Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

«Друг друга тяготы носите…»

20 Февраля, 2024
«Друг друга тяготы носите…»
Сестры милосердия из сестричества святителя Луки Крымского при Богоявленском соборе города Кургана побывали в богадельне при Богоявленском храме села Усть-Миасское в Каргапольском районе.

На сегодняшний день здесь проживает двадцать немощных престарелых людей, некоторые из них совершенно не мобильны. Сестры из Кургана оказали посильную помощь старушкам, привезли им продукты, духовную литературу, средства по уходу. В составе “экипажа милосердия” были также православные врачи с аппаратом для снятия электрокардиограммы. О поездке в богадельню рассказывает сестра милосердия Ольга Медведева:

photo_2024-02-20_14-12-05.jpg

- Матушка Капитолина – помощник священников Александра Дмитриева и Георгия Моисеева – знакомит нас с подопечными Богоявленской богадельни. Это Галя, это Фаина, а это смиренная Зоя – всего здесь сегодня проживает около 20 подопечных, из них три монахини и восемь инокинь.

Их путь в богоугодное заведение, в большинстве своем, одинаковый: обычно, это одиночество в старости, различные телесные недуги.

photo_2024-02-20_14-25-01.jpg

Насельница Фаина  в богадельне всего два месяца. Рассказывает, что с соседками сошлась быстро – одна из них совсем ничего не слышит, а вторая – 95-летняя вечная труженица в прошлом, а теперь неходячая Зоя. Правда, сетует на нее баба Фая, «днем-то выспится, а ночью начинает вставать, спать не дает».

«Я попала сюда из-за ног, – продолжает бабушка Фаина, – одна в избе, пока встанешь, пока расходишься, а сейчас все рядом, завтрак-обед-ужин, девочки-молодцы, готовят, все принесут, в бане помоют. Я ведь одна совсем осталась, никого у меня нет…» (замолкает и плачет).

photo_2024-02-20_14-12-38.jpg

В комнатах или кельях трех построенных возле храма деревянных домов живут по две-три старушки, есть и комнаты на одного человека, в каждой обязательно находится туалет.

«Меня сюда привезли после пятого инсульта, – рассказывает другая насельница богадельни, инокиня Евдокия – а до этого десять лет дома лежала. Привезли “в лежачем положении” на недельку-две, а получилось, что уже десять лет живу здесь. Правая сторона вообще не действовала, потом потихоньку стала двигаться. Рука у меня “отошла” недавно. Есть даже фотография, на которой я капусту шинкую здесь в кровати (смеется). Батюшка приходит постоянно исповедует, причащает, соборует. Слава Богу за все!».

photo_2024-02-20_14-13-58.jpg

Матушка Евдокия, в миру Елена Щеглеева, постоянно благодарит Бога за помощь и свою бабушку-молитвенницу, кстати, тоже Евдокию. Вспоминает, каким гонениям подвергались верующие люди: «Мне года три было, но я все помню почти отчетливо. Бабушка постоянно молилась, на коленках стояла. Часто к нам приходили люди в черном и делали обыски. Как только собака залает, бабушка звала меня скорее в комнату и усаживала на табурет, его папа, столяр-плотник, сам делал: грубо сколоченный, с дырочкой посредине, чтобы поднять. Он был очень тяжелый.

photo_2024-02-20_14-12-23.jpg

А у бабушки была икона Божией Матери в окладе. Но я не знала тогда, сейчас думаю, что это Казанская была. Очень красивая большая икона и маленькая иконка Господа. Потом я только узнала, что в табурете был тайник, папа специально сделал. Что бы эти люди ни делали, искали, ругались, матрасы распарывали, меня таскали за волосы, но баба Дунечка моя мне строго наказала: “Ленушка, ты сиди, сиди, только не вставай, можешь плакать, но сиди”. Я сидела. А еще сундук был с потерянным ключом, как бабушка говорила, его тоже они топором пытались открыть, ничего не выходило. Он был с двойным дном. Там бабушка хранила рукописную Библию в кованом сундучке и церковный крест (это она мне перед смертью только рассказала). Бабулечка моя научила меня молиться, но всегда говорила: “Никогда никому не говори об этом, иначе нас всех убьют”. Эти слова я хорошо запомнила. Мы все в те годы всегда в страхе жили».

photo_2024-02-20_14-12-42.jpg

Самой младшей в Божьем доме Усть-Миасского – 70 лет, старшей исполнилось 99. Инокиня Георгия поражает своей памятью. На сотом году жизни наизусть поет (!) акафисты святым. Вспоминает, что в храм Богоявления Господня из Каргаполья ходила пешком пять километров на службу, певчей была. А сейчас доживает свой век возле любимой церкви.

photo_2024-02-20_14-12-34.jpg

В большинстве случаев этим бабушкам требуется просто общение, реже – медицинская помощь (врача для осмотра сюда приглашают по необходимости).

