Свято-Казанский Чимеевский мужской епархиальный монастырь с. Чимеево Белозерского района Курганской области

Есть в Зауралье, в Курганской области, удивительно красивое место: широкие поля, рощицы нежных белоствольных березок, по холмам растут могучие сосны, образуя чуть пасмурный таинственно-величавый бор. Здесь же протекает то задумчивая, то шумно-звенящая, стремительно бегущая речка Нияп.
Когда-то, несколько сот лет назад, в этих краях кочевали татары, во главе которых стоял князь Нияп. Чуть дальше раскинулось Сибирское ханство, столицей которого была крепость Кашлык. Правителем ханства был гордый Кучум, лелеявший мечту стать вторым Бату-ханом, покорившим когда-то Русь. Кучум налаживал связи с крымскими татарами, чтобы ударить с двух сторон на Русское царство, но был упрежден. Купцы Строгановы, хозяйствовавшие на Урале и опасавшиеся губительных набегов, снарядили военную экспедицию против опасного соседа. Пятьсот казаков и служилых людей под предводительством атамана Ермака Тимофеевича осенью 1581 года ударили на Кучума, нанося ему поражение за поражением. Гордый властитель был сокрушен. А следом пало и Сибирское ханство. Путь русским православным людям-землепроходцам был открыт.
Прошли годы. Ушли в вечность и Ермак, и Кучум, и Нияп, чтобы дать ответ за свои деяния Богу. Остались поля, холмы, речка, помнившая властительного князя Нияпа и восприявшая его имя.
После падения Сибирского ханства русские люди начали потихоньку переселяться за Уральский хребет, находя здесь удобные места для жительства. Осваивали православные этот богатый край. Через сто лет после похода Ермака, в год смерти патриарха Никона, в 1681 году, поселился на берегу речки Нияп раб Божий по фамилии Чимеев. Пришел он в этот край не по своей воле. Когда-то совершил он преступление, был осужден, закован в кандалы и послан по этапу за Уральский хребет. Отстрадав свои деяния, он остался в Зауралье. Вскоре рядом с ним стали селиться другие люди. Поселение разрасталось. Власти даровали ему статус слободы. А это значит, что местные жители освобождались от налогов в государственную казну на несколько лет, чтобы встать на ноги.
Решили православные слободы, которую назвали в память о первом поселенце Чимеево, построить храм. Благословение было получено, и вскоре храм был построен. Престол освятили во имя равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Стоял Чимеевский храм неподалеку от речки Нияп.
В первой половине XVIII века в Чимеевской слободе, расположенной в 90 верстах от Кургана, явилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. По свидетельству очевидцев, икона приплыла по реке Нияп, притоку Тобола. Ее бережно достали из воды и торжественно перенесли в сельский храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Множество паломников приходило на поклонение к Чудотворной.
5 ноября 1770 года первый деревянный храм, в котором пребывала икона, сгорел дотла от топящейся печи. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь, но Чудотворная снова явила свою благодатную силу. После пожара она оказалась целой и невредимой.
9 октября 1774 года игумен Далматовского монастыря Маргарит освятил новую церковь, которую нарекли, как и прежнюю, в честь равноапостольных Константина и Елены.
К 1887 году церковь обветшала, и в 1888 года было получено благословение строить на прежнем месте церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 7 мая 1889 года состоялась закладка храма, а 21 мая 1890 года его торжественное освящение. Этот деревянный храм чудом сохранился в первозданной красоте до наших дней. Иконостас, изготовленный на рубеже ХIХ-ХХ вв., украшен оригинальной тонкой деревянной резьбой, покрытой сусальным золотом.
В 1937 году с церкви сбросили колокола, храм разорили и закрыли, но паломничество продолжалось, люди по-прежнему шли в храм и молились перед закрытыми дверями.
В 1943 году местная власть решила переоборудовать храм под зернохранилище, но Казанская икона Божией Матери оставалась в храме.
В 1947 году церковь вернули верующим. 17 июля 2002 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II приход был преобразован в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь. Ныне Чудотворная икона вновь привлекает в монастырь множество паломников. Летопись храма содержит сотни записей, свидетельствующих о чудесных исцелениях.