Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Иерей Михаил Шушарин: «Самое дорогое, что есть у меня в жизни – служение Богу»

21 Июня, 2022
Иерей Михаил Шушарин: «Самое дорогое, что есть у меня в жизни – служение Богу»
Жизненный путь

- Отец Михаил, расскажите о себе.



- Родился в Кургане 18 августа 1976 года. Меня и мою сестру мама воспитывала одна, отец ушёл из семьи, когда мне было 2 года. Мама работала в проектном институте инженером. Бабушка, мамина мама, была верующей, она умерла, когда мне было 6 лет, и, судя по всему, какие-то зачатки православия она в мою душу заложила. Но к вере я пришёл в 16 лет. Окончив 9 классов в школе № 36, учился на 1 курсе строительного техникума, и в это время как раз открылся Александро-Невский храм. Стал туда ходить.
17 лет.jpg

- А почему?

- Внутренний позыв был такой. Купил себе Евангелие и Молитвослов, читал каждый вечер. В 17 лет твердо решил – буду креститься. Священник, который меня крестил, удивился, что я более-менее знаю молитвы, что знакомился с Евангелием. Я задавал ему вопросы, помню, спросил, что такое тщеславие? (улыбается).
e88bc2e6-521b-4b6a-be60-52be9bf5a0d4.jpg

После своего крещения я впервые попал на исповедь к отцу Евгению Смирнову, который тогда служил в Смолино. Я ему исповедовался, и мне на всю жизнь легли на сердце его слова: «Да спасёт тебя Господь, сохранит и помилует, радость ты моя!». От этих слов у меня душа встрепыхнулась, в ней поселилась вера, и уже никаких доказательств существования Бога мне не потребовалось – Господь уже притронулся к моему сердцу через эту простую фразу!

В храм я стал ходить каждый вечер после занятий и по выходным дням. Меня заметили, взяли в алтарь по распоряжению владыка Михаила. Так в 17 лет я стал пономарём в Александро-Невском соборе.
6d2026b7-b102-4099-85ec-acddf2a740f3.jpg

22 июня 1994 года в Тобольск приезжал Святейший Патриарх Алексий, и все священники Курганской епархии вместе с епископом Михаилом на двух автобусах ездили в Тобольск. После этой поездки владыка Михаил предложил мне поступить в семинарию. Я согласился, а когда приехал туда и увидел, что на 30 мест претендует 120 человек, подумал – ну, не поступлю, зато увижу, как благочестивые люди учатся и живут. Но поступил! Это было для меня большим чудом!
В семинарии.jpg

В семинарии я учился с 1994 по 1998 год. Там у нас была преподаватель русского языка и литературы Людмила Валерьевна Павина. Она буквально с нас требовала, её предмет был основным на первом курсе. Она говорила нам, что каждый священнослужитель должен быть грамотным, образованным, правильно, без ошибок, писать. Учебник Розенталя мы всем курсом знали наизусть. А книжки я с детства любил, чтение было моим любимым занятием.

В семинарии я познакомился со своей будущей матушкой – Светланой. Она из Екатеринбурга, училась в семинарии на регентском отделении, мы с ней пели в одном хоре. На четвёртом курсе мы поженились, окончили семинарию и в 1998 году приехали в Курган. Я стал служить в Александро-Невском соборе с владыкой Михаилом, вплоть до его кончины в августе 2008 года.
С матушкой Светланой.jpg

Благодаря Розенталю я русский язык знал на 5. И когда в 2001 году решил поступать на филфак Курганского госуниверситета, мне не понадобилось много времени на подготовку. Сочинение написал блестяще, поступил на бюджетное место. Учился заочно, с интересом ходил в литературную студию Виктора Фёдоровича Потанина, стихи писал.
223412b3-48cf-4a79-88b6-7b7419b956d9.jpg

В 2003 году стал протодиаконом. В течение 2007-2008 учебного года преподавал русский язык и литературу в школе № 53. Учил 6,7,8 классы. Мне было интересно. Но владыка Константин, возглавивший епархию в сентябре 2008 года взамен почившего владыки Михаила, благословил только в соборе служить. Да и преподавать в школе было очень трудозатратно, много времени требовалось на подготовку уроков уходит, на проверку тетрадей.

- То есть, у вас был момент выбора – идти в светскую профессию или продолжить путь к священству?