«Добро и зло рядом стоят, – рассказывает случай из жизни словоохотливая инокиня Георгия. – Я пела на клыросе, так мне весело, я столь довольнехонька. Кончилась служба, слышу - под ухо мне говорит кто-то: “Скорей домой, домой скорей”. Я никому ничего не сказала и побежала. Автобус сразу, тут я уехала. Подъезжаю, в дом захожу, двери открываю, а у меня палениной пахнет, утюг пять часов включен был. Еще маленько бы – и все бы загорело. Мне Господь-батюшка подсказывал – иди домой – я скорей и побежала. Слава тебе, Господи, за все!».

«Слава Богу за все!» – эти слова звучат в этих стенах часто. По наблюдениям – ни одной озлобленной или недовольной судьбой женщины – только благодарность, доброжелательность к окружающим. В каждой келье устроен большой иконостас, в основном, старинные иконы.

Надо отметить, что иконами «с историей» каждый раз пополняет Богоявленский храм его настоятель иерей Александр Дмитриев. Церковь поражает количеством старинных образов, к которым выстраивается очередь из прихожан. Например, видим, что рядом с чудотворной Табынской иконой Божией Матери множество записок с просьбами о помощи.

photo_2024-02-20_14-13-30.jpg

«Мы их вынимаем и сжигаем, – делится отец Александр. – Раньше прочитывали, но, во-первых, их огромное количество, а во-вторых, мы решили, что это все-таки сокровенное».

На вопрос, как родилась идея создания при храме дома для престарелых и обездоленных людей, батюшка вспоминает события десятилетней давности: «Я в Шадринске причащал в больнице одну нашу прихожанку, и меня попросили подойти к молодому человеку, который находился в соседней палате. Я пришел, исповедовал его, причастил, дал ему номер своего телефона: вдруг что-то понадобится. Мальчишка такой открытый, сирота. Уехал, и буквально через несколько дней мне звонят из больницы медработники, говорят: “Батюшка, вот вы к молодому человеку приходили, его надо завтра выписывать, а мы не знаем, куда его везти. У него рак 4 стадии, операцию проводили, разрезали, зашили, там уже метастазы во все органы. Мы сделать ничего не можем, поэтому надо его куда-то определять”. Рассказали, что гражданская жена от него отказалась, когда увидела в таком положении. Мы его забрали, дохаживали, и этот парнишка нас сплотил. Меня тогда только назначили сюда, народ присматривался, некоторые были недовольны частотой служб, ворчали: что вы у нас тут монастырь хотите устроить? А к этому больному парню все как-то прониклись, начали ходить, ухаживать, помогать, кто чем может. Он напротив жил в доме отца Григория, который здесь служил, в пристрое для диаконов. А потом, когда он упокоился, мы решили здесь строить богадельню.

IMG_2363-10.jpg

Строили на народные деньги. Матушка Капитолина, которая в церковной лавке сидит, в то время помогала владыке Викентию (на тот момент Екатеринбургскому и Верхотурскому). Он ее благословил ездить с частицей мощей княгини Елизаветы, с иконой Божией Матери “Скоропослушница”. Она объехала всю Россию. Взяла благословение и нам помогать с богадельней. Первый из трех домов мы, можно сказать, построили на деньги, собранные со всей страны. Второй дом построили на средства одной старушки, у нас тоже ее “дохаживали”. Она сама из Кургана была, тяжелобольная, у нее никого из родственников не было, она свою квартиру продала, пожертвовала деньги нам со словами: “Я дожила при таком уходе, хочу, чтобы и другие так жили. Стройте второй дом”. Так и богадельня появилась».

photo_2024-02-20_14-13-35.jpg

Сейчас о Божием доме в селе Усть-Миасское Каргапольского района Курганской области знают, по словам отца Александра, часто звонят из других городов с просьбами взять стариков.

«Но мы стараемся брать тех, кого хоть немного знаем или слышали, – говорит он. – Самое главное условие - чтобы человек был верующий, потому что с теми, кто не верует, нам сложно, и им с нами сложно. Привезли как-то бабушку, она абсолютно не православный человек, не верующий. Звонит подружке и говорит: “Ой, ну все хорошо: и кормят хорошо, и ходят хорошо, но они все время молятся: утром молятся, перед обедом молятся, после обеда молятся, вечером молятся. Еще какой-то псалтырь, Евангелие…Телевизора нет, в карты не играют”. Она сколько-то пожила еще и все-таки уехала к кому-то из своих четверых детей».
photo_2024-02-20_14-12-25.jpg

«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). Завещанный Богом закон люди, которые организовали богадельню при храме в небольшом зауральском селе, исполняют верно. Тихо, без ропота и осуждения, без тщеславных надежд несут чужой крест.

IMG_2367-12.jpg

Отказ от следования этому правилу взаимной помощи, ослабляет человеческие связи в мире, где каждый – образ Божий, «ближний» один другому. Напротив, неся немощи друг друга, мы сможем проявиться как одна большая общая семья.
Назад к списку