейшей православной традиции.

 — Предполагается свободный и добровольный выбор модуля курса со стороны родителей школьника. И здесь важно проявление активной гражданской позиции родителей – ведь именно родители являются «заказчиками» содержания предмета. Данный предмет стал связующим звеном семьи и школы в формировании семейных духовных ценностей, так как родители активно участвуют в выборе модуля для изучения их ребенком и свой выбор оформляют письменным заявлением, помогают школьникам в  выполнении домашних заданий по курсу,  посещают уроки курса и активно участвуют в их проведении.

 — Мы с вами знаем, что учебник курса ОПК нередко становится первой книгой о православии не только для детей, но и для их родителей: по опросу, проведенному в нашей области, 79% детей отметили, что родители живо интересуются тем, что изучается на уроках ОПК.

  1. Основы религиозных культур и светской этики

 — Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является комплексным.

И чрезвычайно важная роль в выборе модуля принадлежит преподавателям. Они как никто другой могут донести до родителей важность правильного выбора модуля, показать, что он интересен для ребенка, полезен для правильного формирования его мировоззрения, для воспитания ребенка на основе традиционных духовных ценностей.

— Среди основных задач общеобразовательной школы — воспитание личности, приобщение к культуре своего народа, общества, формирование российской гражданской и культурной идентичности, воспитание патриотов и граждан России, формирование у школьника устойчивой системы духовно-нравственных ценностей на основе целостных мировоззренческих традиций, создание основы для их духовно-нравственного развития.

— Мы должны понимать, что без сформированного исторического и национального сознания, крепких моральных устоев выпускники школ не смогут найти себе достойного места в обществе, создать счастливые семьи, быть настоящими гражданами нашей страны.

  1. ОПК. Почему православной?

Курс ОПК является сегодня одним из самых важных и действенных инструментов в формировании у подрастающего поколения духовно-нравственных, ценностей.

— Россия – это страна с тысячелетней великой и славной историей и уникальной культурой с православными корнями. Пользоваться духовными богатствами нашей культуры может человек, владеющий хотя бы первоначальными знаниями о православной культуре. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современной жизни.

— Содержание курса ОПК имеет многочисленные межпредметные связи с основными школьными гуманитарными дисциплинами: Русским языком, Литературой, Историей (как Всеобщей, так и особенно Историей России).

 — Многие образы, герои, мотивы их поведения, условия жизни в произведениях русских классиков будут более понятны для учащихся благодаря изучению ОПК. Без знания основ православного христианства многое остается непонятным в истории России, жизни народов Европы, мировой истории и культуре.

— Нередко молодые люди, посещая Русский музей, Эрмитаж, Третьяковскую галерею, не понимают, кто изображен на картинах и что это означает.

— Православная культура влияет на всю культуру в целом, повседневную жизнь людей, раскрывает перед учениками, учителями и родителями нравственные идеалы нашего народа, показывают примеры, как эталоны поведения, которые должны заставить задуматься о своей жизни.

— ОПК

— Курс ОПК — не ознакомление с православной обрядностью. Он не предполагает проповеди, обличения, доказательства, он содержит объяснения культурологических основ православия.

— Курс предполагает ознакомление учащихся с основными культурообразующими элементами Православия: базовыми положениями вероучения и этической системы, религиозным искусством, историей.

— Это обращение к внутреннему миру ребенка – разговор о добре и зле, о совести, боли, надежде…

  1. Альтернативой курсу ОПК являются не конфессиональные курсы (иудаизма, ислама, буддизма) а курсы Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур.

— Основы светской этики

— Светской — т. е. нерелигиозной этики, это взгляд на жизнь фактически с точки зрения марксистско-ленинской теории.

— Сегодня очень многие родители убеждены, будто светская этика в школах — это то же самое, что основы этикета, культурного поведения человека в современном мире. Поэтому они и выбирают светскую этику, не понимая, что они голосуют за атеизм.

— Современная внерелигиозная этика не имеет устойчивых оснований, она вариативна. Эта вариативность таит опасность произвольного истолкования этических ценностей.

— Основы мировых религиозных культур

По сути это Религиоведение — краткое знакомство с мировыми духовными практиками.

— В этом курсе ракурс рассмотрения религий даже не исторический, а обзорно-тематический, сугубо информативный —  информация о далеких религиозных мирах. Предмет фактически способствует формированию атеистических убеждений.

— Курс мировоззренчески и этически нейтральный, общеобразовательный, следовательно, никакой роли в формировании мировоззрения и этических представлений школьника не играет. Он не имеет воспитующего начала.

  1. Перед нами стоит общая задача – сформировать одну целостную систему духовнонравственных ценностей:

— Через преподавание модуля ОПК;

— Но преподавание ОПК является только первым шагом возвращения традиционной духовной культуры. Получить какое-либо серьёзное представление о православной вере и культуре за один год обучения невозможно.

— Через внеклассную работу, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса (Широкая масленица, Рождество, Пасха и т. д.);

 — Через поддержку в семье традиционных взглядов и убеждений.

Педагоги и родители, внося свой вклад в успешность преподавания ОПК в школе тем самым приобщают подрастающее поколение к подлинным духовно-нравственным и культурным ценностям.

Биробиджанская епархия всегда готова оказать содействие и помощь в подготовке педагогов и проведении мероприятий со школьниками

Митрополит Курганский и Белозерский ИОСИФ