Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

У истоков. Реставрация собора (1991-2008 годы)

13 Марта, 2023
У истоков. Реставрация собора (1991-2008 годы)
Елена Кибирева,
член Союза писателей России,
зам. председателя первого приходского совета храма с 1991 года,
главный редактор православного издания «Звонница».

Кибирева 1993 год.jpg

Борьба за возвращение храма

В июне 1988 года в СССР отмечали 1000-летие Крещения Руси. В эти годы в стране провозгласили «перестроечное» время и потребовали от Советского фонда культуры «сохранять и приумножать... духовные традиции народа». Фонд культуры Курганской области возглавлял Герман Алексеевич Травников, заслуженный художник России. «В то время, - вспоминал Герман Алексеевич, - мы рассматривали вопросы восстановления Далматовского монастыря и, конечно, передачи верующим Александровского храма в Кургане».
В свете новых директив с просьбами о передаче храма верующим к курганским властям обратилась православная община города под председательством Вениамина Сергеевича Костина.

По просьбе Курганского горисполкома силами педагогического института был проведен опрос представителей «основных социально-демографических групп» города, который показал, что 70,8 процентов населения Кургана высказались: «Полностью одобряю». Но принципиального решения о передаче принято не было. Кроме того, активизировались противники передачи храма, всячески препятствуя требованиям верующих.

865cdc1e-6a2e-473a-89ff-c238121d9f2d.jpg

7 января 1989 года в Москве проходило заседание совета учредителей и правления Советского фонда культуры, на котором Г.А. Травников, по совету Д.С. Лихачева, лично вручил Раисе Максимовне Горбачевой письмо от верующих Кургана с просьбой о содействии в передаче храма. «Через неделю, — рассказывает Герман Алексеевич, — на имя первого секретаря Курганского обкома партии Александра Николаевича Плеханова пришла телеграмма: “...Разобраться и доложить”».

Осенью 1989 года решением Курганского облисполкома № 291 от 25 сентября здание храма передали верующим. Но краеведческий музей, расположенный в здании храма, не торопился выезжать. К тому же, в области произошла ротация власти, исполнение решения затормозилось.
От верующих снова полетели обращения: депутату Верховного Совета СССР от Курганской области А. Н. Плеханову (это было уже третье по счету письмо к нему), Б. Н. Ельцину, к разным властным структурам и авторитетным гражданам Кургана.
Священник Николай Чирков лично обращался за помощью к Гавриилу Абрамовичу Илизарову, директору знаменитого ортопедического центра КНИИЭКОТ. Ему было направлено письмо, что больные, приезжающие со всего мира лечиться в клинику, возмущаются, что в городе нет ни одного храма.
Действенную и неоценимую помощь по возвращению храма верующим оказали курганские знаменитости художник Герман Травников и писатель Виктор Потанин. Однако в редакции местных газет и лично Потанину после его публикаций в защиту Церкви посыпались гневные письма атеистов с протестами и угрозами.
Наконец, местные власти постановили перевести краеведческий музей в городской выставочный зал, и передали здание религиозной общине.

Начало восстановления

Первым настоятелем возвращенного храма был назначен священник из Свято-Духовского храма посёлка Смолино Аристарх Егошин. Осенью 1991 года образован новый приходской совет, в который вошли отец Аристарх, казначей Татьяна Ивановна Махнина и я.

6d13668b-0589-4c67-9d7c-7502e2a522ed.jpg

В составе приходского совета храма я оказалась так. В 1990-м году мы с детьми отдыхали в Одессе в семье старосты одного из храмов Одесской епархии. Там я и покрестилась. Вернувшись в Курган, приехала в Смолино, чтобы причаститься, именно 24 июля, в день святой равноапостольной княгини Ольги. Это был год передачи храма верующим. Так как я работала на производстве, то стала помогать отцу Аристарху в организации хозяйственной деятельности нового прихода. Родители мои — инженеры-строители, мама работала в «Стройтресте-74» под начальством почетного строителя города Евгения Моисеевича Розенбаума.