- Я не собирался быть учителем, просто преподавал параллельно служению в соборе. Мне хотелось попробовать совместить два дела, к тому же, тогда началось преподавание «Основ православной культуры», и мне директор школы предложил на следующий год взять этот курс на себя. Но не случилось.

- Чем запомнился вам период служения с владыкой Константином?
7733dac0-1100-4af4-aeeb-bdc35256cc1f.jpg

- Мудрейший человек! Такие проповеди прекрасные говорил! С ним было интересно общаться, беседовать. Интеллигенция всего города к нему тянулась. У владыки Михаила по состоянию здоровья не было возможности просветительской деятельностью заниматься. А владыка Константин сразу по приезду стал посещать вузы, школы, общаться с журналистами, и это всей интеллигенции очень понравилось. Он охотно давал интервью – добрые, мудрые. После его отъезда эта атмосфера мудрости и добра ещё долго над епархией сохранялась.

- Уйдя из школы, вы продолжали служить в соборе?

- Да, и продолжал ходить в литературную студию. Но в какой-то момент перестал писать стихи и посещать студию.

- Юность кончилась?

- Щенячий возраст восторга прошёл (смеётся)

Про семью
Рукоположение в священники.jpg

- В 1999 году у нас родился сын, в 2001 – дочка, в 2007 – ещё одна дочка. К сожалению, я недостаточно внимания уделял сыну, но в какой-то момент почувствовал – я нужен детям, чтобы не пропустить их возраст детский. С сыном, у меня близкого общения, к сожалению, не получилось, может, потому, что я сам рос без отца. Конечно, я с ним гулял, играл, разговаривал, но на первом месте у меня всё-таки была служба.

- Чувство отцовства не сразу созрело?

- Да. Сейчас-то я всё бы по-другому делал. Нельзя упускать момент, когда дети ещё маленькие. Сейчас сын живёт и работает в Екатеринбурге, средняя дочь учится в КГУ на педагога-дефектолога, параллельно работает в детском саду помощником воспитателя. Младшая учится в школе, ей 15 лет.
Матушка Светлана.jpg

Матушка Светлана работает в детсаду воспитателем, она после регентского отделения семинарии так же, как и я, заочно окончила КГУ, получив профессию специалиста по социальной работе.

Мама умерла в 2016 году, успела прийти к вере. Она в молодости окончила Университет марксизма-ленинизма, и, когда я стал ходить в церковь, пыталась переубедить меня полученными там атеистическими знаниями. Говорила – что ты туда ходишь, там одни бабки молятся, а ты молодой, что тебе там делать; тебя только книжки да церковь на уме, лучше иди спортом занимайся. Я и занимался – каждое утро по стадиону бегал, делал 6-10 кругов. А ещё, когда учился в техникуме, три лета подряд работал на стройке, поскольку жили мы небогато, и я так зарабатывал себе на одежду. Работал штабелёром – складывал кирпичи на поддоны, которые потом краном поднимали наверх. Строил дом по ул. Зорге, 20.

- Но вы, несмотря на любовь к маме, не поддались на её убеждения? У вас были более сильные аргументы, раз мама позже к Богу пришла?
WIHpj0zf-V0.jpg

- Это получилось через письма. Когда я учился в Тобольске (хотя она была категорически против моего поступления туда), мы каждую неделю друг другу писали письма. И постепенно по письмам я заметил, что у нее меняется отношение к Церкви. А когда приехал после 1 курса, мы вместе пошли в храм, исповедовались и причастились. Она стала утренние и вечерние молитвы читать. То есть, к Богу она пришла через самопознание, самообразование, читая Евангелие и другие мои книги, которые я читал перед семинарией и оставил дома. Так что через письма и эти книжки она пришла к Богу. Потому что, когда близкие люди в разлуке находятся, они начинают больше внимания уделять тем редким словам, которые от тебя исходят. Может, она бы эти слова мимо уха пропустила, а в письма она вчитывалась по многу раз, пыталась понять между строк мои мысли, настроение.

