Храм Святого Духа в пос. Смолино
Настоятель:
Иерей Константин Горячев
- г. Курган, пос. Смолино, пер. Малый, 12.
- Телефон : Телефон: 8 (3522) 23-93-06;
Благочиние:
История:
В деревне Смолиной исстари существовала православная деревянная часовня. Дату ее основания следует отнести к началу XVIII, а может быть и к концу XVII столетия. По сведениям 1720 года часовня уже существовала, и при ней постоянно проживал часовенный дьячок. Часовня была освящена в честь Святого Прокопия Праведного, Устюжского Чудотворца, память которого 8 июля особенно чтилась как в Смолиной, так и в окрестных деревнях и в самом Кургане, вероятно потому, что первые насельники этой местности были переселенцами из области Великого Устюга.
Очевидно, что за долгое время существования часовни здание ее неоднократно ремонтировалось, а возможно и перестраивалось. Известно, что к концу 1840-х годов оно в очередной раз обветшало, поэтому указом Тобольской духовной консистории от 11 декабря 1852 года разрешено было его исправить, а в 1854 году деревянная часовня была обновлена.
В 1890 году она была перестроена местными жителями в церковь-школу. В Смолинской часовне издавна имелась старинная икона Святого Праведного Прокопия, которая ежегодно с крестным ходом приносилась к всенощной 7 июля в Курганскую Троицкую церковь, а 8 июля после литургии таким же порядком возвращалась в часовню, где приходскими священниками в эти дни проводились богослужения.
Когда и по какому поводу был установлен этот крестный ход неизвестно, но в середине XIX века он уже существовал и проводился, очевидно, до освящения в деревне Смолиной в 1895 году собственного храма, так как в последующем не упоминается. Не установлена и дальнейшая судьба образа Праведного Прокопия Устюжского.
Дело о постройке церкви в деревне Смолиной началось в 1887 году, но по некоторым обстоятельствам затянулось надолго. Имеющаяся здесь Прокопиевская часовня к 1887 году снова пришла в ветхость. В связи с этим 30 августа этого года соединенный сход крестьян деревни Смолиной и близких к ней деревень Мало-Чаусовой, Глинок и Вороновки Курганского Троицкого прихода по предложению причта обсуждал вопрос о поправке ветхой часовни и приговором постановил ее перестроить.
Тобольская духовная консистория 12 октября 1887 года разрешила проведение работ, но только с тем, чтобы часовня была расширена и к ней были сделаны пристройки: помещение для алтаря на случай устройства здесь приписной церкви, а также особая комната, в которой могли бы помещаться священнослужители при приезде в деревню Смолину для богослужения, а в случае надобности могла бы быть открыта церковная школа. Когда указ об этом был предъявлен крестьянам вышеупомянутых деревень, последние постановили, что постройка эта будет для них обременительной, и заявили, что они согласны поправить часовню, но без всякого расширения, а жители деревни Вороновки отказались и от этого.
Между тем, деревни эти были отделены от приходской Троицкой церкви рекой Тоболом, что затрудняло сообщение с храмом, поэтому образование в одной из них в будущем самостоятельного прихода было делом недалекого будущего.
Убеждения причта, очевидно, подействовали на прихожан и в 1889 году в Тобольскую духовную консисторию поступило прошение крестьян деревни Смолиной о высылке им плана на часовню. Консистория указом от 23 мая 1889 года рекомендовала руководствоваться при перестройке планом молитвенного дома-школы, изданным Санкт-Петербургским епархиальным братством во имя Пресвятой Богородицы.
Строительство здания, которое велось на средства жителей деревни Смолиной и пожертвования прихожан Курганской Троицкой церкви, было начато в 1890 году и в том же году окончено. Вместо простой и скромной часовни, какая предполагалась сначала, была выстроена небольшая деревянная церковь-школа.