971335b8-c45a-49ac-a1ce-86ecf83422a9.jpg

Папа, Кутин Александр Васильевич, много лет трудился директором одного из курганских заводов железобетонных изделий, а перед пенсией возглавил проектный отдел в институте «Кургангражданпроект»; в этом же отделе работали архитектор В.П. Скобелев и конструктор Н.П. Митрохин, они дружили с моими родителями и часто бывали в нашем доме. Их и пригласили в храм для работы и консультаций в вопросах реставрации. Папа пришел в собор вслед за мной и руководил, как прораб, всеми строительными работами в храме, пока на Вознесение, в 1995 году, не преставился. На его отпевании владыка Михаил стоял гроба, а провожали папу под мерный звон благовеста звонницы, которую он и построил.

aec9015d-0f1c-465f-a038-4afbbee74499.jpg

Первые месяцы после передачи храма отец Аристарх служил один. Службы совершались часто, каждую неделю служили молебен с чтением акафиста святому благоверному князю Александру Невскому. В алтаре на каждой Литургии возносили поименно молитвы об упокоении семьи купцов Смолиных, а также первых служителей и строителей церкви.

Восстановление Александровской церкви города Кургана началось в декабре 1991 года. Первым постановлением приходского совета на общем собрании стало решение о строительстве звонницы-часовни, так как предварительные исследования показали, что разрушенный фундамент храма не выдержит нагрузки, и восстановить храмовую колокольню высотой 50 метров, какая была заложена в исходном проекте, невозможно. Подвалы здания при музее из года в год по весне наполнялись водой, к лету вода уходила, так что за многие годы древняя кладка шириной в несколько кирпичей превратилась в сито и ослабла. Нагружать такое здание и восстанавливать над ним колокольню, конечно, было чрезвычайно опасно.


Первоначальный облик храма был утрачен. Колокольня и пятиглавие над четвериком разрушены. На чердаке горы битого кирпича, голубиного помета, мусора. Мусором были завалены дымоходы и вентиляционные каналы. Специалисты дали заключение, что вентканалы для циркуляции в стенах теплого воздуха от печей восстановлению не подлежат. В первый же месяц зимы прихожане и работники храма вычистили все чердаки, собрали обломки старого кирпича, вывезли за город несколько грузовых машин с мусором.

11. Так выглядел алтарь.jpg

Деревянные стропила под крышей прогнили и могли обрушиться. Алтарь был осквернен: все окна заколочены железом, росписи замазаны масляной краской. Иконостас отсутствовал. При музейной власти в храмовом четверике был планетарий, в котором проводились платные сеансы «звездного неба» для демонстрации астрономических явлений. В трапезной части храма стояли музейные чучела животных - лоси, олени, рыси, лисицы, волки - гордость местных краеведов. Окна здесь также были наглухо забиты железными листами.
Как музейные экспонаты, в позднем пристрое к храму хранились старинные иконы. Пока их не вывезли в новые хранилища, работники храма каждый день прикладывались к ним как к самым дорогим святыням и молились о том, чтобы поскорее начались богослужения. Позднее некоторые из икон были переданы в возрождающиеся храмы Зауралья.

12.1.jpg

Само здание храма и современный пристрой соединял длинный застекленный переход с экзотическими растениями, из которого всегда несло холодом. А во дворе, почти рядом с алтарем, стоял на постаменте старый советский трактор - экспонат музея, его убрали с территории одним из первых. Позднее разобрали переход в пристрой - надо было освободить путь вокруг храма для крестных ходов.


