Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Протоиерей Владимир Лобов: «Нужно стараться донести свой крест до конца»

11 Августа, 2021
Протоиерей Владимир Лобов: «Нужно стараться донести свой крест до конца»

Сегодняшний гость рубрики «Епархия в лицах» - протоиерей Владимир Лобов, ключарь Александро-Невского кафедрального собора.

Детство. Отрочество. Юность

- Родился я 20 декабря 1964 года в городе Кургане. Родители в город переехали их сельской местности. Отец работал в автоколонне 1230, мама сначала работала телефонисткой, затем вместе с папой в автоколонне диспетчером.

- В каком месте Кургана вы жили?

- Начинали родители со съёмных квартир в Северном посёлке, позже – я уже это помню – в общежитии по К. Маркса возле ДКМ. Двадцать  лет стояли в очереди на жильё, потом автохозяйство выделило 3-комнатную квартиру по Пугачёва, 95. Потом перебрались в город в 2-комнатную, позже – доплатили и опять в 3-комнатную въехали по Гоголя-Савельева.

- Родители живы?

- Мама – да, отец уже умер.

- Сколько детей было в семье?

- Двое. Я – старший, потом сестра, которая младше меня на 10 лет.

- В какой школе учились?

- В 31-й. Первую учительницу звали Елена Захаровна. Учился обычно. Окончив 10 классов, поступил в строительный техникум на профессию «техник-механик по ремонту и эксплуатации строительных машин и оборудования». Год проучился – забрали в армию, служил в стройбате в Свердловске. После армии доучился в техникуме.

Год проработал на автобусном заводе - сначала мастером, затем зам. начальника по смене. Трудновато было,  там разговаривали на «трёхэтажном», а меня это коробило (смеётся). После отпуска ушёл на КМЗ, думал, что там порядка больше. Но там оказалось всё жёстче – больше спроса, требований. Поработал там мастером на заготовке инструментов. Потом девушка - комсорг цеха - ушла в декретный отпуск, меня поставили на её место. Когда она вернулась, я снова пошёл на производство, работал на станке.

В перестроечное время с деньгами стало туго,  я ушёл работать в кооператив «Стройпрогресс», где делали плитку под мрамор, потом в другой кооператив – токарем. Последнее время до прихода в храм работал у частника, ездил на «газельке» за товаром в Екатеринбург, Челябинск, Тюмень.

1a01d764-d328-4008-b1ff-0d4824c7d827.jpg

Женился в 1988 году. Ирина из Челябинской области, училась в Перми на фармацевта, сюда приехала на практику. Она с подругой жила на квартире у моего друга в Рябково, там познакомились, стали переписываться. Сначала я к ней гости съездил, потом она сюда приехала, так и завязалось.

ddc0ec35-f57f-4619-a0ab-1dd0b9440062.jpg 

Церковь биографии рабочего

- И когда в биографии обычного советского рабочего появился Бог?

- Бог у меня был всегда, только на заднем плане. В школе веру в Бога тщательно скрывали, потому что за неё преследовали. А у меня мама верующей была и бабушка. Маленький, я у неё проводил целые дни, играл, воспитывался и впитывал православную веру.  Бабушка меня и крестила в младенчестве на дому, а уже полное крещение с миропомазанием я принял в 1991 году вместе с сыном, которому на тот момент было 3 года.

В 1999 году отец Аристарх пригласил меня помогать в Александро-Невский собор.

- Что, прямо с улицы?

- Нет, конечно, я сюда ходил изредка на службу, и мама моя – здешняя прихожанка.

 Сначала меня определили на клирос, в течение двух недель я там стоял, пытался даже читать, а потом меня взяли алтарником. Параллельно два дня работал в храме привратником.

Первый год было трудно, денег не хватало. Жена была недовольна, потому что сильно проиграл в зарплате. Продал «москвича», чтобы долги выплатить. Но из храма не ушёл, ведь сюда я пришёл не в поисках денежной работы, а потому, что у меня появилась вера в Бога. 

