Святейший Патриарх Кирилл в ходе визита в Курганскую митрополию посетил Успенский Далматовский мужской монастырь

25 августа 2017 года, в ходе визита в Шадринскую епархию Курганской митрополии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский Далматовский мужской монастырь в г. Далматово.

Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов), глава Далматовского района Курганской области П.В. Полухин, глава города Далматова Е.А. Волынец.

Монастырь в этот день посетили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Шадринский и Далматовский Владимир, а также председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских, губернатор Курганской области А.Г. Кокорин.

В монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Далмата Исетского.

Епископ Шадринский Владимир приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону прп. Далмата Исетского с частицей святых мощей.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«С трепетным чувством посещаю город Далматово и эту святую обитель. То, что она еще не совсем восстановлена, свидетельствует о глубине тех ран, которые были нанесены не только обители, но и народу нашему, стране нашей. Эти раны будут залечены, но замечательно, что и нынешнее поколение видит эти раны, и может быть, те, кто это видит, никогда не нанесут новых ран духовной жизни своего народа», — сказал Святейший Патриарх.

«Историческое развитие Православие на Руси связано было с несением очень важного служения и стране, и народу. Особенно это чувствуется в Зауралье — освоение этих пространств было бы немыслимо без Русской Православной церкви, потому что первое, что строили казаки, приходя в новое место, — это острог, а в центре острога — православный храм. Именно этими православными храмами отмечалась граница Руси. И это были не только символы включения земель в Российское государство, но и подлинные форпосты духовного просвещения и патриотического воспитания людей», — заявил Святейший Владыка.

По словам Его Святейшества, особое место в истории Православия в Зауралье принадлежит Далматской обители. «Преподобный Далмат Исецкий был выдающимся просветителем. Именно отсюда, с этого места, и началось освоение земли, которую мы называем Курганской областью. Именно отсюда пришли те, кто основал город Курган. Сама историческая география распространения российского влияния на Зауралье свидетельствует о важности роли, которую играла Русская Православная Церковь в освоении земли и просвещении народа»,  — подчеркнул Предстоятель.

«Затем настали времена, когда якобы во имя построения счастливой жизни надо было отказаться от прошлого, от героизма наших людей, от Церкви, духовной матери народа, — напомнил Святейший Патриарх. — Мы знаем, что никакие исторические заслуги во внимание не принимались — разрушались храмы, монастыри, из истории страны вычеркивались самые героические страницы. Но так не могло быть всегда, и сегодня мы живем в эпоху возрождения нашего Отечества».

«Общим нашим долгом, общей обязанностью и ответственностью властей, и московских, и местных, и церковных, является полное восстановление этой святой обители — жемчужины Зауралья, обители, имеющей очень большое духовное и историческое значение для нашей страны», — отметил Святейший Владыка.

«Радуюсь тому, что была создана Шадринская епархия, и Вы, владыка Владимир, были избраны в качестве епископа Шадринского, — продолжил Святейший Патриарх. — Глубоко убежден, что появление собственной епархии будет способствовать укреплению духовной жизни людей. Епископ обязан заботиться о построении храмов, о ритме их реставрации, о воспитании людей, о преподавании основ православной культуры в школах, о работе воскресных школ, о работе с молодежью. Когда появляется епископ, всегда появляется новый импульс в развитии церковной жизни. Мы очень надеемся, что и Шадринская епархия будет восходить от силы в силу. Надеюсь на то, что вы, не щадя жизни своей, как и наши благочестивые предки, будете служить духовному благу народа нашего, Русской Православной Церкви и Отечеству».

«Призываю благословение Божие на сию обитель, на женскую обитель, на духовенство епархии, на власти, на всех тех, кто несет ответственность за будущее этого замечательного края. Да хранит Господь землю Курганскую, Далматовскую и всю Россию!» — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл передал в дар обители икону преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и благословил раздать верующим иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.

Среди присутствующих в храме были настоятельница Введенского женского монастыря в селе Верхняя Теча Катайского района Курганской области игумения Михаила (Шульцева) с сестрами обители, а также сестры женского монастыря Похвалы Божией Матери в селе Боровском Катайского района.

Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил усыпальницу преподобного Далмата Исетского, у которой было пропето величание святому.

***

Далматовский мужской монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи. Тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери.

В 1651 г. монахи Белого города обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании земель у реки Исеть. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак. В 60-е годы XVII века монастырь не раз подвергался нападению и уничтожению со стороны сибирских казахов и татар, в XVIII веке страдал от башкирских набегов, осаждали церковь и отряды пугачевцев.

В 1816 г. в Далматовском монастыре открывается уездное духовное двухгодичное училище закрытого типа для детей священнослужителей. В нем учились архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894), русский краевед и просветитель А.Н. Зырянов (1830-1884), изобретатель радио А.С. Попов (1859-1905), российский полярный исследователь, этнограф К.Д. Носилов (1858-1923) и основатель первой в России кафедры детских болезней В.М. Флоринский (1834-1899).

В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс был отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»).

В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского. Архиерейским Собором 4 февраля 2013 г. утверждено общецерковное почитание преподобного Далмата.