Невероятный энтузиазм

Музей вывез из кабинетов всю хозяйственную мелочевку, вплоть до розеток и лампочек, но мы не отчаивались. С первых дней после передачи храма строчили письма подряд во все организации города, просили у всех всё, что можно: гвозди, фуфайки, валенки, рабочие халаты, удлинители, обогреватели...
На автобусном заводе, где я ранее работала, мне часто доводилось заниматься бартерными сделками - выменивать, выпрашивать, уговаривать директоров заводов: «Мы вам автобусы (КавЗы), вы нам - микроскопы...». Поэтому попросить фуфайки, рукавицы и известь для храма было проще простого. Даже весело. Я знала кабинеты всех замов по АХЧ - где, у кого и что можно попросить. Целыми днями ездила на приемы к большим начальникам, рассказывала им, как важно для города восстановить храм, как ждут этого события горожане и почему небесным покровителем нашего города является святой Александр Невский.
На более важные встречи ходил сам отец настоятель. Интерес к нему был повышенный - настоящий батюшка, в черном подряснике, в бархатной скуфье, со священническим крестом, в длинных офицерских сапогах. Многие видели священнослужителя в первый раз в жизни. Мы приходили в важные кабинеты, раскидывали на директорских столах большие альбомы с чертежами и эскизами, и отец Аристарх брал слово. Батюшку заслушивалась… И знаете, мало кто из светских директоров отказывал в просьбах о помощи.

5. После выезда музея и небольшого ремонта.jpg

Какой-то невероятный энтузиазм царил в городе в те годы. Соскучились люди по вере. Ведь все мы были наполовину воспитаны нашими дорогими бабушками, ели в детстве сладкие замороженные сырники в Рождество и весело «кокались» (бились) крашенными луковой шелухой яйцами в Пасху. В Курганской области за годы безбожной власти почти все храмы были взорваны и разрушены, но большинство наших бабушек хранили втайне старинные иконочки и вымаливали своих мужей с Отечественной войны.

13. Освящение Звонницы 6 декабря 1993 года. Фото Александра Алпаткина.jpg

Эти иконы и стали приносить в нашу церковь по мере её восстановления. Люди видели, что поднимаются кресты над Александровской церковью, видели, что строится звонница и уже поплыл колокольный звон над городом, и несли в храм драгоценные святыни. Вот «Исцелительницу» принесли, «Пантелеимона» — иконы афонских иконописцев. Откуда они? Оказывается, проходили когда-то через зауральские земли купеческие торговые караваны, и везли купцы иконы, писанные на Афоне и заказанные торговыми людьми.

До революции в Зауралье было построено и действовали более 280 храмов. А к 1991-му осталось, может, с десяток… Первые иконы, которые заказал приход, были писаны на холсте, — «Казанская», «Св. вмч. Варвара» и «Св. прп. Сергий Радонежский». Позднее иконы стали заказывать прихожане, которых с каждым годом прибавлялось. Так, икону «Всецарица», которую с молитвами торжественно встречали всем собором, заказала и оплатила р. Б. Ирина.

Первые службы, первый иконостас

9.1 Иконостас заносят.jpg

5 декабря 1991 года в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского отслужили первое всенощное бдение. Это был престольный праздник Александровской церкви.

С чего начать реставрацию Александровской церкви, решали соборно. Постановили — построить на территории храма звонницу-часовню, заказать несколько проектов для восстановления внешнего и внутреннего облика церкви в соответствии с исторической запиской, обратиться в городскую и областную администрацию за финансовой и технической помощью. Били, что называется, во все колокола. И полетели в города и веси сотни писем от приходского совета Александровской церкви с просьбами о помощи в реставрации, единственного в Кургане храма. Пожертвования поступали на счет молниеносно.

19. Первый приходской совет храма - казначей Татьяна Ивановна Махнина отец Аристарх настоятель и Елена Кибирева.jpg

Небольшой экскурс в прошлое — записка бухгалтера настоятелю храма о первых пожертвованиях: «Перечислено денег от организаций на 20.12.91г.
1. Кургансельмаш перечислено 13.12.91 — 25 тыс. руб.
2. Курганский машиностроительный завод 16.12.91 — 15 тыс. руб.
3. Газета «Курган и курганцы» 06.12.91 — 28 руб. 80 коп.
Итого 40 т. 28 р. 80 коп. Бухгалтер Т. Махнина»

Весной 1992 года, когда начал таять снег, обнаружилось, что из старых оконных проемов барабана над трапезной частью течет вода и заливает середину храма прямо во время службы. А потом пошли дожди... Так мы и служили, подставляя тазики и ведерки под струйки воды.

