В день Святого Духа митрополит Даниил совершил Литургию на Архиерейском подворье в Смолино

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в понедельник, 8 июня совершил Божественную литургию в храме Святого Духа на Архиерейском подворье в посёлке Смолино города Кургана

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, установленный Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть от Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

По традиции, храм был украшен травой и ветками берёз и рябин, что придавало богослужению особую праздничность и возвышенность.

Поздравив многочисленных прихожан со вторым днём праздника Святой Троицы, владыка обратился к ним с проповедью. «Когда я вхожу в этот храм, то всегда вспоминаю, что его стены помнят молитвы протоиерея Григория и матушки Нины Пономарёвых. В их лице Господь нам показывает, что и в наше время возможно достичь изобилия Духа Святого. Они скончались в 1997 году в один день, и вся их жизнь говорит, что возможно стяжать в своём сердце Духа Святого».

Владыка назвал отца Григория и матушку Нину образцами христианского терпения: «Через это терпение, через прохождение путём Христа Бог дал им обильные дары Духа Святаго».

«Сегодня мы слышали апостольское чтение, где апостол Павел даёт нам заповедь исполняться Духом Святым. А как? Участвуя “во псалмех и пениих и песнех духовных”.  То есть, наше пребывание в храмах, где мы собраны все вместе, особо даёт нам Божественную благодать. А дальше мы слышали Евангелие, которое продолжает эти слова апостола. Оно началось словами Христа-Спасителя: “ Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф.18:10).  “Малые си” – это все люди. Нужно, чтобы мы ни к кому не относились пренебрежительно, с осуждением. Относиться к людям плохо нельзя. Обличать – можно, но не человека, а его поступок. За человека – помолиться и поскорбеть в своём сердце. Это будет правильное духовное стремление»», – продолжил архипастырь.

По словам митрополита Даниила, каждый из нас имеет Духа Святаго, мы его получили при Крещении и Миропомазании, но у каждого человека  количество даров разное: «И когда мы их приняли, требуется две вещи – борьба со страстями и молитва. Именно молитва соединяет нас с Богом. Святитель Иннокентий Херсонский говорил, что каждому из нас Бог дал ключ, которым мы отверзаем двери своего сердца и соединяемся с Богом. Этот ключ – молитва».

«Лица Святой Троицы не приходят по отдельности. Троица – единосущная и нераздельная. Поэтому-то мы и начинаем любое наше дело с молитвы “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Каждый из нас является образом и подобием Божиим, но этот образ в нас раздроблён. В храм Божий мы приходим с разбитыми сердцами и душами, а здесь соединяемся вместе. После Причастия у нас особое чувство единения – в наших с вами телах течёт одна кровь – кровь нашего Спасителя. И даже не зная друг друга, мы становимся по-настоящему братьями и сёстрами. И мы должны не презирать, а терпеть друг друга», – сказал владыка.

«Будем хранить нашу веру, изучать, передавать другим людям через нашу любовь. Я желаю каждому из нас приобретения как можно больше даров Святаго Духа через исполнение заповедей, через молитву и нашу борьбу со страстями», – заключил архипастырь.

День Святого Духа, или Духов день – это церковный праздник, в православной традиции продолжающий торжества в честь Святой Троицы. А двунадесятый праздник (один из двенадцати главных в году) Троицы в этом году выпал на 7 июня.

В Троицын день вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов. Произошло оно на пятидесятый день после Пасхи (Воскресения Христова). Верующие в эти дни прославляют единого Бога, явленного в трех лицах – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Эти три ипостаси одного Бога и называют Святой Троицей.

Когда Дух Святой сошел на апостолов, они заговорили на разных языках — и их проповедь христианства распространилась по миру. Потому событие это отмечают как рождение Церкви. И если Дух святой «дышит, где хочет», то Бог-Сын после своего вознесения находится «одесную» — по правую руку — от Бога Отца.

Именно тогда Святой Дух сошел на апостолов, а в их лице – на всех людей. Поэтому  и говорят, что тогда родилась Христова Церковь. Через Святой Дух человек приобщается Богу. И таинство приобщения – это миропомазание, которое совершается сразу после крещения человека. Именно так, через крещение и миропомазание – человек получает дары Святого Духа, которые сошли на апостолов на Пятидесятницу.

Отдельной иконографии у праздника нет – в центре храма остается все та же праздничная икона, что и на Троицу — икона Сошествия Святого Духа. Святой Дух не изображается: он невидим и непостижим. Нет иконописного образа и у Бога–Отца, хотя Его иногда изображают в виде старца с бородой, но это неканоническое и запрещенное соборами изображение. Есть изображение только Бога–Сына, поскольку Его видели, Он воплотился.

На Троицу есть церковная традиция украшать храмы живыми ветвями берез, дубов, а порой — маленькими молодыми деревцами, и застилать полы свежескошенной травой. Эти украшения остаются на всю Троицкую неделю, в том числе – и на Духов день. Священники в это время служат в зеленых облачениях.

На Духов День совершается праздничная Литургия, после нее – проповедь, в которой, обычно, священники поздравляют верующих. Но сам праздник (как и суточный церковный круг) – начинается накануне. Так, часть праздничного богослужения – великая вечерня – совершается в воскресенье, в Троицын день.

И если на 40-ой день Христос вознесся от людей на небо — вверх, то на Пятидесятницу Дух Святой совершает снисхождение к человеку — вниз.

 По материалам РИА Новости