Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Протоиерей Николай Чирков: «Пост должен радовать человека»

31 Мая, 2020
Протоиерей Николай Чирков: «Пост должен радовать человека»
В 2020 году Великий пост начался 2 марта. О том, что это за время, как к нему надо готовиться и проводить, о наиболее частых ошибках, которые совершают постящиеся, с настоятелем Рождественского храма города Кургана митрофорным протоиереем Николаем ЧИРКОВЫМ беседует руководитель пресс-службы Курганской епархии Татьяна Маковеева.

Интервью опубликовано в февральском номере газеты «Православное Зауралье» под рубрикой «Епархия в лицах»

- Отец Николай, что такое Великий пост?
- Этот пост установлен в христианской Церкви практически с начала ее основания в память о посте Господа Иисуса Христа, который, перед тем, как выйти с общественной проповедью, постился в пустыне 40 дней. Культура поста известна в истории, многие цивилизации обосновывали свой пост в качестве особой духовной практики. У них даже сложилась соответствующая поговорка: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». В Ветхом Завете можно видеть, что ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, происходившие в наиболее важных чрезвычайных обстоятельствах – в моменты скорбей, войн, лишений. Древние израильтяне постились, чтобы их молитва была услышана Господом и исторический путь народа был исправлен.
Великим этот пост называют потому, что в эти святые дни мы переживаем жизнь Христа, как бы становимся одними из самых скромных учеников нашего Спасителя. Не зря в период Великого поста прочитывается всё Святое Евангелие – чтобы нам освежить память, чтобы мы были не наблюдателями, а соучастниками трёхлетнего служения Спасителя, Его проповедей; на Страстной Седмице были свидетелями предательства, Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа. Это очень важно.

- Чем Великий пост отличается от других постов, проходящих в течение года?
- Три остальных многодневных поста готовят человека к соответствующему важному мировому событию: к встрече Рождества Христова, к Успению Божией Матери, к празднику первоверховных апостолов Петра и Павла. А в дни Великого поста мы обновляем свою веру, личным покаянием противостоим греху, сострадая Христу. Великий пост готовит нас к главному чаянию всех христиан – Воскресению Христову! «Если Христос не воскрес, то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша», - говорит апостол Павел в первом послании Коринфянам. Поэтому эти дни очень важны для каждого человека.

– В чем значение Великого поста?
- Главная суть Великого поста в том, чтобы человек внутренне преобразился, покаялся, и поэтому в три подготовительные к Великому посту недели на всенощном бдении мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Но надо отметить, что покаяние не цель, а только путь к цели христианской жизни – достижения дверей Царства Божия. Человек в современном мире подвержен огромному количеству искушений, настрадавшись, порой он хочет изменить свою жизнь, свой характер, привычки, но не хватает сил и сам этого сделать не может. А когда приходит в Церковь, то узнаёт простую истину – надо просить Бога, чтобы Он помог изменить жизнь, настроиться на эти изменения правильным образом, принять и опереться на опыт святых отцов. И тогда человек почувствует, как ослабевает грех, как проявляется благодать Господня. Он реально ощутит это в период Великого поста.
Человек состоит из тела, души и духа. Европейский философ Людвиг Фейербах сказал: «Человек есть то, что он ест». Значит, тело человека при соблюдении поста начинает утончаться, лучше слышать, анализировать, видеть, чувствовать. Это помогает и душе развиваться в правильном направлении своего внутреннего обновления. Ведь очень важно, что человек читает, какую слушает музыку. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Так вот, сокровище – это когда человек встречается с Богом, момент общения с Ним. Великий пост как раз и нужен для того, чтобы эта встреча произошла, чтобы человек не был одинок в этом мире, не заблудился в нём, чтобы ему не было безнадёжно трудно, чтобы в любых ситуациях он мог найти выход.