1. 14 марта 1993 года первая служба Владыки Михаила в соборе его представил архиепископ Мелхиседек..jpg

Первый иконостас соорудили из подручного материала, закрыли плитами ДВП. Очень помог тогда предприниматель Сергей Еремеев, будущий батюшка – он закупил почти весь материал, чтобы оборудовать алтарь и организовать все необходимое для первых богослужений.

Все делали своими руками; послушник Феодор, перешедший в приход из Свято-Духовского храма, для каждого праздника мастерил и украшал аналойные иконы в деревянных киотах. Царство ему Небесное Первые самодельные подсвечники в храме были квадратные, большого размера и наполнены песком, который постоянно заплывал огарками свечей - так много людей приходило в церковь.

TvL0vMTjeNoPx4eAGr2dbAGCKBe5AehmL6UCs54-xTurZA25HScLqjiA1Uah1UNTMtpePy-GJVycWpegATzUvw4u.jpg

Для изготовления деревянных частей каркаса иконостаса и клиросов по проекту архитекторов Троице-Сергиевой лавры, а также новых входных дверей, козырьков и всех оконных рам требовались качественные заготовки кондовой сосны, просушенные по особым технологиям. Такой лес из крепкой многослойной смолистой сосны в Курганской области числился только в Чимеевском леспромхозе.
Там мы приобрели 15 кв. м. кондовой сосны особой прочности, вывезли ее на Курганский автобусный завод, с которым заключили договор на изготовление всех деревянных деталей по утвержденным проектам.

6. Я отец Аристарх и отец Георгий московский архитектор.jpg

Надо сказать, что в селе Чимеево Белозерского района наш приходской совет (настоятель отец Аристарх, казначей Татьяна Ивановна Махнина и я) бывал часто. Мы молились перед черноликой иконой Божией Матери и просили помощи в реставрации храма. Отец Евгений Храмов, афонский монах, в то время настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Чимеево, преподнес в дар нашему собору большой напрестольный серебряный крест. Помню, что этим крестом в своем теплом доме, около горячей железной печи он благословил нас удивительным монашеским благословением: повернул каждого по часовой стрелке и с четырех сторон медленно с молитвой перекрестил.

8. Первый рабочий иконостас и первые активисты храма. Все имена есть в Звоннице.jpg

Автобусный завод под руководством Виктора Григорьевича Назаренко стал одним из первых, кто откликнулся на призывы о помощи в реставрации храма. На заводском предприятии «Моделит» (руководитель Сергей Александрович Ларин), при инструментальном производстве, смолистую древесину разрезали на нужных размеров заготовки и несколько месяцев сушили под прессом по специальной технологии, прежде чем приступили к изготовлению всех деталей.

Было весело и радостно наблюдать, с каким старанием и как бережно мастера модельного дела работают с будущими иконами и «царскими вратами». Перед тем, как перевезти детали будущего иконостаса в собор, рабочие собрали в цехе черновой каркас и проверили все размеры, только после подгонки, убедившись в качестве, повторно изготовили все детали из кондовой сосны. Сюда же вошли 35 иконных досок, изготовленных по особенной технологии. Качество работы принимал лично Юрий Иванович Савин, московский архитектор, разработавший проект интерьера и чертежи. Общая стоимость работ на 1 июня 1994 года, согласно договору, составляла 12 155 958 рублей. Оплачивала администрация, это же был московский проект!

Запомните их имена

2. Художественный Совет архитектор Статных Галина Алексеевна.jpg

Проект реставрации храма был выполнен через архитектурно-проектную мастерскую при Курганском Союзе архитекторов РСФСР «Курганархпроект» (директор Вадим Павлович Скобелев). Руководителем творческого коллектива для выполнения проекта реставрации была выбрана архитектор-реставратор Галина Алексеевна Статных, на тот момент она работала ведущим архитектором в проектном институте «Кургангражданпроект». В состав творческого коллектива входили главный инженер проекта Николай Петрович Митрохин и составитель исторической записки, искусствовед Борис Николаевич Карсонов.