5a75a053-f386-4953-886a-269f20f3a44f.jpg

 Через год и два месяца меня рукоположили в диаконы. Надо было созреть до этого: одно дело - пришёл в алтарь и просто помогаешь, другое дело – ты священнослужитель, там спрос другой. Вот я и настраивался, набирался опыта, учился. Жена  потихоньку привыкала к мысли, что будет матушкой. Пока был алтарником, то на епархиальной «волге» ездил по хозяйственным делам. То есть, успевал послужить, а потом днём ещё на машине поездить. Потом машине потребовался ремонт, её продали. Я только вздохнул с облегчением, что работы меньше стало, а меня раз - и рукоположили (смеётся).

Рукоположение в диаконы было в  2001 году, 12 сентября, в престольный праздник собора. Рукополагал меня  епископ Михаил (Расковалов). «Сорокоуст» (40 обязательных служб – ред.) я не до конца прошёл, получилось только 27 Литургий. Посмотрели – претензий ко мне нет, всё более-менее нормально, так что давай, в череду вставай (тогда в соборе было 4 диакона).

ab498ae7-a055-4fa5-8adf-78939ff37090.jpg

Через полгода, весной 2002 года меня рукоположили в священники. Тут я уже полный «сорокоуст» проходил.

Потом потихоньку служил, трудился, как мог.

Ключарь – должность хлопотная

- С какого времени вы являетесь ключарём собора?

- С 2005 года. Отец Аристарх переводился в Санкт-Петербург, предложил эту должность о. Павлу Захарову, он отказался – ответственность большая, не потянуть. Предложил мне – я согласился.  Так и остаюсь им, за исключением того времени, когда в 2012-2015 годах восстанавливался после травмы, полученной в ДТП.

IMG_4195.jpg

- Что подразумевает это послушание?

- Ключарь – это старший священник собора, который отвечает за подготовку  и проведение богослужений.

- Это похоже на настоятельство или нет?

- Ключарь – это помощник настоятелю собора, коим у нас является владыка. Поэтому многие вопросы решает он, а я исполняю его распоряжения по глобальным вопросам. Мелкие проблемы решаю сам. Если в чём-то затрудняюсь, обращаюсь к владыке за благословением – как поступить в этой ситуации.  Настоятель же все вопросы по своему храму и приходу решает самостоятельно, а к вышестоящему начальству обращается, если что-то заходит за рамки его полномочий.  

Лобов.jpg

- Быть ключарем – хлопотное дело?

- Да. Прав мало, а обязанностей много (улыбается). Если на службе у прихожан звонят телефоны – это значит, что ключарь и его подчиненные сотрудницы поработал плохо. Мы объявляем, просим отключить или перевести на беззвучный режим, но не все слышат и делают. К тому же, наш храм находится в центре города, много так называемых захожан, которые не знают, как себя вести в храме.

Раньше, до пандемии, у нас в притворе висели платки и юбки для женщин, чтобы в пристойном виде можно было в храм зайти, поставить свечку, помолиться.  Сейчас эти вещи убрали, чтобы заразу не переносить. Предполагаем, что люди должны быть более сознательными, приходить в храмы в подобающем виде. Конечно, бывает, что женщины в брюках заходят – шли мимо, решили зайти, свечку поставить. Раз такое желание появилось - Господь его в храм привёл, то  мы не имеем права его выгнать, мы только имеем право подсказать, чтобы в следующий раз приходили в храм в надлежащем виде. Но если женщина не хочет платок на голову надеть, то почему она думает, что Господь её услышит и откликнется? Это же не как в миру,  товарно-денежные отношения: вот тебе свечка, исполни, что я хочу. Это просьба, чтобы Господь снизошёл к нам, грешным, к нашим проблемам. А чтобы просьба была услышана, нужно хоть минимальное усилие, труд.