Испытания

- Вы не первый священник, у кого я беру интервью, да и по себе знаю, что у каждого случаются испытания веры, намерений стать священником. У вас было?
uFTsl4-pznQ.jpg

- Такое испытание – проверка себя – проходит каждый день. У человека постоянно стоит выбор – совершить доброе дело или не совершить, переступить через свою лень или поддаться ей. А глобальные испытания чаще всего приходят через людей, особенно через близких, тех, кого мы любим. Когда мы сталкиваемся с безответностью в добрых чувствах, в намерениях, когда в ответ идёт безразличие – преодолеть это испытание труднее всего; отторжение твоей любви может быть сильнее притеснений и гонений. Даже в отношении с прихожанами случается, что люди от тебя отворачиваются, не принимая и не понимая твоего отношения к ним. Это, пожалуй, самое серьёзное испытание, которое человек встречает в своей жизни!

- Я знаю, что у вас был нелёгкий период, когда вам пришлось трудиться вне Церкви.

- Да. Получилось так, что я на 3,5 года оставил служение, трудился на светской работе. Владыка Даниил вернул меня в храм.

- С каким чувством вы вернулись к службе?
Рукоположение1.jpg

- С чувством глубокой благодарности, трепета, с убеждением, что нельзя больше никогда терять возможность служения Церкви. Это самое дорогое, что есть у меня в жизни – служение Богу. И благодарность, что Он не отринул меня до конца (слезы на глазах).

Меня восстановили в диаконы, и я больше года отслужил в Александро-Невском соборе

В июне 2021 года мне предложили рукополагаться во пресвитеры, я внутренне уже давно к этому был готов и желал этого, потому что 23 года был диаконом.
scXb3ItbEh0.jpg

В своё время в Тобольске у нас был диакон отец Иосаф, голосистый такой, шикарно служил, и я, глядя на него, попросил тогда: «Господи, как хорошо быть диаконом, сделай меня таким!». Вот Господь и исполнил мою просьбу (смеётся). Но со временем, как апостол Павел говорит, вырастаешь из детских одежд, чувствуешь другое призвание. Дьяконом, конечно, хорошо служить, нет такой большой ответственности, как у священника, но внутренне начинаешь понимать, что можешь дать больше окружающим тебя людям, передать накопленный опыт. Да и сам по-другому воспринимаешь события, уже можешь проповедь сказать, поделиться с другими своими мыслями, призвать к чему-то, посеять в людях частичку добра, света, веры.

Рукоположение прошло 13 июня 2021 года, и после «сорокоуста» направили служить в новый Троицкий собор.

Путь к Богу и храму

- Ваше первое впечатление от Троицкого собора?
iJmnaNY304w.jpg

- Чувство восторга от красоты этого храма и чувство своего недостоинства – в таких храмах архиереи служат, а не такие, как я. Эту честь надо заслужить и оправдать. Я постарался этот храм наполнить своим голосом, чтобы он звучал. Этот храм со сложной акустикой. Я уже попривык, изучил его особенности, знаю, в каком месте храма можно добавить голос, а в каком – сказать потише.

- Вам достался новый храм без прихода, с нуля пришлось начинать. Как сейчас обстоят дела?
jPQoJyeS6VA.jpg

- Уже есть определенный приход, может, не такой многочисленный, как у старых храмов, но уже сложилась община, появился костяк людей, которые помогают, пытаются всем сердцем Богу служить, делают это вдохновенно.

- Кто эти люди?

- Супруги Маша и Саша Ефремовы - очень хорошо мне помогают. Женщины, которые работают в соборе - тоже мои хорошие помощницы. Вообще, все, кто ходят в храм, откликаются на просьбы, не говорят «нет», всегда находят способ, как помочь. Это очень ценно. Для Бога важнее всего сердце человека, ему нужны не наши материальные приношения, а открытость и искренность.

- Судя по вашей странице ВК, у вас в соборе достаточно часто проходят крещения, причём, не только младенцев, но и людей взрослых. Как вы считаете, почему они идут к вам, а не едут, например, в Смолино, в Чимеево?
В Троицком соборе3.jpg

- Ну, моей заслуги в этом нет, просто храм у нас прекрасный. Но при проведении огласительной беседы я стараюсь как можно подробнее объяснить, что крещение – это момент, переворачивающий жизнь человека, делающий его ближе к Богу. После крещения жить, как раньше, не получится. Как сказано в Священном Писании, если крещёный человек верует, то спасён будет, если крестится и не имеет веры, то осуждён будет. Убеждаю людей, что крещение – это первый шаг, который человек делает к Богу и к храму, чтобы Господь сделал ему навстречу уже два шага. Без действий с нашей стороны не стоит ждать ответа от Бога, потому что Бог не может спасти нас без нас, без наших действий, участия.