Проект внутрицерковной утвари (в том числе иконостаса, клиросов, солеи, киотов, кованых решеток и столярки...) выполнил архитектор Троице-Сергиевой лавры Юрий Иванович Савин (отец Георгий).

7. Художественный Совет Юрий Иванович представил свой проект интерьера.jpg

Экспертизу проекта общей реконструкции храма провели в архитектурно-художественном отделе Троице-Сергиевой лавры, отправив на согласование 9 альбомов (председатель отдела иеромонах Филарет).

Проект строительства звонницы-часовни выполнил «Курганархпроект» (авторы проекта Вадим Павлович Скобелев, конструктор Николай Петрович Митрохин).
Проект «Инженерно-геодезические изыскательные работы по состоянию фундамента» выполнили в тресте «Кургантисиз».
Проект «Укрепление фундамента храма» выполнил инженер с ученой степенью и авторским лицензионным правом из «Челябметростороя» Николай Михайлович Сухоруков.

3. Архитектор из лавры Савин Юрий Иванович.jpg

Проект реставрации собора был рассмотрен на Градостроительном Совете у главного архитектора города Юрия Александровича Выродова 11 сентября 1992 года. В протоколе № 13 прописано: «Согласовать эскизный проект… Отметить отличное качество проектной документации и полноту представленного материала… Провести анализ существующего состояния конструкций стен и фундаментов, на основе которого разработать мероприятия по их усилению и предотвращению дальнейшего разрушения…».

Автор проекта реставрации Галина Алексеевна Статных ещё в 1978/79 годах прошла на базе научно-реставрационного объединения «Росреставрация» в научно-реставрационной производственной мастерской Новгорода обучение по специальности «Методика реставрации памятников архитектуры» и работала несколько лет архитектором-реставратором в научно-производственном объединении «Росреставрация» сначала в городе Тобольске, затем в Москве. Поэтому она в 1991 году возглавила эту работу в мастерской «Курганархпроект». Позднее Галина Алексеевна осуществляла авторский надзор над реставрацией храма в период строительства колокольни и пятиглавия над четвериком храма.

zia3M726GtQ.jpg

Много тёплых слов хочется сказать о Борисе Николаевиче Карсонове, авторе исторической записки, с которой и началась работа над проектом реставрации собора. Борис Николаевич — историк, искусствовед, журналист, писатель, краевед, архивариус - человек, жизнь которого живой нитью связана с судьбой Александровской церкви! Историческую записку, написанную в 1991 году, Борису Николаевичу заказала Галина Алексеевна, по рекомендации Германа Алексеевича Травникова. Благодаря Борису Николаевичу стало возможным перезахоронение в августе 1992 года осквернённых останков меценатов храма Димитрия и Елизаветы Смолиных. В 2005 году в бывший склеп купцов Смолиных у алтаря собора перезахоронили останки почивших в начале прошлого века протоиереев Иоанна Волкова и Димитрия Матвеева, опознание которых стало возможным при непосредственном участии Б. Н. Карсонова и благодаря его архиву. Эти захоронения были обнаружены возле Богородице-Рождественнского собора, частично сохранившегося на территории бывшего завода ЗДС в Кургане.
К реставрации привлекались лучшие специалисты и производственники Кургана, Челябинска, Златоуста, Екатеринбурга, Воронежа и Москвы. Кстати, все хозяйственные работы — проект теплового снабжения собора, проект электроснабжения, расчет мощности и нагрузок, монтаж нового электрооборудования, — надо было выполнять заново и переоборудовать все помещения именно под нужды храма и алтаря. Как сложно было освобождать из-под закрашенных масляной краской росписей старые прогнившие провода, варварски нарушившие красивый травяной орнамент XIX века.