041821 (16).JPG

- Какие из обязанностей ключаря вы выполняете с удовольствием, а какие – потому, что надо?

- Никогда сильно не разделял, потому что понимаю – нужно исполнять всё, что от тебя требуется. При прежнем владыке у меня обязанностей было гораздо больше, отвечал даже за хор, хотя у меня нет музыкального образования. Клирос спел плохо – ключарь  виноват (улыбается). Сейчас у меня голова за хор не болит, я радуюсь этому, потому что на службе уже только молишься и не думаешь, за что можешь получить нагоняй.

Как ключарь, я к службе стараюсь всё приготовить, контролирую, чтобы всё облачение принесли, чтобы икону праздника положили на аналой. Приходится и дежурить по графику, и других иногда подменять.

0T7A0701.jpg

- Женщины, которые трудятся в храме, ваши подчинённые?

- Я руковожу ими через ризничную Любовь Юрьевну Созыкину. Ну, если что-то срочное, говорю напрямую, и человек исполняет.

- А за хозяйственные вопросы ключарь отвечает?

- Раньше – да, сейчас в штате епархиального управления есть человек, который за это отвечает.

- Помимо обязанностей ключаря вы несёте и обязанности приходского священника – совершаете богослужения, исповедуете, причащаете, крестите, отпеваете.

- Конечно. Есть ещё и другие послушания. Я окормляю колонию № 6 в Иковке, езжу  туда раз в месяц, мне помогает иерей Константин Балин.

Ещё я работаю в епархиальной дисциплинарной комиссии (церковный суд). Разбираем ситуации, как поступать, если умер человек, крещёный не полным чином, самоубийц, у которых есть справка о психическом заболевании – разбираемся, есть ли возможность таких людей отпевать. Если люди венчались, но фактически брак уже распался, рекомендуем архиерею признать брак недействительным.

0T7A5701.jpg

- Вы пришли в храм, имея за плечами мирское среднее специальное образование. А духовное есть?

- Обучение закончил, сейчас готовлюсь к защите диплома. Начинал учиться в Тобольской семинарии, потом перевёлся в Екатеринбургскую. Трижды поступал на первый курс, самое смешное – некоторые предметы сдавал по два раза.

Тема диплома согласована с протоиереем Иоанном Никулиным - «Библиотека протоиерея Григория Пономарёва». Много неисследованного материала, который не попал в книги «Лилии полевые». Материалы недавно были переданы в музей Далматовского монастыря, я общался с Ольгой Григорьевной Пономарёвой до её кончины, и с Еленой Александровной Кибиревой.

Жизненные испытания

- Вы упомянули о ДТП. Что произошло?

- В сентябре 2012 попал в аварию на скользкой дороге, получил  два перелома ноги – в колене и тазобедренном суставе. Долго восстанавливался. Лежал в первой городской, в Центре Илизарова. Сделали операцию, вроде, всё было нормально. Потом воспаление лёгких началось, потом тромбоз. До сих пор не могу восстановиться полностью. Каждые полгода стараюсь пролечиваться. Ежедневно выделяю время  на занятия по растяжке,  хожу до гаража и обратно со скандинавскими палками. Мне необходимо как минимум полчаса заниматься лечебной физкультурой, потому что после аварии у меня «подсела» правая часть тела на 1,5 см и растягивать надо всё, начиная с шеи. В организме, оказывается,  всё взаимосвязано! (невесело улыбается).

- Лёжа на больничной койке, вы задавались вопросом, почему это с вами случилось?

- Думал конечно! Для чего-то Господь это попустил,  мы страдаем по своим же грехам. Грехов у каждого много – каемся, исправляемся, ошибаемся опять…

- После аварии и тяжелого восстановления была мысль уйти из храма?

- Не было. Без храма уже невозможно. Прикипел.

- У вас же ещё одно было испытание – пожар в квартире.