- Люди понимают?

- Думаю, да.

- После крещения эти люди в храм ходят?
В Троицком соборе4.jpg

- Да. Потихоньку наша паства прирастает. Путь к Богу – дело всей жизни, и путь у людей бывает разный. Церковь же продолжает молиться об оглашенных, о тех, кого призвала. Думаю, что больше всего действуют как раз эти молитвы – молитва Церкви призывает людей к Богу. Господь говорит – не вы Меня избрали, а Я вас. То есть, тут заслуга священников, конечно, есть, но она не столь значительна – это Бог человека призывает. А от человека только зависит – откликнется ли он на призыв.

- Одним из способов привлечения людей в ваш собор стали рождественский и пасхальный концерты хорового общества «Поющий город». Как возникла идея таких концертов?
Панорама_без_названия1.jpg

- Предложение поступило от руководителя общества Раисы Ефимовны Кудрявцевой. Я раньше слышал об этом обществе, но не знал, что они поют не только светские произведения. Узнав, что они исполняют и церковные песнопения, и духовные произведения, я поддержал идею. И не ошибся: первый концерт (в январе) прошёл хорошо, а второй (в апреле) – отлично! Я присутствовал на репетициях, кое-что подсказывал им. Спасибо хористам, которые не жалеют времени на репетиции, чтобы в храме прозвучало их пение для людей. Они пробуют себя, свой голос, стараются быть сопричастными к тому великому, что совершается в храме. И потом они сами восторгаются, как хорошо у них здесь получается петь.

-Троицкий собор продолжает благоукрашаться, идёт строительство колокольни.
d4HMDrt5-YQ.jpg

- Да. Она будет 28 метров высотой, а сам храм – 38 метров. Для неё уже заказаны колокола, самый большой из них – весом 2 тонны, затем 850 кг, и ещё несколько колоколов поменьше. Подобный набор уже есть в нескольких московских храмах, и звучат они великолепно, радостно.

В скором времени в центре собора будет повешено паникадило 2,5 метра высотой и 5 м в диаметре. Также по заказу ктитора собора Сергея Николаевича Муратова изготовлена икона на горнее место высотой 3 метра.

Любимое занятие

- Вы сказали, что смолоду любили читать. А сейчас читаете?

- Да, конечно, каждый день! Недавно начал перечитывать роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984». Многое из написанного в нём есть в нашей жизни – стеклянные дома, к примеру. Многое из того, что он предсказал в 1949 году, раньше казалось фантастикой, а теперь узнаются в происходящих сегодня событиях.
hcbWtDz-j40.jpg

Недавно читал книгу Алексея Иванова «Тобол» - очень понравилась. Я в Тобольске учился, про описываемые события читал в архивных документах, многие места, описанные в книге, узнаваемы. Там, кстати, много написано про Курган, про освоение зауральских земель, про то, как в нашей местности разоряли могильники-курганы, добывали из них так называемое сибирское золото. Правда, фильм, снятый по этой книге, сильно уступает в качестве.

До этого прочитал «Географ глобус пропил» тоже Алексея Иванова. Планирую ещё несколько его произведений прочесть, в том числе, «Сердце Пармы».

- То есть, чтение осталось вашим любимым занятием?

- Да. Знаете, когда я учился в университете, то запланировал себе перечитать весь список по программе «русская литература», уже долее внимательно, не торопясь. Периодически к этому возвращаюсь. Недавно перечитал рассказ Чехова «Пари». Очень поучительное произведение.

- А чему этот рассказ научил вас, священника?
qRMcjqyHMnA.jpg

- Тому, что если человек живёт пусто, зацикливается на развлекательных телепередачах, мало или совсем не читает, у него нет времени задуматься над смыслом жизни. Я убеждён, что верующим может стать только лишь думающий человек. Конечно, играет роль пример близких людей, бабушек-дедушек, но самую осмысленную веру можно получить из книг, причём, не только религиозных, но и из классики. Мы в своё время по школьной программе проходили очень серьёзные произведения, некоторые даже рановато для детей, я только сейчас по-настоящему начинаю понимать того же Достоевского. Людям надо больше читать и чаще задумываться, искать истину. «Ищите и обрящете» – не зря сказано: только ищущий человек может найти Бога.

