Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Христианство дает необычайную радость

30 Ноября, 2019
Митрополит Даниил: Христианство дает необычайную радость

На вопросы редактора «Православного Зауралья» отвечает митрополит Курганский и Белозерский Даниил.

Вера от бабушки Веры

Митрополит Даниил: Христианство дает необычайную радость, изображение №2



– Уважаемый владыка, ваша подробная биография есть на сайтах Курганской епархии и «Лица Зауралья», и прочитать её может каждый. Расскажите о том, чего там нет: о детских воспоминаниях, родителях…

– Самые тёплые и радостные воспоминания детства – это когда я, маленький, причащался в храме святых Христовых Таин и, приходя домой, чувствовал праздник Пасхи. Так ярко, как в детстве, ты уже не переживаешь. Ведь душа у ребёнка самая чистая, открытая, она может максимально вместить в себя Божественную энергию, которая называется «благодать». Я помню это состояние мира, покоя, тишины, тихой радости.

Яркие воспоминания остались от посещения храма и общения со священнослужителями. В храме я ловил каждое слово священника; казалось, что оно адресовано лично мне. Поэтому сейчас, будучи взрослым, я стараюсь погладить по голове всех детишек в храме, проявить к ним внимание, понимая, что это впечатление останется у них на всю жизнь.

С огромной теплотой вспоминаю двух своих бабушек, их одинаково звали – Вера. И это очень символично, потому что они вложили в меня веру в Бога. Дедов к этому времени уже не было в живых: один погиб на фронте в Великую Отечественную войну, второй вернулся израненным и вскоре умер. Я очень завидовал своим сверстникам, у которых были дедушки.

Я благодарю Бога, что вырос в той атмосфере, в которой русский народ жил веками. Это формирует твоё мировоззрение: кто твои герои, кому ты хочешь подражать. У нас были книги – «Жития святых», и была возможность читать их, размышлять о силе духа подвижников, которые пронесли свою веру до конца.

С детства у меня сохранилась любовь к лесу – я какое-то время жил у бабушки в деревне рядом с Графским заповедником (Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В. М. Пескова – здесь и далее прим. ред.)

Митрополит Даниил: Христианство дает необычайную радость, изображение №3


Своё предназначение я понял сразу

– Вы росли обычным советским ребёнком – учились в школе, потом служили в армии. Когда вы поняли, что станете священником? Что послужило толчком для принятия решения?

– Когда мне оставалось полгода до окончания армейской службы, мне дали отпуск. Я приехал домой, и мама повела меня к священнику. Мы с ним весь вечер пили чай, общались. Он покорил меня своей добротой, открытостью, эрудицией. Он-то и заронил мне мысль поступать в семинарию.

Митрополит Даниил: Христианство дает необычайную радость, изображение №4



После армии я снова встретился с этим священнослужителем, и мы с ним полетели в Тбилиси митрополиту Зиновию (Мажуге), которому было уже 90 лет. Это был настоящий монах, который подвизался на горах Кавказа и имел дар прозревать будущее. Он мне сказал – иди в семинарию, это твой путь, и даже предсказал, что я буду иподиаконствовать у митрополита. Так и произошло. В 2009 году владыка Зиновий был прославлен в лике святых.

В семинарии я попал в свою среду. Человек часто не может осознать, его это или не его, пока не соприкоснётся с этим. Я своё предназначение понял сразу.

– Сейчас у вас за плечами достаточно длинный путь служения Богу. С вашей точки зрения, какова главная цель Церкви, что она может и должна дать обществу?

– Наша задача – просвещение народа, то есть распространение истин, которые людям открыл Господь. Укрепление веры. А для чего? Чтобы человек был счастлив, была счастлива его семья, общество, государство. Когда человек живёт праведной, правильной жизнью, то ему хорошо и хорошо всем вокруг него. Не случайно преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, другие люди тоже будут идти в правильном направлении.

Митрополит Даниил: Христианство дает необычайную радость, изображение №5



Христианство даёт необычайную радость. Я всегда подчёркиваю: христианство – это не та вера, которая, по словам атеистов, обещает блаженство только на том свете; нет, в первую очередь, она дает его здесь. Это наивысший «комфорт», когда человек начинает жить по правильным духовным законам. Особенно творить дела милосердия. Я знаю многих людей, которые, стараясь не рекламировать себя, делают добрые дела. Все они рассказывают, что сначала собирались сделать что-то хорошее один раз, но почувствовали тягу творить добро и дальше. И каждый из них постепенно понимал, что он в первую очередь дарит радость не тому человеку, которому помогает, а самому себе. Так «работают» все христианские добродетели.