Освящение звонницы

4. Строители Звонницы архитектор Скобелев мой папа прораб Кутин Александр Васильевич и др..jpg

Зимой 1993 года звонницу-часовню, которую строили всем городом, освятили в честь Чимеевской иконы Божией Матери «Казанская». Колокола отлили в компании «Пятков и К» в городе Каменск-Уральский. В этом же городе обучили колокольным переливам первого звонаря, Стаса (Царство ему Небесное!). Самый большой колокол «Благовест» выкупило для звонницы предприятие «Гвоздика», другие два колокола весом 80 и 178 килограмм общей стоимостью 125 260 рублей приобрел в лизинг акционерный коммерческий банк «Зауральский бизнес» и передал их на баланс собору. Остальные колокола выкупили городские предприниматели.

На освящение звонницы, чтобы услышать первый колокольный звон, собралось столько народу, что, буквально, яблоку негде было упасть. Люди по-настоящему ликовали. Для исполнения этого проекта были вовлечены практически все предприятия города, поэтому для горожан это был настоящий праздник. На колокольню поднялся мэр города Анатолий Федорович Ельчанинов. Кажется, он сам чувствовал себя именинником. Он, действительно, активно помогал и участвовал во всех наших делах.

14.3.jpg

Вскоре реставрационные работы по храму приостановились - в Кургане не оказалось грамотных специалистов по укреплению раскисшего фундамента. Старинные кирпичи из подвальной кладки в выборочных местах были настолько подточены грунтовыми водами, что буквально рассыпались в руке, а без укрепленного фундамента возводить четверик и колокольню категорически запрещал градостроительный совет. Что делать?
Как человек, малоопытный в духовной брани, но взявший на себя часть ответственности за исполнение серьезных проектов, я отчаялась. Помню, что от постоянного напряжения у меня начались параксизмальные головные боли, ни на минуту не утихающие, - мы все трудились в соборе без выходных, без отпусков. И вот, наконец, мне благословили поездку на Валаам…

14.2.jpg

В архиве у меня есть одна записка, с которой я, приехав в Санкт-Петербург, обратилась к митрополиту Иоанну (Снычеву). А случилось это так. На Смоленском кладбище, куда я пришла поклониться блаженной Ксении Петербургской, начиналась служба в храме Смоленской иконы Божией Матери. Встречали митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Я быстро схватила ручку и написала записку: «Высокопреосвященнейший Владыка Иоанн! Прошу Ваших святых молитв... Мы построили звонницу, восстанавливаем храм святого благоверного князя Александра Невского. Вступила в духовную брань…Помощи мало… На грани отчаяния... Смиренно прошу Ваших святых молитв. Зам. председателя приходского совета, р. Б. Елена».

Не успела я подойти к владыке под благословение, протянув ему записку, он положил свою теплую руку мне на голову и, так и не прочитав записку, сказал: «Помолюсь... Помолюсь...» Записку эту я храню до сих пор. Прошло уже тридцать лет.

14.Освящают и устанавливают на четверик главки с крестами.jpg

Кстати, специалиста по укреплению фундамента, инженера с научной степенью и авторской лицензией порекомендовали настоятелю храма отцу Аристарху в «Челябметрострое». Именно метростроевцы из Челябинска приезжали к нам в Курган со своей сложной техникой, и методом инъектирования (впрыскивания в кирпичную кладку специальной бетонированной смеси под высоким давлением) укрепили хлипкий фундамент собора, начиная с его подошвы, так что в подвал никогда больше не поступало грунтовых вод во время паводков. Несколько лет архитекторы и конструкторы проекта реставрации наблюдали за состоянием укреплённого фундамента, затем сделали новые научные замеры и, в конце концов, строить соборную колокольню нам разрешили.