Сретение (70).jpg

- Да,  был. Ничего страшного, все живы, даже кошка (смеётся). Правда, она с четвёртого  этажа сиганула, недели через полторы только её в подвале нашли.  В шоке была, но ничего, отошла. И это попустил Господь для чего-то. Надо терпеть, надо дальше жить, с надеждой смотреть вперёд и помнить хорошее.

Уроки жизни

- Всякое в жизни было, но помнится только доброе. Вот в армии – шить научился, подстригать научился, вообще жизнь по-другому увидел, не так, как дома. После армии одно время ходил на курсы кройки и шитья, чтобы можно было сшить что-то посерьёзнее, чем сумки из старых джинсов (смеётся).

Было время, я сантехником подрабатывал в кооперативном доме, плотничал. Учась в школе, научился играть на барабанах. В армии с Сергеем Челобановым немного поиграл, и в Кургане, когда на заводе работал, на праздниках выступали, в красном уголке концерты давали.

Отец научил меня водить автомобиль и рубить бани из кругляка, одну мы с ним вместе срубили.

- Пригодились ли вам эти навыки?

- То, что я играл в ВИА, пригодилось – когда не было звонаря, ходил на колокольню и звонил, как мог. У нас была  бабушка Феоктиста, она показала простейшие приёмы, вот я и звонил.

Идти дальше помогает Господь

- Из фильма их цикла «Вторая половина я узнала, что у вас есть сын, его тоже зовут Владимир. Почему вы так его назвали?

- Ну, не знаю, собрались семейным советом и решили – пусть будет Владимир Владимирович. Ему уже 30 лет, пока не женат.

e901ddb9-9a75-4505-ad43-85cc68095548.jpg

– Среди прихожан Александро-Невского собора много таких, кто вас предпочитают другим священникам. К вам идут на исповедь, обращаются за советом. На какие вопросы вам чаще всего приходится отвечать?

- Чаще всего люди спрашивают, как исповедоваться, недопонимая, что является грехом, а что нет. Часто обращаются с житейскими вопросами, как поступить в той или иной ситуации. Помолюсь, а потом отвечаю по мере своего разумения.

Лобов Вл..jpg

- А бывает так, что вы не знаете, что ответить человеку?

- Что ответить – с таким пока не сталкивался. А вот как помочь – бывает. К примеру, приходит к тебе человек, вернувшийся из мест, не столь отдалённых. Чем ему помочь? Жильё выделить не могу, куда-то пристроить – тоже. Ну, подашь небольшие денежки, чтобы он мог пропитаться какое-то время или уехать к родным, и всё. Конечно, где-то есть специализированные центры для таких бедолаг, но сразу туда не устроиться. Приходят люди, которые 10-15 лет отсидели, жизнь на воле кардинально поменялась, им трудно адаптироваться. У них ни работы, ни жилья, а родственники зачастую не хотят их к себе пускать, боятся.

- Имея такой большой опыт, вы, пообщавшись с молодым человеком, мечтающим стать священником, можете сказать – получится ли у него?

QkVbLe84Fwk.jpg

- Из опыта работы в дисциплинарной комиссии могу сказать, что встречались люди, с которыми не было особых проблем, они служили, мы общались. Но это же поверхностное общение, в душу не заглянешь. И случается, что какая-то мелочь, чей-то поступок  приводит к решению снять сан и уйти из Церкви. Начинаем разбираться – догматически допустимо,  прямых противоречий, запреты не нарушены, а человек предпочитает снять сан и жить мирским чином. Просто, когда ты берёшь на себя этот крест, нужно стараться донести его до конца.

- А в вашей жизни были такие моменты, когда вы пожалели о сделанном выборе?

- Поначалу были такие мысли, потому что приходилось трудно, ведь своя специфика службы есть и у алтарника, и у диакона, и у священника. Не все тонкости сразу постигаешь, не всё получается. Где-то чуть запоздал, где-то не продумал. Много тонкостей и нюансов, которые надо учесть, из-за которых непонятные паузы в службе получаются: хор спел, а священник ещё молитву не дочитал, и возглас с задержкой провозглашается…

Да, такие моменты бывали, но вера в Бога помогала идти дальше.  Трудности есть, но нужно терпеть, молиться, чтобы Господь дал силы преодолеть их, иногда нужно смиряться, даже если тебе кажется отношение к тебе не совсем справедливое.