К 1892 году в храме был устроен иконостас и подновлены старые киоты. До 1895 года здание это стояло в виде часовни, богослужения в которой совершались причтом Троицкой церкви 7 и 8 июля, а также в дни Великого поста. Кроме того, здесь служились молебны на пасхальной неделе и во время крестных ходов с иконами по полям. В 1895 году крестьянами Смолинского сельского общества постановлен был 28 мая приговор, в котором заявлено, что, так как вся церковная утварь приобретена, то сход возбуждает ходатайство об освящении часовни в церковь во имя Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев.
Ходатайство это было удовлетворено, и 5 октября 1895 года церковь-школа была освящена местным благочинным, протоиереем Димитрием Кузнецовым. Церковно-приходская школа в ее помещении, очевидно, так и не была открыта. После освящения храм значился приписной церковью, состоящей при Курганском Троицком приходе. По документам она чаще упоминается, как посвященная Святому Праведному Прокопию Устюжскому. Богослужения здесь совершались приходским причтом по воскресным и праздничным дням.
К концу 1920-х годов Смолинская церковь оставалась приписной к Троицкому приходу, поэтому службы здесь проводились редко, не больше двух раз в году. Под этим предлогом местные власти в 1927 году пытались открыть в ней школу, но жители храм отстояли, и он продолжал действовать еще одно десятилетие.
Только 27 апреля 1936 года собрание граждан во главе с председателем колхоза постановило церковь закрыть и переоборудовать под школу. Курганский райисполком уже 28 апреля это решение поддержал и ходатайствовал об его утверждении перед Челябинским облисполкомом. Однако, в это время при храме уже образовалась община, которая подала жалобу на действия властей. Местный сельсовет и председатель колхоза 3 мая провели колхозное собрание по вопросу о закрытии церкви, о чем не знали даже многие колхозники. Только 7 человек из них дали свое согласие на закрытие храма.
Верующие вновь подали жалобу в облисполком, а так как до решения вопроса церковь продолжала действовать, сельсовет предложил им отремонтировать здание. Президиум Челябинского облисполкома 2 октября 1936 года постановил церковь закрыть и использовать помещение под школу. По окончании ремонта 8 октября 1936 года храм был закрыт. В ноябре 1936 года община направила жалобу на действия местных властей в комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР, но чем кончилась эта переписка неизвестно. Скорее всего, решение о закрытии церкви было окончательно утверждено.
В последний раз здание Прокопиевской церкви в поселке Смолино упоминается в 1945 году как переоборудованное под школу. По некоторым сведениям в дальнейшем оно сгорело.
Курганские приходские церкви имели приписные храмы, которые были выстроены в подгородных деревнях и не имели собственного причта. Для совершения обрядов и на праздники приезжали из Кургана служить священник с псаломщиком, а иногда и с диаконом. Первым приписным храмом к Троицкому собору была церковь во имя Святого Прокопия Устюжского, освященная в 1895 г. в Смолино.
К нему же была приписана, пока не получила собственного причта, и Свято-Духовская церковь в Рябково, построенная в 1901 г. История Рябковского храма, который тогда было решено открыть вместо Троицкого, тянется с 1897 года. Деревня Рябковая, она же Новая, что при речке Черной, Тобольской губернии, Курганского уезда, Мало-Чаусовской волости. В январе деревенский староста Харитонов Иван Михайлович объявляет о сельском сходе. Собирается 127 человек. «Мы имеем сердечное желание, — аккуратно запечатлеет для истории писец решение этого схода, — построить в своей деревне Рябковой на свои собственные сбережения церковь-школу грамоты с колокольней и с престолом Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов». Курганский архитектор Н.А.Юшков чертит план церкви и выбирается место. 6 мая 1901 года по церковному чиноположению церковь была заложена. 2 сентября 1901 года протоиерей Дмитрий Кузнецов с Н.А.Юшковым в присутствии жителей деревни Рябковой осмотрели вновь построенное здание церкви-школы и нашли, «что здание выстроено на каменном фундаменте из соснового хорошего леса согласно плана». Сначала храм являлся приписным к Троицкой церкви, но в 1915 году, когда деревня переросла в большое село Рябковское, Император подписал указ об открытии при церкви села Рябковское самостоятельного прихода.