Церковь – это единый живой организм. Каждый крещёный человек – его частичка, маленькая клеточка. Главная задача каждой клеточки – обеспечение жизнедеятельности всего организма.

Та же молитва… Это самое трудное занятие на земле. В рассказе Осеевой есть такие слова: «В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — Богу молиться, долги платить, да родителей кормить». Отцы Церкви пишут, что молитва нужна не Богу, а нам, она нас «усваивает» Богу, делает своими Ему. Нам молитва дает силы для жизни, делает нашу душевную жизнь правильной.

Задача Церкви – показать путь, который сделает человека счастливым в этой жизни. И в той жизни это счастье будет продолжаться.

Митрополит Даниил: Христианство дает необычайную радость, изображение №6



Главное впечатление – это люди

– Вы уже больше двух месяцев на Курганской земле. Ваши впечатления от Зауралья, от Кургана?

– Мне радостно. Когда меня сюда назначили, некоторые мне говорили: «Ой, владыка, вам действительно достаётся самое тяжёлое – Сахалин, Архангельск, Курган». Сюда раньше только ссылали. Но я спокойно последовал по своему пути и прибыл сюда. По сравнению с Архангельским краем, а это тяжелая для проживания климатическая зона, здесь более комфортный климат, он чем-то напоминает среднюю полосу России, где я родился и вырос.

Но главное впечатление – здесь живут люди, жаждущие слова Божия. Когда я приезжаю в храмы, то вижу глаза прихожан, вижу, как они слушают проповеди, как стремятся к знанию. Это помогает, даёт силы нести крест служения. А силы здесь есть куда приложить.

Архангельск, в отличие от Кургана, расположен в отрыве от других больших городов. Ближайший областной центр – Вологда, за 750 км. А здесь: 200 км до замечательного города Тюмени, 380 км – до Челябинска, 400 км – до Екатеринбурга. Это центры митрополий, в них служат священники и архипастыри, которых я знаю много лет. К примеру, с митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием мы вместе учились в академии; с Екатеринбургским владыкой Кириллом знакомы более 30 лет. Они звонили, когда меня сюда назначили, были рады. Как говорится, мы в первую очередь ищем не дом, а соседа (улыбается).

И ещё: Господь нам в этой жизни дает некие знаки, главное – их увидеть. Для меня было знаково, что в Курган я прибыл в начале сентября накануне праздника двух моих небесных покровителей. В крещении моим покровителем был святой князь Александр Невский, а в монашеском постриге мне было дано имя его сына - Даниила Московского. Их память совершается в один день, 12 сентября, и для меня было знаково, что кафедральный собор носит имя Александра Невского. А затем я узнаю, что в селе Кетово, где находится резиденция правящего архиерея, построен храм святого Иоанна Кронштадтского – небесного покровителя Архангельской земли. Это тоже было для меня важным знаком.

– В прямом эфире на Курганском областном радио, говоря о планах и направлениях дальнейшей работы, вы сказали, что будете делать акцент на просвещение. Что конкретно вы имели в виду?

– Донесение Евангелия до сердец человеческих. А путей очень-очень много! Это и курсы, и лекции, и служение в разных местах, и личные встречи, и участие в социальной деятельности - всё вместе. Часто слово Божие доносится до людей через социальные проекты. Другой важный момент – воспитание детей, школьников, формирование нравственного стержня, который необходим подрастающему поколению.

Не мы решаем, чудотворная икона или нет

- Вопрос о трагедии Чимеевского храма, о вашем отношении к ней вам задавали уже не раз. Кое-кто увидел в пожаре знак того, что церковь стала слишком «коммерческим» предприятием, лавкой, на которой зарабатывали деньги. Вот Господь и наказал…

- Этот вопрос звучит немного наивно. И шаблон этот сюда не подходит. Если посмотреть на историю, а она, как говорил Цицерон, лучший учитель, то тогда всю нашу Русь можно будет назвать лавкой. Ведь во все века, особенно во времена монгольского нашествия, предавались огню самые большие святыни нашей земли. А пример Троице-Сергиевой лавры? Она много раз горела. Как говорят историки, если бы не было этих пожаров, не было бы той красоты, которую мы сейчас видим.

Всему свое время под солнцем, и деревянным храмам тоже – они должны обновляться. Главное – есть ли в этом месте благодать. А она есть, и это чувствуют все, кто приезжает в Чимеевскую обитель. Иконы, действительно, ветшают, сгорают, пропадают, их крадут… Взамен пишутся новые, ещё более достойные, и благодать Божия проявляется через них. Посмотрите на одну из самых почитаемых икон наших дней – «Семистрельную». Столько людей получили от неё исцеление, а ведь эта икона даже не писаная, это обычная софринская литография, но она источает миро.