Точно также необходимо иногда оставаться наедине с самим собой и с Богом, для этого очень полезно приходить в храм. Я люблю приходить в храм пораньше, побыть в тишине, постоять, помолиться, созерцая эту тишину, пока ещё служба не началась. Сосредоточиться, настроиться на молитву. К этому хочу призвать верующих – бывать в храме не только за богослужением, а просто прийти, постоять, поставить свечку, подумать.

- На своей страничке ВКонтакте вы часто публикуете интересные заметки, размышления. Это потребность?

- Можно сказать, что это почти дневниковые записи. Когда я готовлюсь к проповеди, то читаю Святых Отцов, Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, делаю для себя пометки, возникающие мысли и создаю текст, чтобы потом прочитать, посмотреть, вернуться к этому.

- У вас есть интересные воспоминания о том, как происходило обретение мощей Аркадия Боровского.

- Да, я помогал владыке Михаилу в изучении его биографии перед обретением мощей, составляли его краткое житие, оно было опубликовано в журнале «Звонница». И сам участвовал процессе обретения, видел, как судмедэксперты доставали мощи, выкладывали из гроба, фиксировали гематомы на черепе, характерные раны на рёбрах, подтверждающие, что священника поднимали на штыки. Тело достаточно хорошо сохранилось, Мягкие ткани превратились в прах, остался скелет, священническое облачение, сапоги.
18XsRJrxbjY.jpg

До этого в августе 1994 года я вместе с владыкой Михаилом участвовал в обретение мощей преподобного Далмата Исетского, но мы, послушники, только землю выносили, и весь процесс видели издалека. Мне было 17 лет, нас близко не подпускали. А в обретении мощей Аркадия Боровского я принимал более деятельное участие. Фотографии остались. Косточки обмывали. Благоухание чувствовал от земли, некий тонкий аромат, как будто цветами пахло. Вокруг могилы была вырыта яма с большую комнату, и там, внизу, шло благоухание. Потом на этом месте часовню построили.
x_05dbd6bb.jpg

- Получается, что вы – носитель очень многих, интересных для истории Курганской митрополии событий. Не возникало мысли написать воспоминания, мемуары?

- К 15-летию епархии готовили альманах, я участвовал – давал имеющий у меня материал редактору, Елене Александровне Кибиревой. Так сказать, был источником некоторых фактов (улыбается).

Главное качество священника

- Не пожалели, что выбрал этот жизненный путь?
Рукоположение.jpg

- Нет, я не жалел и не жалею, что стал священником. Просто не всегда ощущал своё право на этот путь, чувствовал своё недостоинство. Иногда меня посещало чувство неудовлетворения, потому что не смог сделать, как следует, не дотягивался до Неба. То есть было чувство недовольства собой, а не своим выбором. Не всё, что должен, делаю, не всё, что могу, отдаю Богу. Такое сожаление возникало и возникает иногда.

- Хотели ли вы, чтобы ваши внуки пошли по вашему пути?
zPqJ1AvFM4U.jpg

- Человек счастлив только тогда, когда он сам избрал свой путь, каким бы сложным он ни получился. В любой профессии важен личный выбор. Только искренняя вдохновлённость тем делом, которым ты занят, делает его успешным, даёт возможным раскрыться самому. На любую работу надо идти с желанием, не из-под палки, только при таких условиях ты будешь профессионально состоятельным. И всем, кто тебя окружает, будет более комфортно с тобой. Главное – быть на своём месте.

- Какое качество характера вы считаете главным для священнослужителя?

- Мягкость, благожелательное отношение к другим, жёсткость отталкивает.

- Вы стараетесь этого придерживаться?

- В первую очередь стараюсь, чтобы от меня, священника, к людям исходила радость, благожелательность, чтобы ею вдохновить тех, кто к тебе приходят. Эта радость в своё время меня к Богу привела через слова отца Евгения «Сохрани тебя Господь и помилуй, радость ты моя!».
mnOtJdEWu8E.jpg

Знаете, что отличает священников старой закалки? У них есть чувство семейности. Они всех окружающих считают близкими, родными. Самое важное в храме, в любой приходской общине – быть как одна семья. Это подразумевает и поддержку друг друга, и отношения сродни семейным. Главное – чувствовать себя в храме нужным, родным и близким.

Беседовала Татьяна Маковеева.













Назад к списку