Церковь была деревянная, одноэтажная, с одним куполом и колокольней. Площадь ее составляла 173 кв. метра. В 1933 г. Свято-Духовская церковь была закрыта, и в ней последовательно размещались зернохранилище, клуб, начальная школа. 1 октября 1956 года здание снова передали под церковь, но 24 января 1963 г. было принято решение облисполкома: «снести здание церкви в поселке Рябково в связи с планом реконструкции г. Кургана». Разрешили только перевезти в Смолино, на место давно сгоревшей церкви во имя Св. Прокопия Устюжского, крестильный дом площадью 68 кв.м. и к нему сделать пристрой алтарной части. Так в Смолино появилась Свято-Духовская (Духовная) церковь.
В 1963-1964 гг. приходская община поселка Рябково города Кургана была переведена властями для совершения служб в молитвенный дом поселка Смолино. В Смолино перевезли также церковную сторожку и пустовавший жилой дом для священника. На новое место доставили церковную утварь, иконы, богослужебные книги, облачения для священнослужителей. 25 апреля 1963 года власти официально зарегистрировали религиозное общество православных верующих молитвенного дома в поселке Смолино города Кургана. Его, как и храм в Рябково, освятили в честь Святого Духа. Побывавший в мае того же года в новом молитвенном доме епископ Свердловский и Курганский Флавиан, высказал свое удовлетворение. Настоятель протоиерей Григорий Пономарев укрепил общину группой активных прихожан из Нижнего Тагила, где с 1955 по 1962 год являлся настоятелем Казанского собора. По данным официальных государственных органов, молитвенный дом в поселке Смолино в обычные дни посещали 35-50 человек, а в большие религиозные праздники 150-250 человек.
Решением Курганского горисполкома от 15 июля 1974 года общине было разрешено возведение кирпичного пристроя с южной стороны молитвенного дома размерами 4 на 4 метра, в котором разместился второй престол. В последующие годы молитвенный дом в документах все чаще стал именоваться церковью.
В настоящее время храм действует, внутри он расписан, имеется трехъярусный иконостас, происхождение которого не установлено. В последующие годы при Свято-Духовском храме поселка Смолино появилась колокольня, а внутри церковной ограды были выстроены крестильный храм, звонница с колоколами и архиерейский дом, в котором с 1993 по 2008 годы проживал Преосвященный епископ Михаил Курганский и Шадринский.
Очевидно, что за долгое время существования часовни здание ее неоднократно ремонтировалось, а возможно и перестраивалось. Известно, что к концу 1840-х годов оно в очередной раз обветшало, поэтому указом Тобольской духовной консистории от 11 декабря 1852 года разрешено было его исправить, а в 1854 году деревянная часовня была обновлена.
В 1890 году она была перестроена местными жителями в церковь-школу. В Смолинской часовне издавна имелась старинная икона Святого Праведного Прокопия, которая ежегодно с крестным ходом приносилась к всенощной 7 июля в Курганскую Троицкую церковь, а 8 июля после литургии таким же порядком возвращалась в часовню, где приходскими священниками в эти дни проводились богослужения.
Когда и по какому поводу был установлен этот крестный ход неизвестно, но в середине XIX века он уже существовал и проводился, очевидно, до освящения в деревне Смолиной в 1895 году собственного храма, так как в последующем не упоминается. Не установлена и дальнейшая судьба образа Праведного Прокопия Устюжского.
Дело о постройке церкви в деревне Смолиной началось в 1887 году, но по некоторым обстоятельствам затянулось надолго. Имеющаяся здесь Прокопиевская часовня к 1887 году снова пришла в ветхость. В связи с этим 30 августа этого года соединенный сход крестьян деревни Смолиной и близких к ней деревень Мало-Чаусовой, Глинок и Вороновки Курганского Троицкого прихода по предложению причта обсуждал вопрос о поправке ветхой часовни и приговором постановил ее перестроить.