- Какие события в жизни приводят вас в состояние радости? Что должно произойти, чтобы вы с удовлетворением сказали – я этот день прожил не зря!

0424 (6).jpg

- Служба прошла хорошо – уже радуешься, что не наломал дров. Радуюсь, когда на исповедь ко мне приходит человек с искренним желанием исправиться. К сожалению, грехов у нас всех много, но некоторые свои грехи не хотят осознавать и исправлять их.  Когда человек автоматически перечисляет каждый раз одни и те же свои грехи, понимаешь, что он не хочет хотя бы что-то исправить в своей жизни, подходит к Таинствам формально. Надо трудиться, легко ничего не достаётся.

Радует и каждое наступившее утро – значит, Господь ещё даёт время на покаяние. И погода радует, её разнообразие: то пасмурно, то солнечно, то холодина, а то жара.

Но бывает так, что и священник служит, и хор хорошо поёт, но стоишь в храме, и не радостно на душе. А должна быть тихая внутренняя радость, чтобы чувствовать себя не на земле, а на небе.

Поступать, как добрый отец

- Вы бы посоветовали своему сыну пойти по вашим стопам?

- Да, посоветовал бы. Не знаю, конечно, насколько бы ему хватило сил.

- Вы себя считаете строгим батюшкой?

- Я стараюсь быть лояльным к людям. Если будешь сильно строгим, то человек, не имеющей крепкой веры, испугается, что это тяжело и страшно, и уйдёт к сектантам, где всё просто и весело. К каждому человеку надо относиться по мере его духовных сил, возможностей, духовного уровня. Стараюсь не ставить излишних препонов, а советую делать то, что человеку может помочь. К примеру, пришёл человек с желанием исповедоваться и  причаститься, но  не подготовился – чаю с утра попил или ещё что. Я не ругаю, а по-доброму советую - попоститесь, помолитесь и приходите завтра. Как добрый отец поступает – немного поругает и тут же похвалит. И уж если ругаешься, то надо ругать не самого человека, а его поступки. Так люди  легче воспринимают, им понятнее и доступнее. Так я стараюсь делать, правда, не всегда получается.

- С кого из священников вы брали пример?

- Отец Аристарх хорошо служил, мне нравилось. Он так старался, с трепетом относился ко всему. Владыка Иосиф был очень щепетильный в вопросах службы. Конечно, иногда это было с перегибами. Он требовал, чтобы служба была внешне идеальной, но я считаю, что это должна быть соборная молитва, а  она не получится, если всех трясёт от страха перед наказанием от архиерея.

Лобов В..jpg

С добром вспоминаю, что владыка Михаил относился к нам как к своим сыновьям. Если нужно было решить какой-то вопрос, можно было позвонить ему в Смолино, и он либо сразу отвечал, либо назначал время, когда к нему можно было приехать и решить вопрос.  Это было здорово, прямая связь. Он и пошутить любил, и шутки понимал, вопросы задавал на знание Евангелия, к примеру, как у апостола Петра звали отца? Не давал мозгам расслабляться. Ещё он умел прощать.

- Ваш жизненный девиз?

-  «Движение – это жизнь!».  Я это ясно понял в последнее время. Надо двигаться, быть в хорошей физической форме, чтобы нормально служить, успешно решать все дела в храме. Свои личные дела (ремонт в квартире, ремонт автомобиля) предпочитаю доверять специалистам, деньги отдашь – и тебе всё сделают. А сможешь нормально служить – всё остальное приложится, Господь даст всё, что тебе необходимо!

0T7A6056.jpg

Беседовала Татьяна Маковеева.





Назад к списку