Образование епархии

22 февраля 1992 года Курганскую епархию образовали как самостоятельную кафедру, и в Курган приехал Преосвященный владыка Михаил. Это было накануне Пасхи, в марте 1993 года. Представил будущего владыку Михаила архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек. Именно он, будучи архиепископом Екатеринбургским и Курганским, освящал наш храм после передачи его верующим. Храму дали статус кафедрального собора, и все реставрационные работы по восстановлению его внешнего облика значительно ускорились.

06111f04-0fa5-4199-93c1-7845d11e767d.jpg

Надо сказать, что за всеми работами по реставрации, буквально за каждым шагом, начиная с 1992 года, наблюдали члены общественного художественного совета, созданного при храме сразу после передачи здания верующим. В совет вошли известные художники, ведущие архитекторы, журналисты городских газет, специалисты из профильных музейных отделов и руководители отделов культуры и охраны памятников городской и областной администраций. Они искренне советовали, подсказывали, опекали. Это был первый опыт в городе — реставрация культового сооружения после долгих лет гонений на Церковь. К тому же, Александровская церковь охранялась государством как памятник архитектуры и упоминалась в Большой Британской энциклопедии за свою красоту. Именно поэтому приходской совет и обратился к профессионалам - архитекторам лавры за экспертизой общего проекта реставрации храма и за проектом по интерьеру церковной утвари. Получив одобрительное заключение, мы представили проекты художественному совету храма. Оба проекта курганские специалисты одобрили единогласно. Представить свои чертежи приехал архитектор из лавры Юрий Иванович Савин. Привез собранный макет будущего храма, цветные чертежи церковной утвари. Есть соответствующий протокол и фото с этого мероприятия!

10. Макет собора его сделал Савин Ю.И..jpg

Мы проходили множество самых разных согласований и одобрений — каждую бумажку носили по множеству учредительных кабинетов, регистрировали, ставили исходящие и входящие номера, чтобы письма и прошения не затерялись. Приглашали больших начальников на экскурсии по храму, показывали, рассказывали.

Главные помощники

CUCXxIiBs8zERcpYZ3IAajQeqSwCisAhaUMTD0Mxs3nvm1AHLN2cHPAMGVG35UzTxrsa9hMKiDgl6vw6PWCJsmyP.jpg

Особую помощь в реставрации храма и строительстве звонницы нам оказал кузнечный завод ОАО «Курганмашзавод» и лично директор Вячеслав Михайлович Тяжельников. По эскизным чертежам архитекторов Троице-Сергиевой лавры, специалисты завода (а именно, мастер по художественной обработке металла Анатолий Иванович Патраков, курганский художник и скульптор) изготовили кованые решетки и винтовые кованые лестницы для храма и для звонницы-часовни, а также петли, накладные детали и гвозди для установки новых входных дверей. Анатолий Иванович, мастер своего дела, лично продублировал все размеры будущих решёток, сам обмерил оконные проемы. В итоге, новые решетки в точности повторили дизайн Николая Александровича Юшкова, первого архитектора Александровской церкви. С Вячеславом Михайловичем Тяжельниковым, представителем уважаемой в городе династии производственников, работалось удивительно легко и приятно. Он откликался на все наши просьбы о помощи, давал добрые советы и, можно даже сказать, опекал нашу неопытность в делах строительных. Это были первые годы реставрации храма. Низкий поклон Вам, Вячеслав Михайлович!

Неоценимую помощь в реставрации Александровской церкви оказало предприятие АО «Корвет» во главе с директором Анатолием Васильевичем Черновым. Летом 1993 года на «Корвете» были отлиты бронзовые ручки для всех дверей храма и строящейся звонницы. В дальнейшем Анатолий Васильевич стал главным меценатом храма.

Главный меценат храма

Строительство колокольни началось с укрепления фундамента, основные затраты легли на ОАО «Корвет. Начиная с 2002 года, были выполнены работы на сумму 4 млн 838 тыс. рублей. Шатёр и главный крест колокольни, а также главки четверика заказали в городе Трехгорном Челябинской области, на специализированном предприятии «Златоуст 36».