Тобольская духовная консистория 12 октября 1887 года разрешила проведение работ, но только с тем, чтобы часовня была расширена и к ней были сделаны пристройки: помещение для алтаря на случай устройства здесь приписной церкви, а также особая комната, в которой могли бы помещаться священнослужители при приезде в деревню Смолину для богослужения, а в случае надобности могла бы быть открыта церковная школа. Когда указ об этом был предъявлен крестьянам вышеупомянутых деревень, последние постановили, что постройка эта будет для них обременительной, и заявили, что они согласны поправить часовню, но без всякого расширения, а жители деревни Вороновки отказались и от этого.
Между тем, деревни эти были отделены от приходской Троицкой церкви рекой Тоболом, что затрудняло сообщение с храмом, поэтому образование в одной из них в будущем самостоятельного прихода было делом недалекого будущего.
Убеждения причта, очевидно, подействовали на прихожан и в 1889 году в Тобольскую духовную консисторию поступило прошение крестьян деревни Смолиной о высылке им плана на часовню. Консистория указом от 23 мая 1889 года рекомендовала руководствоваться при перестройке планом молитвенного дома-школы, изданным Санкт-Петербургским епархиальным братством во имя Пресвятой Богородицы.
Строительство здания, которое велось на средства жителей деревни Смолиной и пожертвования прихожан Курганской Троицкой церкви, было начато в 1890 году и в том же году окончено. Вместо простой и скромной часовни, какая предполагалась сначала, была выстроена небольшая деревянная церковь-школа.
К 1892 году в храме был устроен иконостас и подновлены старые киоты. До 1895 года здание это стояло в виде часовни, богослужения в которой совершались причтом Троицкой церкви 7 и 8 июля, а также в дни Великого поста. Кроме того, здесь служились молебны на пасхальной неделе и во время крестных ходов с иконами по полям. В 1895 году крестьянами Смолинского сельского общества постановлен был 28 мая приговор, в котором заявлено, что, так как вся церковная утварь приобретена, то сход возбуждает ходатайство об освящении часовни в церковь во имя Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев.
Ходатайство это было удовлетворено, и 5 октября 1895 года церковь-школа была освящена местным благочинным, протоиереем Димитрием Кузнецовым. Церковно-приходская школа в ее помещении, очевидно, так и не была открыта. После освящения храм значился приписной церковью, состоящей при Курганском Троицком приходе. По документам она чаще упоминается, как посвященная Святому Праведному Прокопию Устюжскому. Богослужения здесь совершались приходским причтом по воскресным и праздничным дням.
К концу 1920-х годов Смолинская церковь оставалась приписной к Троицкому приходу, поэтому службы здесь проводились редко, не больше двух раз в году. Под этим предлогом местные власти в 1927 году пытались открыть в ней школу, но жители храм отстояли, и он продолжал действовать еще одно десятилетие.
Только 27 апреля 1936 года собрание граждан во главе с председателем колхоза постановило церковь закрыть и переоборудовать под школу. Курганский райисполком уже 28 апреля это решение поддержал и ходатайствовал об его утверждении перед Челябинским облисполкомом. Однако, в это время при храме уже образовалась община, которая подала жалобу на действия властей. Местный сельсовет и председатель колхоза 3 мая провели колхозное собрание по вопросу о закрытии церкви, о чем не знали даже многие колхозники. Только 7 человек из них дали свое согласие на закрытие храма.
Верующие вновь подали жалобу в облисполком, а так как до решения вопроса церковь продолжала действовать, сельсовет предложил им отремонтировать здание. Президиум Челябинского облисполкома 2 октября 1936 года постановил церковь закрыть и использовать помещение под школу. По окончании ремонта 8 октября 1936 года храм был закрыт. В ноябре 1936 года община направила жалобу на действия местных властей в комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК РСФСР, но чем кончилась эта переписка неизвестно. Скорее всего, решение о закрытии церкви было окончательно утверждено.
В последний раз здание Прокопиевской церкви в поселке Смолино упоминается в 1945 году как переоборудованное под школу. По некоторым сведениям в дальнейшем оно сгорело.