А что такое Чимеевская икона? Это копия с оригинала – с Казанской иконы Божией Матери. Действительно, она сгорела. И, как всегда происходило на Руси, была написана другая копия. Конечно, есть антиквары, для которых главное – возраст иконы. Для нас важно другое. Сам образ свидетельствует о себе. Не мы решаем, чудотворная это икона или нет, это Бог определяет, если ты правильно молишься. Каждая икона помогает человеку измениться. Икона – это окно в духовный мир, это символ, это образ, и я не понимаю тех людей, которые впадают в отчаяние, когда теряется «портрет».

И потом, как сказал Господь Антонию Великому: «Внимай себе и не испытывай судеб Божиих». Наше дело – не роптать на промысл Божий, а восстановить утраченную святыню, следуя Его воле.

Каждый вечер делаю свой «разбор полётов»

- Есть явления в жизни, которые вас очень огорчают?

- Больше всего меня огорчает состояние личного и общественного греха. Как любой человек, я тоже грешу. Даёшь себе обещание никого не осуждать, но осуждаешь, и чувствуешь себя от этого некомфортно. Просишь у Бога прощения, начинаешь с чистого листа, а потом опять… Чтобы не опустить руки, вспоминаешь Священное Писание. А в нем есть такие слова: «семь раз упадет праведник» (Притч. 24:16). Праведник! А почему он при этом остаётся праведником? Димитрий Ростовский пишет: «Потому что он встает, кается». Человека делает праведным его покаяние. Но Бог не примет покаяния, если человек грешит специально, мол, сегодня нагрешу, а завтра покаюсь. Это лукавство.

– Есть ли в вашем характере черта, от которой вы бы хотели избавиться?

– Есть, и не одна. Много от чего хотел бы я избавиться, но у меня не получается, как и у любого человека. Я так же исповедуюсь в своих грехах. Исповедь – это как подведение итогов, разбор полётов. И я каждый вечер делаю свой «разбор полётов». Одна из вечерних молитв так и начинается: «Исповедую тебе, Господу Богу моему…» Помимо молитвы мы ещё должны подумать, проанализировать свой день и, пусть не искоренить, то хотя бы ослабить свои страсти молитвой «Господи, помоги мне, грешному». Большинство болезней нашего тела – хронические. Мы с ними боремся, но полностью избавиться не можем. Также и от грехов мы не можем полностью избавиться.

Мне очень нравятся слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Святость есть наименьшая человеческая греховность». Святой – тоже грешник, но меньший, чем другие.

– У вас есть любимое занятие?

– В духовном плане нет ничего радостнее и приятнее, чем служение Божественной Литургии. В телесном – погружение в Божий мир, в окружающую природу. Я очень люблю гулять, ходить пешком, собирать грибы, ловить рыбу.

– Какое время года любите больше всего?

– Люблю все времена года. Очень люблю снег, считаю, что в таком климате, где нет снега, нет полноты радости. Люблю ходить на лыжах, это сразу навевает детские воспоминания. А потом наступает весна, и всё просыпается. В духовном плане весна – это когда твоя душа очищается от греха и расцветает. А лето? Это тепло, это буйство природы, которое приводит в состояние восторга. А затем красота осени, заката цветения. Сразу вспоминаются строчки Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть». Или Пушкина: «Унылая пора, очей очарованье!» Это не старость, а состояние завершения и перехода к лучшему, состояние мудрости и возможность делиться этой мудростью. Я люблю все времена года, и рад, что все они проходят через моё сознание, моё сердце.

– А какое время суток?

– Не могу выбрать, я жадный, люблю всё (смеётся). Время суток - как времена года, но в малом формате, каждое по-своему замечательное и приносит свою радость.

– Всё ли мы у вас спросили из того, что вы хотели рассказать?

– Я хотел бы привести слова священноисповедника Афанасия (Сахарова), 30 лет проведшего в застенках. Эти слова стали нашим девизом. Мы поём их как стихиру: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение». Наша Православная вера – это «свод законов», благодаря которым мы становимся великими людьми. Подтверждение тому – наши предки. Александр Невский, Кутузов, Суворов, Ушаков и другие герои, которым мы подражаем, были молитвенниками. Суворов даже составил прекрасный покаянный канон. Надо стараться жить, как они, падать и вставать, бороться, и за эту борьбу Бог нас наградит. И помнить, что духовные, Божии законы на первом месте. Надо изучать их и пытаться соблюдать. В этом наш радостный и по-настоящему светлый путь.

Беседовала Татьяна Маковеева


Назад к списку