20.Гусаров Иван Васильевич руководитель строительства колокольни единственные фото. Ныне он покойный. 2004 или 2005 год.jpg

Также на средства «Корвета» в 2006 году по чертежам конструктора Анатолия Васильевича Струкова в Воронеже были изготовлены и установлены на колокольне куранты, это более 2 млн. 300 тыс. рублей. Идея курантов принадлежала Преосвященному епископу Михаилу. Ни в Екатеринбурге, ни в Челябинске на тот момент не было ни одного храма с курантами. Это была, конечно, уникальная идея. Строительством колокольни и механизмом подъема главного креста, а также установкой курантов руководил Иван Васильевич Гусаров, ныне почивший. На установку курантов пожаловал в 2006 году сам конструктор часов из Воронежа, он же привез записи боя курантов и запустил сложный часовой механизм. Главки с крестами для четверика привезли позднее мастера Трехгорки и руководили их установкой.

22. А.В. Чернов.jpg

Работы по монтажу шатра и главного креста колокольни в октябре 2005 года оказались особенно сложными. Свидетелем этого подъема, по рассказам Анатолия Васильевича Чернова, стал партнер компании «Корвет» американец, техник по специальности, выразивший свое восхищение словами: «Такой технически сложной операции по подъему я никогда не видел в своей жизни… Я видел слезы в глазах людей. Значит, действительно для людей сделано нужное дело…». И правда, когда в соборе освящали самый большой крест колокольни, люди плакали от радости. Чувства переполняли всех.

Добавлю еще, что в 2007 году Екатеринбургское предприятие ООО «Архитрав» изготовило для иконостаса и клиросов собора позолоченные накладные украшения с эмалью и драгоценными камнями на сумму 2.380 000 руб., оплатил эти украшения тоже «Корвет».
Об Анатолии Васильевиче Чернове, этом удивительном человеке и его благотворительных делах на благо процветания собора мы подробно писали в журнале «Звонница» за 2008 год. История каждого мецената хранит много тайн, о которых мы когда-нибудь узнаем во всей полноте. Пока же скажем словами премудрого Сираха: «Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет» (Сир. 35, 6).

246613bd-74d9-4700-9330-47c3a62402e0.jpg

Работы по изготовлению напрестольной ризы, храмовых киотов и паникадил из латуни для собора выполняла художественная мастерская по металлу при архитектурном отделе Троице-Сергиевой лавры, под руководством мастера Александра Витальевича Звездкина. Его рекомендовал собору отец Николай Чирков, настоятель Свято-Духовского храма в пос. Смолино. Для выполнения заказа по чеканке металла (методом холодного давления) Александр Витальевич зарезервировал в мастерской лавры латунные листы, но весь объем выкупить вовремя мы не успели. Вскоре от Александра получили письмо: «...Сейчас у отдела появляются заказы высокого уровня, например, заказ на храм в президентской больнице и ряд столичных храмов...». Мастер просил нас быстрее выкупить весь металл, но все деньги сразу собрать не удалось. В итоге, латунный лист, предназначенный для нашего проекта, пошел на другой заказ. А вскоре Александр Витальевич нам поведал, что его мастерская сделала из этого металла две латунные раки в трапезный храм Лавры — для мощей святителей Филарета Московского (Дроздова) и Иннокентия Московского. Это был 1992 год.

В 2004 году мощи святителя Филарета Московского перенесли в храм Христа Спасителя в Москву, и мы считали себя сопричастными к этим историческим вехам…

О многом надо бы еще написать, собирая воедино историю реставрации кафедрального собора. Ведь восстановление храма - это не только укрепление его кирпичей, это судьбы людей, открывших свои души навстречу вере, навстречу Небесному Отечеству, навстречу жизни во Христе. С реставрацией собора и началом литургической жизни прихода мы восстанавливали наши заскорузлые в безверии души, борясь со своими грехами, постепенно воцерковляясь и отдавая Богу каждый свою десятину...

В статье использованы копии документов
и фотографии из личного архива автора,
а также статьи журнала «Звонница»,
№2 (2008 год).

Назад к списку