Курганские приходские церкви имели приписные храмы, которые были выстроены в подгородных деревнях и не имели собственного причта. Для совершения обрядов и на праздники приезжали из Кургана служить священник с псаломщиком, а иногда и с диаконом. Первым приписным храмом к Троицкому собору была церковь во имя Святого Прокопия Устюжского, освященная в 1895 г. в Смолино.
К нему же была приписана, пока не получила собственного причта, и Свято-Духовская церковь в Рябково, построенная в 1901 г. История Рябковского храма, который тогда было решено открыть вместо Троицкого, тянется с 1897 года. Деревня Рябковая, она же Новая, что при речке Черной, Тобольской губернии, Курганского уезда, Мало-Чаусовской волости. В январе деревенский староста Харитонов Иван Михайлович объявляет о сельском сходе. Собирается 127 человек. «Мы имеем сердечное желание, — аккуратно запечатлеет для истории писец решение этого схода, — построить в своей деревне Рябковой на свои собственные сбережения церковь-школу грамоты с колокольней и с престолом Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов». Курганский архитектор Н.А.Юшков чертит план церкви и выбирается место. 6 мая 1901 года по церковному чиноположению церковь была заложена. 2 сентября 1901 года протоиерей Дмитрий Кузнецов с Н.А.Юшковым в присутствии жителей деревни Рябковой осмотрели вновь построенное здание церкви-школы и нашли, «что здание выстроено на каменном фундаменте из соснового хорошего леса согласно плана». Сначала храм являлся приписным к Троицкой церкви, но в 1915 году, когда деревня переросла в большое село Рябковское, Император подписал указ об открытии при церкви села Рябковское самостоятельного прихода.
Церковь была деревянная, одноэтажная, с одним куполом и колокольней. Площадь ее составляла 173 кв. метра. В 1933 г. Свято-Духовская церковь была закрыта, и в ней последовательно размещались зернохранилище, клуб, начальная школа. 1 октября 1956 года здание снова передали под церковь, но 24 января 1963 г. было принято решение облисполкома: «снести здание церкви в поселке Рябково в связи с планом реконструкции г. Кургана». Разрешили только перевезти в Смолино, на место давно сгоревшей церкви во имя Св. Прокопия Устюжского, крестильный дом площадью 68 кв.м. и к нему сделать пристрой алтарной части. Так в Смолино появилась Свято-Духовская (Духовная) церковь.
В 1963-1964 гг. приходская община поселка Рябково города Кургана была переведена властями для совершения служб в молитвенный дом поселка Смолино. В Смолино перевезли также церковную сторожку и пустовавший жилой дом для священника. На новое место доставили церковную утварь, иконы, богослужебные книги, облачения для священнослужителей. 25 апреля 1963 года власти официально зарегистрировали религиозное общество православных верующих молитвенного дома в поселке Смолино города Кургана. Его, как и храм в Рябково, освятили в честь Святого Духа. Побывавший в мае того же года в новом молитвенном доме епископ Свердловский и Курганский Флавиан, высказал свое удовлетворение. Настоятель протоиерей Григорий Пономарев укрепил общину группой активных прихожан из Нижнего Тагила, где с 1955 по 1962 год являлся настоятелем Казанского собора. По данным официальных государственных органов, молитвенный дом в поселке Смолино в обычные дни посещали 35-50 человек, а в большие религиозные праздники 150-250 человек.
Решением Курганского горисполкома от 15 июля 1974 года общине было разрешено возведение кирпичного пристроя с южной стороны молитвенного дома размерами 4 на 4 метра, в котором разместился второй престол. В последующие годы молитвенный дом в документах все чаще стал именоваться церковью.
В настоящее время храм действует, внутри он расписан, имеется трехъярусный иконостас, происхождение которого не установлено. В последующие годы при Свято-Духовском храме поселка Смолино появилась колокольня, а внутри церковной ограды были выстроены крестильный храм, звонница с колоколами и архиерейский дом, в котором с 1993 по 2008 годы проживал Преосвященный епископ Михаил Курганский и Шадринский.
Духовенство:
Новости прихода
Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024