Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Пасха – главное событие всех времён и народов

31 Мая, 2020
Пасха – главное событие всех времён и народов
На самые распространенные вопросы, связанные с Пасхой Христовой, отвечает протоиерей Михаил ШИРЯЕВ, глава миссионерского отдела Курганской епархии.

- Отец Михаил, почему Пасха считается самым главным праздником у православных христиан?
- Действительно, в Православии его называют «праздник праздников и торжество из торжеств».
Главное событие праздника – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа после трёхдневного пребывания во гробе после снятия с креста. В Страстную Седмицу мы все эти события проживаем заново. Тело Его было во гробе, душой  Он сходил в ад, а духом был со своим Отцом Небесным. Рано утром на третий день жёны-мироносицы пошли довершить погребальный обряд и увидели, что камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут, а тела Спасителя нет в гробу. Он исчез, несмотря на то, что пещера была запечатана и охранялась римскими стражниками по приказанию Понтия Пилата. Это и есть главное событие Воскресения.
Пасха – вершина всего богослужебного года, главное событие всех времён и народов. И поэтому мы широко празднуем этот праздник. Кроме того, в течение всего года каждую неделю один день, называемый воскресеньем, посвящен воспоминаниям о Пасхе. О том, что Господь воскрес и тем самым стал первым в Царстве Небесном, о котором Он нам говорит со страниц Евангелия. Он нас туда  зовёт, проложил этот путь, и мы, православные христиане, идём по Его стопам.
- Почему Пасха отмечается каждый год в разную дату?
- Дата Пасхи определяется по лунному календарю, это первое воскресенье  после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие – дата фиксированная, но полнолуния происходят в разное время, это зависит от движения Луны вокруг Земли.
От сроков Пасхи зависят и сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Они тоже сдвигаются – это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы. Эти праздники называются переходящими, в отличие от неподвижных – Рождества, Крещения и других двунадесятых праздников.
- Пасхальные богослужения преисполнены радости, и даже, можно сказать, веселья. И этим отличаются от всех других церковных служб…
- Да, верующие радуются самому факту, что Господь, сойдя на землю, принял нашу человеческую природу, соединил её с Божественной и, умерев по своей человеческой природе, воскресил её своей Божественной силой. Тем самым Он показал, что и нам предстоит умереть, а впоследствии воскреснуть после Второго пришествия Христова. Именно этому факту радуются люди – что смерть побеждена, что у нас появилась надежда, вера и упование на собственное воскрешение. А если мы ещё  в течение земной жизни будем бороться со своими грехами, то можем сподобиться и Царства Небесного. Это и есть радость, которая переполняет каждого из нас. И ей пронизаны все пасхальные богослужения.
-  После Воскресения Спаситель явился только Своим ученикам. Почему?
- Это честь, которой Господь удостоил только своих ближайших учеников. А второй момент – иудеи после воскрешения Господом  Лазаря были не только поражены этим фактом, но исполнились злости и раздражением, они искали убить и Лазаря, на котором проявилась Божественная сила, и самого Христа, а в Страстную Седмицу в озлоблении кричали «Распни Его!». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Итак, если они за то, что Господь другого воскресил из мертвых, не уверовали в Него, то каким бы неистовством воспылали бы против Него, если бы Он явил им Себя Самого, воскресшего собственной силой?». Он не стал являться людям, чтобы не увеличивать их злобу, а явился только двенадцати апостолам.
- Почему Пасха празднуется 40 дней?
- 40 – сакральное число. Господь постился 40 дней. Великий пост – 40 дней, он так и называется «Святая Четыредесятница».  То есть, мы к Пасхе готовились 40 дней, а теперь пошло обратное действо, обратный отсчёт – 40 дней празднуем.
Ещё один момент – после Пасхи в течение недели меняется счёт дней – воскресный день  становится не концом, а первым днём недели.  К тому же, в «праздник праздников» настолько велика радость, что отдание Пасхи проходит только на 40-й день, накануне Вознесения Господня. Богослужения идут сугубо по пасхальному чину всю Светлую седмицу, а потом – с особенностями, то есть, служится Литургия Иоанна Златоуста, но с пасхальными песнопениями. Мы продолжаем друг друга поздравлять  и приветствовать словами «Христос Воскресе!».
Настолько велика радость этого праздника победы над смертью, над адом, ибо до прихода в мир Спасителя, до Его промыслительных действий – страдания, смерти на кресте, воскресения – души всех людей (грешников и праведников)  находились в таком месте, которое у иудеев называется шеол. А Господь сокрушил адовы врата. Если посмотреть икону «Воскресение», то увидим, что Господь изображен стоящим на досках. Это разбитые врата адовы, а под ними изображены орудия адовых пыток. Он держит за руки Адама и Еву, наших прародителей, за ним – сонм святых, цари Давид и Соломон, пророки и праведники ветхозаветные. Господь выводит их души из адских мест.
  - На пасхальной службе священники меняют белые облачения на красные. Объясните, что символизируют эти цвета?