- Как готовиться к посту?
- Подготовка к Великому посту – вся жизнь человека. Мне кажется, человек не должен выходить из какого-то духовного поста всю жизнь, должен постоянно иметь самоконтроль. Поэтому христианин, приближаясь к посту, уже знает, что ему надо преодолеть в эти святые дни, он уже ставит перед собой самые сокровенные задачи.
У каждого свой жизненный путь, и каждый должен сам определиться с этим. Не просто поменять питание (не вкушать мясного, молочного, перейти на овощи и крупы) – это только средство, а не цель. Главное всё же – изменение сердца. Покаяние - это в переводе с греческого «изменение ума». На современного человека воздействует мощнейший поток информации, которая выбивает его из нормального внутреннего состояния. И, я бы сказал, что без Церкви человеку в современном мире жить опасно и тяжело. Здесь он находит тихую пристань, где Бог открывает суть его внутренних проблем и подсказывает их решение.
Главное – пост должен радовать человека, иначе не будет ни восстановления, ни укрепления, ни душевной ясности, ни доброго примирения. Среди постящихся не должно быть унылых лиц. Наоборот, в Священном Писании говорится: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18)
Надо постараться простить обидчиков, примириться со всеми, и тогда та жертва, которую человек приносит в храм, будет принята Богом.
Чтобы настроиться на Великий пост, очень важно побывать на богослужении первые четыре вечера – с понедельника по четверг, где читается Великий Канон преподобного Андрея Критского. В эти дни царит особая атмосфера в храме, мы слышим всю земную историю отношений человека и Бога. Она проходит перед глазами – в образах, в символике, в персоналиях Ветхого и Нового завета.

- Как правильно поститься?
– Пост – это время, когда человек сосредотачивается на внутреннем ритме своей души, ограничивает себя не только в определённых видах пищи, но и в её количестве, а также в своих пристрастиях, развлечениях. Некоторые на время поста перестают смотреть телевизор, кто-то не посещает увеселительные мероприятия, развлекательные программы.
Каждый человек должен сам решить, как провести пост. Кто-то проведёт его серьёзно, по-монашески, кто-то сделает первый маленький шажок ради Господа, к примеру, ограничит себя в курении. Это будет для него очень серьёзным подвигом, и он будет Господом принят.
Слово «пост» имеет ещё одно значение - место для осуществления наблюдения, контроля или охранения. Мы тоже можем стоять на посту своего сердца и пропускать в него только полезное. Мы научаемся, приобретаем опыт духовной жизни, и тем самым сохраняем в душе образ Божий.
Очень важно усвоить наставление преподобного Исаака Сирина: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудевает, то первые будут напрасны».

- Какие и когда бывают послабления в посте?
- Да, послабления бывают – детям, беременным женщинам, больным и престарелым людям. Всё индивидуально, как здоровье позволяет. Вопрос этот решается с духовником. От приёма пищи не зависит Суд Божий, но в то же время поститься человеку очень полезно и, если человек физически здоров, то пост приносит только пользу.
В Великом посту два раза разрешается вкушать рыбу – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (12 апреля).
Новоначальные христиане, обычно, очень самоуверенны, заявляют, что для них Великий пост прост лёгок. Но когда они входят в пост по благословению священника и открывают для себя вторую сторону поста – духовную, то понимают, насколько это трудно. Трудно себя ограничить в каких-то греховных наклонностях – в гневе, раздражительности, в осуждении. И невольно рождается молитва к Богу о помощи: «Господи, отверзи мне двери покаяния, исцели меня от этого греха». Всё это от того, что шли мы по жизни без Бога, не зная заповедей своего Творца. И как раз Великий пост помогает человеку «прийти в себя», силой Божественной благодати возвращает на правильный путь. Человек многое начинает постигать, понимать, что причина житейских трудностей лежит не в окружающих, а в нём самом.

- Считается, что Великий пост – дни особого милосердия.
- Да, это так. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». В душе человека пробуждаются светлые стороны, он начинает смотреть на окружающих другими глазами. Милость имеет разные формы. Доброе слово, добрый взгляд, у кого-то попросить о прощении, кому-то помочь, кого-то навестить. Человек, уделяющий ближнему своё время, заботу, внимание, делается лучше. Не плести интриги, не враждовать, стараться, чтобы Господь вошёл в отношения между людьми. Мы на практике познаём, что такое «творить заповедь».
- Ваши пожелания постящимся?
- Пожелание такое – не упустить время, стараться прожить пост так, чтобы научиться возвращать себя в настоящее время, ценить ту минуту, в которой ты живёшь сейчас. Не жить памятью о прошлом, не мечтать о будущем, которого нет. Жить настоящим. Это и есть настоящий подарок Господа. Английское слово «present» (настоящее время) переводится на русский язык как «подарок». Мне хотелось, чтобы потом, когда пройдёт пост, а он пролетит быстро, не было сердечного сокрушения: «Я же ставил задачи, думал изменить себя, но ничего не получилось». И те благодатные изменения, которые произойдут обязательно в душе человека, прошедшего Великий пост, надо относить к Богу, а не к своим личным заслугам, личному подвигу. Это Господь помог справиться. И если человек и дальше будет Его слушаться, если с желанием будет входить и в следующий пост, то в душе снова произойдет чудо преображения. Благодаря Богу, за Которого нам надо крепко держаться.

Назад к списку