- Начало службы и крестный ход священники проводят в белом облачении. Белый – это цвет Великой субботы. Затем священнослужители переодеваются в красные облачения. Красный – цвет крови, мученичества Господа за нас. Также это цвет царский - в иконописи есть своя цветовая символика, и по ней в красных одеждах изображают мучеников, а  ещё царей, великих князей, которые были защитниками Православия.
Красный цвет как нельзя лучше подходит для Пасхи.  Весь пасхальный период до Святой Троицы священники служат в красных облачениях.
- Что такое артос?
- Артос – пасхальный хлеб, большая просфора с изображением Креста или Воскресения Христова.  Он освящается в саму Пасху, после Божественной Литургии и 6 дней во время Светлой седмицы стоит перед Царскими Вратами, когда нет богослужения, или у иконы Спасителя в иконостасе во время богослужения, а потом в субботу Светлой седмицы артос раздробляется и раздаётся людям «во исцеление душ и телес».
Артос хранили в «красном углу» за иконами в течение всего года и в случае болезней, в трудные жизненные ситуации его вкушали понемножку со святой водой натощак со словами «Христос Воскресе». Это наша благочестивая традиция.
С другой стороны, артос является напоминанием: в Евангелии от Иоанна есть беседа Учителя с учениками о Хлебе Небесном – так Он себя называет. И артос – символ этого Небесного Хлеба.
- Почему на праздник Пасхи не стоит посещать кладбища? Когда по христианской традиции на самом деле нужно ходить на могилы родных?
- Пасха – время радости жизни, Воскресения из мертвых, и поэтому всю светлую Седмицу мы должны радоваться, празднуя с живыми – родственниками, друзьями. А к усопшим идём во вторник на второй седмице, этот день называется Радоница, потому что мы несем эту пасхальную радость нашим усопшим. Совмещать празднование великого двунадесятого праздника Пасхи и поминовение усопших не принято, лучше воздержаться от этого. Есть для этого особый день в традиции Православной Церкви, который в просторечии народ называет Родительский день.
- Отец Михаил, расскажите о пасхальных традициях нашего народа?
- Исконно русской традицией является наводить порядок в своих домах перед праздником, красить яйца, печь куличи, делать творожные пасхи, а потом эту снедь освящать в храме.
Обычай красить яйца – древний. По преданию красить пасхальные яйца в красный цвет стали после того, как римский император Тиберий принял христианство.
В те времена было принято прибывшему в Рим посещать императора и приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла к императору, то подарила ему простое куриное яйцо и рассказала о Воскресении Христа. Тиберий не поверил, и воскликнув: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным. Отсюда пошел и обычай на Пасху обмениваться крашеными яйцами.
Символическое значение яйца  было известно издревле. Яйцо – символ начала новой жизни,  символ воскресения. С другой стороны, яйцо – символ всего мироздания, вселенной – его оболочки древние отождествляли с небесными сферами. Это модель вселенной, и она украшена подвигом Спасителя.
Ещё один пасхальный обычай - в православных храмах на колокольню приглашают забраться всех желающих и  дают возможность позвонить в церковные колокола. Считается, что на Пасху небо открывается для всех, и каждому доступно в честь пасхальной радости подняться на колокольню и выразить свой восторг колокольным звоном.
- Почему в народе день воспоминания о Фоме называется «Красной горкой»? И почему в этот день многие женятся?
- В точности не известно, откуда пошло название «Красная горка»: одни утверждают, что от обычая в этот день красиво (красный – красивый) наряжаться; другие производят это название от подсохших и прогретых пригорков, где собиралась и веселилась молодёжь, третьи — от обычая и на этот день, в Антипасху, снова красить яйца.
А большое количество свадеб объясняется тем, что по церковному уставу венчание невозможно ни во время постов, ни в дни праздников. А поскольку Светлая Седмица считается одним днём, растянувшимся по времени на неделю, то в праздник Пасхи не до наших земных человеческих радостей. Здесь радость иного рода, уровня. А начиная с Фоминой недели (воскресенья) венчание допускалось. Сейчас мы много утратили из тех обычаев, но человек, живущий по православной традиции, не позволит себе смешивать земное с небесным. Иначе это неуважение к празднику.
- Для многих праздник Пасхи ограничивается куличами и окрашенными яйцами? Что бы вы могли сказать этим людям?
- Я предложу им задуматься над тем, почему христианство, как закваска, преобразила весь мир? Все стороны жизни, философия и культура европейских народов, а за ними и всего мира, претерпели очень мощное воздействие христианства. Мир, преображенный христианством, из физически грубого превратился, пусть не в идеальный, но более гуманный. И гуманное отношение к человеку начинается именно в христианские времена. До этого жестокость, которая сейчас считается дикой, была нормой жизни. Все изуверские казни типа распятия на кресте, колесования, сдирания кожи и пр. проводились по законам правового государства Римский империи. Но по мере того, как европейские народы принимали христианство, законы и нравы значительно изменились. Не скажу, что мы достигли идеала, но гуманность торжествует, это этический категорический императив (вспомним Канта) современного мира, хотя и часто попираемый по мере возрастания греховности в человечестве и развития апостасии - отхода от веры некогда христианских народов.

Беседовала Татьяна Маковеева

Назад к списку